Тема: «Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса»
Цель урока: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произведение Я. Сибелиуса.
Задачи:
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Средства обучения: Я. Сибелиус «Грустный вальс», песня: «Как здорово», О. Митяев, «Школьный корабль» – приветствие. Презентация урока (Пиложение 3). Буклет (Приложение 6)
Вид урока: углубления в тему, применение ЗУН на практике.
Необходимые знания: свободное владение понятиями: «музыкальный образ», СМВ, жанры музыки, план характеристики музыкальных произведений, алгоритм работы в малых группах, критерии оценки, правила пения и слушания музыки, учебный материал предыдущих уроков.
Овладение умениями и навыками:
- Грамотно использовать опорные конспекты, схемы, карточки, индивидуальную методическую папку учащегося;
- Выделять суть материала в ответах учащихся и в речи учителя.
- Извлекать из музыкального текста и осмысливать всю необходимую, для решения данной задачи, информацию, устанавливать взаимосвязи между ответами групп.
- Анализировать свои ответы и ответы одноклассников.
- Самостоятельно работать с тетрадью.
- Проводить сравнительный анализ между различными видами искусства: живописью, поэзией, музыкой.
- Формирование навыков сотрудничества в учебной микрогруппе по алгоритму.
- Реализовывать информацию, полученную в учебной деятельности, через выполнение творческого домашнего задания.
Методы и формы организации музыкальной деятельности: метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Д. Абдуллин); метод создания художественного контекста (изобразительное искусство, литература) по Л. В, Горюновой; метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); метод наглядно - слухового показа; метод «забегания» вперёд и «возвращения» назад (Д. Кабалевский); работа в малых группах; полихудожественная деятельность.
Оборудование: музыкальный центр, ПК + медиапроектор + экран, фортепиано.
План.
- Музыкальное приветствие
- Эпиграф урока
- Разгадывание кроссворда
- Знакомство с биографией композитора
- Слушание музыки
- Работа в группах
- Повторное слушание произведения
- Исполнение песни
- Выполнение теста
- Обобщение урока
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие (Слайд 1)
Учитель:
Я сегодня рада видеть
На уроке Вас, друзья.
Учащиеся:
И мы тоже очень рады
Рады впрочем, как всегда!
Вместе:
Когда очень грустно иль радостно мне
Любимую песню спою я себе.
И станет душа сразу чище
Добрее, счастливее всех!
(на мелодию песни «Школьный корабль»)
2. Эпиграф урока. Слайды 2, 3
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о музыкальных образах. Эпиграфом нашего урока будут слова замечательного композитора Рихарда Вагнера.
«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль»
Р. Вагнер
3. Разгадывание кроссворда Слайд 4, Приложение 4
На прошлом уроке мы познакомились с новыми музыкальными произведениями и образами в этих произведениях одного из композиторов. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы закрепить материал прошлого урока. Разгадав кроссворд мы узнаем к музыке какого композитора мы обратимся сегодня на уроке (отвечает группа, которая быстрее вспомнит ответ, зарабатывая по 1 баллу, которые суммируются при подведении к итоговой оценки группе). Можно предложить разгадать кроссворд одному из учащихся самостоятельно.
4. Знакомство с биографией композитора. Слайд 5
Итак, мы видим, что сегодня на уроке нас ждёт
знакомство с творчеством Яна Сибелиуса. Мы уже не
раз говорили о том, что музыкальный образ мы
определяем отталкиваясь от основной мысли или
творческой идеи композитора. Сегодня мы
постараемся определить: «Музыкальный образ в
произведении Я. Сибелиуса».
Слайд 6
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор,
педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской
консерватории. Основоположник финской
национальной музыкальной школы. В своём
творчестве Я. Сибелиус широко использовал
финское и карельское народное творчество. Им
созданы: 7 симфоний, 4 легенды – одна из самых
известных «Финляндия». Его сочинения принесли
ему мировую известность.
На наших уроках мы встречались с разными
композиторами, но есть определённая группа в
которую входят основоположники классической
музыки в своей стране. Давайте вспомним, кто из
каких композиторов является основоположником
какой своей национальной музыки.
Слайд 7
Вам нужно вспомнить основоположников: польской,
норвежской, австрийской, венгерской, русской
музыки. Каждая группа отвечает один раз, но, а
последняя определит – основоположником какой
музыки является Ян Сибелиус? Итак, Ф. Шопен –
основоположник польской музыки, Э. Григ –
основоположник норвежской музыки, В. А. Моцарт –
основоположник австрийской музыки, Ф. Лист –
основоположник венгерской музыки, М. И. Глинка
является родоначальником русской музыки, а Ян
Сибелиус стал родоначальником новой финской
музыки.
5. Слушание музыки
Сегодня мы обращаемся к одному из его
произведений Яна Сибелиуса.
Для дальнейшей работы представители каждой
группы подойдите и возьмите карточку с вопросом,
на который вы дадите ответ после прослушивания
произведения.
Вопросы для работы по группам:
- Музыкальная характеристика данного произведения.
- О чём на ваш взгляд хотел рассказать композитор в своём произведении?
- Как бы вы назвали данное произведение, почему?
- Подберите созвучный стих с данным произведением, объясните свой выбор. (Любой сборник стихов)
- Подберите созвучные иллюстрации с данным произведением (одна из которых отобразит характер музыки, а другая содержание), объясните свой выбор (предлагается 4-5 репродукций разных художников). При работе данной группы учитель ненавязчиво контролирует выбор учащихся, помогая прийти к верному решению - для этого иллюстрации должны быть контрастными по отношению к 2-м нужным, тогда всё получится. Приложение 1
- Определите музыкальный образ данного произведения.
Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.
