Программные задачи:
- закрепить знания об окружающем мире,
- строить сюжет игры на основе личного опыта,
- побуждать детей к активной связно речи,
- умение развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность,
- упражнять в передаче образа героя через жесты, движения, пантомиму, интонационную выразительность речи,
- развивать коммуникативные отношения в ходе игры.
Подготовка к занятию:
- книжный уголок,
- уголок драматизации,
- костюмы и иллюстрации к сказкам,
- выставка детских работ по ИЗО и ручному труду.
Методические приемы:
- диалоги,
- распределение ролей,
- монологи,
- драматизация,
- имитации,
- пантомима,
- инсценирование,
- хоровод.
Действующие лица:
- воспитатель,
- библиотекари,
- папа,
- мама,
- экскурсоводы,
- артисты,
- зрители.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня я предлагаю вам игру “Библиотека”. Представим, что это наша большая семья. Кто есть у нас в семье: папа – ты будешь, мама – пусть ты, а остальные сестры и братья.
Папа: Дорогие жена, дети мои, я шел с работы и вот такую рекламу увидел. В библиотеке открылись новые залы. Сегодня выходной, вы согласны узнать новое? Возьмите свои книги, кто прочитал. Будет возможность новую взять.
Воспитатель: А я буду заведующей библиотекой. Кто работает в библиотеке? А что он должен там делать? Кто желает быть библиотекарем? Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, музыкальный зал)
1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент! Какая дружная семья! У нас новое поступление. Прошу познакомиться. Какие правила нужно помнить при пользовании книгами? Молодцы, что знаете правила. Катя, тебе понравилась эта книга? Никита, а тебе что понравилось? Вы зайдите ко мне еще на обратном пути, а пока я запищу вам книгу. Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)
2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в литературную гостиную.
Воспитатель: дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе. Мы оказались в гостях у сказки.
2-й библиотекарь: Я рада вас приветствовать в литературной гостиной. Вы любите сказки? Почему сказки называются народные? Почему – авторские? Назовите, каких авторов вы знаете (Бажов, Волков, братья Гримм, Пушкин).
Я предлагаю вам сыграть сценку: “У лукоморья дуб зеленый”. Кто автор этого произведения? Кто будет дуб (три человека – дети встают в круг, спиной друг к другу, у одного в руке цепочка). Кто будет котом – покажи как ходит кот?
2-й библиотекарь: Я буду читать за автора, а вы выполняйте движения…
Сценка:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет налево песнь заводит
Направо сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит.
Кто написал эти стихи? (А.С. Пушкин).
2-й библиотекарь или воспитатель: Знаете ли вы эти сказки?
- В какой сказке царь задумал жениться? (Сказка о Царе Салтане).
- В какой сказке поп поехал искать работника? (Сказка о попе и его работнике Балде).
- В какой сказке царевна заблудилась в лесу? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
- В какой сказке жил царь Дадон? (Сказка о Золотом Петушке).
Я предлагаю вам игру: я зачитаю отрывок, а вы покажите, о чем я говорю (пантомима):
- Как старик тянет невод из моря.
- Белка орешки щелкает
- Петушок, который с высокой спицы стережет царя границы.
- Глядь, поверх текущих вод Лебедь белая плывет
Удивительные сказки написал А.С.Пушкин – добрые, веселые, нежные. В них можно играть, слушать, рисовать.
Воспитатель: Я предлагаю перейти в следующий зал.
3-й библиотекарь: Добро пожаловать в выставочный зал. Здесь живут картины разных художников. Художники пишут к сказкам и разным книгам иллюстрации, картины. Сегодня выставка картин художника – великого матера кисти В.М. Васнецова. Мне помогут экскурсоводы. Кто желает быть экскурсоводом (три человека).
Рассказы о картинах:
- “Аленушка”: картина “Аленушка” подлинное украшение “Третьяковской Галереи”. Мы видим на берегу реки сидит девушка - сиротинка и горькими слезами оплакивает своего братца – Иванушку. Трогателен этот образ бедной страдающей девушки, преследуемой злыми людьми. Слабые детские руки девушки обхватили колени, поникла ее голова, простое лицо, полно боли и тоски. Вся природа грустит и сочувствует бедной девушке. Эта картина образ Аленушки вызывает глубокие чувства, желание помочь девушке.
- “Иван Царевич и серый волк” Перед Вами картина Виктора Михайловича Васнецова по русской народной сказке об Иване Царевиче и сером волке. Главный герой Волк – это верный друг и товарищ Ивана Царевича. Обратите внимание на лапы – это сила, мощь, надежность. А глаза, какие глаза!!! Умные, выражают уверенность. Мы видим, что природа тоже помогает, оберегает наших героев от неприятелей. Мастер кисти Виктор Васнецов подтверждает, что добро побеждает зло.
