Проблема развития творческой инициативы у учащихся приобретает всё большую актуальность в эстетическом воспитании и обучении подрастающего поколения и вызывает необходимость в глубокой разработке этого вопроса , так как развитие и использование творческих способностей ребенка позволяет сделать его обучение более эффективным.
По своей удивительной способности вызывать в человеке, а особенно в ребенке, творческую фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многоообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Развитие креативности способствует формированию музыкального мышления ребенка. Знания, приобретенные в результате самостоятельного поиска долговечнее и прочнее, чем знания, приобретаемые от учителя пассивно.
В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества и творческой инициативы.
Задачи данной работы:
- Выявить особенности и возможности формирования и развития креативности у детей младшего школьного возраста.
- Определить сущность креативности как одного из компонентов, составляющих структуру музыкальности.
- Разработать и апробировать творческие задания в различных видах музыкальной деятельности.
Уникальным средством гармонического развития личности в младшем школьном возрасте является искусство, соединяющее в себе свойства научно- теоретического и эмоционально - образного видения мира. В процессе разнообразной художественной деятельности, охватывающей самые различные стороны психики ребенка, успешно развиваются его эмоциональная сфера, интеллектуальные и творческие способности.
Вместе с тем каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, играет особую роль в ее становлении. Так, музыка как “искусство интонационно- образного моделирования явлений и эмоций” (Л.А.Мазель) несет в себе огромные возможности для развития эмоциональной сферы ребенка и его творческих проявлений в различных видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнении, импровизации или сочинении музыки.
В современной педагогике активизация музыкально- эстетического воспитания через творчество ребенка обусловлено объективными причинами:
- высокой ролью творчества в познании мира;
- необходимостью всестороннего развития личности;
- природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками и применять их на практике. Оно предполагает одно непременное условие — отказ от стереотипов. Все, творчески усвоенное школьниками, становится прочным их достоянием.
Собственное детское творчество создает для ребенка атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.
Сложно вообще сказать, что есть творчество? Это спонтанный, непроизвольный процесс или продуманное конструирование модели?
Само слово “творчество” происходит от слова “ творить” и в общем смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом . Соответственно и творческая деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и созидание или конструирование, какого- то нового для них продукта.
В педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Авторы их — известные ученые и педагоги: Асафьев, Яворский, Теплов, Блонский, Выготский, Ветлугина и другие. Положения, выдвинутые ими о способности к творчеству детей, представляются особо важными.
В детском творчестве мы имеем совершенно стихийно-чистые образцы, лишенные всякого элемента профессиональной изощренности взрослых. Приходиться признать и то, что творчество, так сказать преходящее, не создающее никаких объективных ценностей и нужно скорей для самого ребенка, чем для окружающих. Творчество в детстве сильнее и ярче, чем у взрослых. Отсюда профессиональное обучение технике каждого искусства как проблема общего образования и воспитания должно согласовываться с двумя другими линиями эстетического воспитания: с собственным творчеством ребенка и с культурой его художественных восприятий.
Главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие:
- умение видеть необычные и уникальные свойства объекта;
- своеобразная комплексность восприятия;
- особое интуитивное видение главного;
- спонтанность восприятия;
- тенденция отдавать предпочтение неопределенным сложным объектам.
Второй психический процесс, отличающий творческую индивидуальность, - это воображение, фантазия.
Творческие способности заложены в каждом ребенке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей в той или иной конкретной деятельности. Креативность связывают с творческими достижениями. В качестве основных показателей креативности выделяют следующие признаки:
- наличие интеллектуальной творческой инициативы;
- широта категоризации (неожиданность использования предмета, придание ему функционального или переносного значения)
- беглость мышления (богатство и разнообразие идей);
- гибкость мышления (быстрый переход из одной категории в другую);
- оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность мышления).
Творческие способности различные по своей основе. Первые из них зависят от уровня музыкального развития детей и квалифицируются как специальные музыкальные способности. Например, успешное выполнение творческого песенного задания зависит то уровня развития чувства лада. Очевидно значение развития ритмического чувства для импровизации танцевальных движений.
Другие способности носят более общий характер и необходимы для успешного выполнения творческих заданий в любом виде музыкальной деятельности — это: склонность к музыкальной деятельности, способность быть эмоционально захваченным музыкой, способность к перевоплощению в танце, пении, способность фантазировать в процессе творческой деятельности, стремление находить способы, средства воплощения замысла, наличие музыкальной памяти.
Для младшего школьного возраста характерно единство воспроизводящей и креативной тенденций. С одной стороны, младший школьник сталкивается с “принципом трех П” — подражание, повторение, послушание, с другой стороны — с принципами овладения детьми нормами построения учебного сотрудничества. Этот процесс освоения норм учебного сотрудничества носит творческий характер.
Задача этих норм внутри каждой конкретной ситуации сотрудничества детей с учителем или друг с другом может быть для ребенка, особенно на первых порах, достаточно трудной. В этой ситуации всегда остается место для инициативного поиска и самостоятельности.
Понимая под музыкальностью комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью, легко представить себе роль музыкальных способностей. Они естественно входят в комплекс особенностей, без которых немыслимо музыкальное развитие .
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявлять их у детей.
Креативность является одним из компонентов, составляющих музыкальность, поэтому здесь важно определить сущность и структуру музыкальности, которая в свою очередь влияет на развитие творческой инициативы. Таким образом, можно предположить, что развитие творческой инициативы неразрывно связано с формированием музыкальности ребенка.
Музыкальность предполагает как музыкально- ритмическое чувство, так и музыкальный слух как основы, позволяющие пережить — понять музыку. А также под словом “музыкальность” понимают способность свободно ориентироваться в музыке и свободно с ней обращаться.
Проблема раннего выявления и развития музыкальности приобретает особую значимость и актуальность, как для специального, так и общего музыкального образования.
Какова же природа музыкальности? Следует ли понимать музыкальность как единое целостное свойство личности или же это слово является обозначением определенной группы отдельных способностей? В музыкально - психологической литературе вопрос этот является предметом спора и активно обсуждается.
В прежнее время было принято сводить музыкальность к одной какой - либо способности (узнавать и воспроизводить интервалы или анализировать созвучия). Теперь же музыкальность склонны понимать как систему многих музыкальных способностей.
В структурную модель музыкальности младшего школьника вошли такие основные компоненты как:
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- сенсорные музыкальные способности : музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический) и музыкально-ритмическое чувство;
- интеллектуальные музыкальные способности: музыкальное мышление и музыкальная память.
Следовательно, развитие музыкальности у младшего школьника рассматривается как развитие каждого из этих трех компонентов, составляющих структуру музыкальности. Начинать нужно обязательно с младшего школьного возраста, так как это особый период в жизни ребенка. Для него не только интересно, но и естественно находиться в поиске чего - то нового, неведомого, выстраивать догадки, предположения, проверять их разными способами. Им интересна суть и они хотят до нее докопаться собственными усилиями, а не получить в готовом виде от учителя.
Младший школьный возраст - уникальный период в развитии интеллектуальных способностей детей. Если содержание обучения подкрепляет их желание искать и пробовать разные решения, то способность мыслить самостоятельно станет достоянием многих детей.
Таким образом, развивая креативность, творческую инициативу, автор тем самым развивает у детей интеллектуальные способности, способствующие формированию музыкальности ребенка.
Младший школьный возраст - уникальный период в развитии интеллектуальных способностей детей. Если содержание обучения подкрепляет их желание искать и пробовать разные решения, то способность мыслить самостоятельно станет достоянием многих детей.