Вспомним золотое правило слушания музыки: от того насколько вы внимательно слушаете музыку – зависит успех вашей работы.
Слушание музыки. Слайд 8
6. Работа в группах
Вам предлагается для работы 5 минут, после чего мы начнём обсуждение. Напоминаю, что у вас есть методическая папка, которой вы можете воспользоваться. Приложение 2
7. Выступления групп
Итак, мне хотелось бы напомнить, чтобы вы внимательно слушали ответы своих одноклассников, т.к. вы можете услышать подсказку из предыдущего ответа к решению своей задачи.
1 группа: музыка печальная, лирическая, задушевная, одинокая, грустная, мелодичная, танцевальная – звучал вальс. Слайд 9– появляется после выступления группы, как микро-обобщение).
2 группа: в этом произведении такое чувство, словно человек то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся. Слайд 10 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение).
3 группа: предлагается название придуманное группой, а затем название Яна Сибелиуса – «Грустный вальс» Слайд 11 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.
4 группа: учащиеся зачитывают выбранное стихотворение, которое на их взгляд созвучно с музыкой. Мне хотелось бы тоже зачитать свой выбор – это стихотворение Н. М. Языкова «Элегия». Слайд 12 – появляется после выступления группы.
5 группа: из двух предложенных
репродукций по характеру созвучна картина
Айвазовского «Прибой у крымских берегов», потому
что в данной картине как и в характере музыки
есть тёмные тона, созвучные с грустью, печалью в
характере музыки; яркая вспышка вдали, как
мимолётное просветление в характере музыки; а
морской пейзаж – это ничто иное, как
мечтательность, романтичность. Слайд 13 –
появляется после выступления группы, как
микро-обобщение.
А вот по внутреннему содержанию больше подходит
картина И. Шишкина «На севере диком», также как
композитор раскрыл перед нами одинокую душу
человека, которая может грустить, печалиться,
мечтать, размышлять сама с собой, так и картине
Шишкина мы видим одиночество, мечтательность,
грусть. И, конечно же, сразу вспоминается
замечательное стихотворение Ю. Лермонтова
Слайды 14, 15 – появляются после выступления
группы, как микро-обобщение.
8. Повторное слушание произведения
А сейчас нам осталось выяснить какой же образ раскрыт в «Грустном вальсе». Послушайте ещё раз фрагмент произведения и 6 группа нам постарается ответить на данный вопрос.
Слушание музыки – видеоклип. Слайд 16
6 группа: в этом произведении очень сильна грусть, поэтому раскрыт ОБРАЗ ГРУСТИ.
Слайд 17
9. Самооценка
Ну что ж, на мой взгляд, мы прекрасно поработали и я предлагаю экспертам оценить (по пятибальной системе) работу группы по следующим критериям: культура общения, степень активности ваших партнеров, степень результативности работы вашей микро группы + заработанные бонусы в течении урока.
Слайд 18
10. Распевание
Исполнение музыкальных упражнений (на усмотрение учителя)
Исполнение песни – «Как здорово», О. Митяев
Каждый раз, когда мы с вами работаем на уроке и
достигаем верных результатов, я убеждаюсь в том,
что как, что нас так много на уроке, ведь вместе и
задачи наши решаются легче, а сказать об этом
можно словами из песни: как здорово, что все мы
здесь сегодня собрались. Об этом и поётся в песне
Олега Митяева, которую мы сейчас с вами исполним.
Слайд 19
Этапы работы с песней: вспомнить мелодию (учитель
играет мелодию, учащиеся про себя пропевают её);
закрепление чистоты интонирования, характера
исполнения; исполнение по цепочке по одной
строчке, по группам; концертное исполнение - под
фонограмму.
11. Обобщение урока
Слайд 20. (При работе с данным слайдом пользуйтесь гиперссылками)
Итак:
- С музыкой какого композитора познакомились?
- Как называется произведение Я. Сибелиуса?
- Какой образ раскрыл композитор в своём произведении?
- С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?
12. Домашнее задание
Слайд 26
Выучить стихотворение созвучное музыкальной мысли композитора или отобразить музыкальную мысль Я. Сибелиуса в рисунке.
Слайд 27
Дополнительно (по желанию учителя)
Так как – это предпоследний урок четверти можно его закончить выполнением теста.
13. Выполнение теста
А в заключение, я предлагаю вам поработать с тестом, чтобы закрепить полученные знания на прошлых уроках (Приложение 5).
Тест по теме: «Музыкальный образ».
7 класс, 2 четверть
1. Фридерик Шопен это:
- немецкий композитор;
- советский композитор;
- польский композитор.
2. Как называется произведение, которое написал В. Лаурушас?
- «Весёлый поезд»;
- «В путь»;
- «Радостное путешествие».
3. В каком году был написан «Гимн демократической молодёжи»?
- 1957 г.
- 1937г.
- 1947г.
4. Ян Сибелиус это:
- русский композитор;
- итальянский композитор;
- финский композитор.
5. Какой образ раскрыт в «Вальсе №7» Ф.Шопена?
- лирический образ;
- грустный образ;
- образ воспоминания.
6. Кто написал произведение «Деревянные лошадки»?
- Ф.Шопен;
- В. Моцарт;
- Б. Дварионас
7. Какой образ раскрыт в «Вальсе - минутке» Ф. Шопена?
- образ шутки;
- образ радости;
- образ озорства.
8. Какой инструмент был солирующим в произведении Б. Дварионаса «Деревянные лошадки»?
- гусли;
- канклес;
- скрабалай.
9. Какой образ раскрыт в «Вальсе» Яна Сибелиуса?
- образ печали;
- образ грусти;
- образ одиночества.
10. Напишите значения слов: ария, увертюра, музыкальный образ, гимн, этюд, прелюдия.