- “Богатыри” Одной из самых замечательных и популярных картин Васнецова является большое полотно “Богатыри”. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, оберегающие границы родной земли. Обратите внимание: в образе Ильи Муромца Виктор Васнецов раскрыл силу, могущество, человечность, доброту, отзывчивость русского воина. В образе Добрыни Никитича – воинский долг, гордость, честь. В лице и фигуре Алеши Поповича подчеркнуты мечтательность и лиричность. Пейзаж картины – широкая каменистая степь, подчеркивает героические черты, человеческий характер отважных воинов.
Воспитатель: Вы прослушали рассказы по картинкам В.М. Васнецова. Кого вы себе представили, какой образ перед вами появился? У нас в группе есть свои богатыри.
Звучит музыкальное произведение “Добры Молодцы”.
Выходят три богатыря:
Илья Муромец:
Из того ли то из города из Мурома
Выезжал удаленький
Дородный добрый молодец
Илья Муромец да сын Иванович
Хотел поспеть в стольный Киев-град.
Вод подъехал ко славному Чернигову.
Нагнало тут силушки черным-черно.
Выходили мужики просили воеводою стать.
Ай, да мужички, да вы Чернигов мне укажите
Мне дорожку прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мне мужички:
На добром коне никто да не проезживал
Да у той реки, да у Смородины
Сидит Соловей Разбойник во сыром дубу
То свищет по-соловьиному, то кричит злодей по-звериному.
Да и правда конь мой Буравушка да спотыкается
Взял я тугой лук разрывчатый и выбил право око
И спустил Соловья да на сыру землю.
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному.
И повез его по славну чисту полю
В гнездышко повез да в соловьиное.
Добрыня Никитич:
Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,
Мне, Никитичу, маменька наказывала:
Что не езди-ка далече в чисто поле,
На тую гору на сорочинскую,
Не топчи-ка младых змеенышей,
И не купайся Добрыня во Пучай-реке.
Но Пучай-река очень свирепая,
А средняя-то струйка как огонь сечет.
Не успел я слово молвить
Как вдруг летит на меня Змеище Горынище
О двенадцати хоботах.
Как ухватил я колпак в целых три пуда
И шибанул во Змею
И отшиб змее 12 да хоботов
Больше Змею не летать
Да на святую Русь.
Алеша Попович:
Из лавного Ростова, красна Города,
Как два ясныя сокола вылетали
Я по имени Алеша Попович – млад.
С другом Екимом Иванычем.
Ездили, гуляли по чистому полю
Ничего не видали: ни птицы, ни зверья.
Только в чистом поле наехали –
Лежать три дороги широкие,
Промеж тех дорог лежит горючь камень,
А на нем написано:
Первая дорога – на Муром
Другая – в Чернигов-град,
Третья – ко городу ко Киеву.
Мы пойдем ко славному граду-Киеву.
Едем-едем, а навстречу нищий странник
Говорит нам: не ходите туда, да не ходите
Злой враг Тугарин, Змея сын, вас поджидает.
Ничего, как-нибудь справимся.
Надел Алеша цветное платье, идет на дубину опирается.
Гей, Странничек, не видел ли ты Алешу Поповича,
Мне бы хотелось его найти, да копьем поколоть,
Да огнем пожечь.
А Алеша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел,
Застонал и отвечает стариковским голосом:
Ох-ох, не гневись Тугарин-Змей, я что-то глох стал…
Наклонился Тугарин, а Алеша
Ловок да увертлив, как хватит его дубинкой меж глаз,
Так Тугарин без памяти на землю упал…
Вот так мы одолели чудище,
А в Киев-граде я повстречал Добрыню и Ильюшеньку
Богатыря Муромца.
Воспитатель: Мы с вами переходим в следующий зал - музыкальный. А как вы догадались? Да потому что мы видим русские народные инструменты. Какие хороводы вы знаете. Давайте исполним ваш любимый хоровод.
Хоровод
Папа: Дети вам понравилось в библиотеке? Здесь мы много нового узнали. Нам пора возвращаться домой. Зайдите в абонемент. Возьмите свои книжки.
Дети продолжают игру.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга. СПб., 1999.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М., 2008.
5. Соломенникова О. А Радость творчества М., Мозаика–Синтез, 2005.
6. Таллер Л. А. Здравствуй, книга. Минск., 1987.