Урок математики в начальной школе "Слагаемые. Сумма"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с терминами «слагаемые» и «сумма».
  2. Продолжить работу по формированию умения правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2. Закрепить умение решать задачи.
  3. Воспитывать активность, усидчивость, работоспособность, интерес к уроку математики, любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям.

Наглядность: диск «Птичьи голоса», таблица «Слагаемые. Сумма», рисунки «сосна, ель, еж, филин, соловей», цветы лесные, цифры, рисунки яблок – красные и зеленые. Красная книга, карточка «фитонциды», цифры, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Вступление 

(На доске висит картина «Лес»)

– Сегодня мы совершим небольшое путешествие в лес, чтобы узнать полезное и интересное. Давайте прочитаем, что сказано про лес. (Чтение выражения на карточке:

«Лес – наше богатство».)

– Лес украшает нашу планету. Он дает свежий воздух. В лесу много ягод, грибов, орехов. Это дом для животных. Его надо беречь и охранять.

– Как будем вести себя в лесу? (Ответы детей)

II. Минута чистописания 

Как вы думаете, а сумка нам нужна? (Да)

– А что же в сумке?!

В сумке ручка и резинка.
И красивая картинка.
В сумке книга и тетрадь.
Сможешь все ты сосчитать.
Это будет ровно… (пять)

– Поставьте на наборное полотно цифру 5.

– Возьмите любую другую цифру и скажите, куда поставите, левее или правее числа 5.

Учитель вывешивает карточки с нужными цифрами и показывает образец письма на доске.

– А теперь красиво запишите эти цифры.

III. Устный счет. 

Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе много загадок.

– Как вы себе представляете лес? (ответы детей)

– Лес – это множество деревьев, растущих вместе. Деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества – фитонциды. (Выставить карточку с этим словом.) Легко дышится в хвойных лесах.

– Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, пихта, можжевельник)

1. Состав числа 6

Повторим состав числа 6.

– На опушке леса выросло 6 сосен и елей. Сколько могло быть сосен, сколько елей? (Выставить рисунки деревьев)

2-3 ученика отвечают устно

2. Работа по натуральному ряду чисел

– Смотрите-ка, ребята, сколько цветов на поляне. Давайте полюбуемся ими.

Незабудка, фиалка, колокольчик, ветреница, калужница, гвоздика, герань луговая, ландыш, пролеска, рябчик русский.

– Сколько всего цветов? (10)

– Какой по счету желтый цветок – калужница? (5)

– Между какими числами стоит ландыш? (7 и 9)

Ландыш – лекарственное растение. Из него изготавливают лекарство для больных со слабым сердцем.

– Сколько синих цветов?

– Сколько белых? Каких больше и на сколько?

– Кто запомнил, как называется десятый цветок? (Рябчик русский)

– Этот цветок занесен в Красную книгу. (показ книги) Он находится на грани исчезновения.

– Можно ли рвать в лесу цветы? (нет)

– Цветы в лесу рвать нельзя. Их нужно беречь и охранять.

3. Решение примеров

– Между цветов затерялись примеры. Прочитайте их по-разному и решите.

3-1           6+2           5-2
7+2   8-1   4+2

(При проверке использовать разные способы чтения)

– Молодцы!

4. Физминутка для глаз

IV. Работа над новым

1. Знакомство с новым материалом

– В начале урока я вам сказала, что в лесу много полезного и интересного. Что же лес таит в себе? Отгадайте загадку:

Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)

– В лесу тоже растут яблоки. Как они называются? (Лесные дикие яблоки.)

Используется наборное полотно.

– Сколько красных яблок упало с одной яблони? (5)

– Сколько зеленых яблок упало с другой яблони? (2)

– Сколько всего яблок упало?

Запишите решение в тетради. Один ученик работает у доски.

5+2=7

Как по-разному можно прочитать пример?

– Есть еще новые способы чтения примеров на сложение.

– В математике при сложении первое число (5) называется первое слагаемое, второе число (2) – второе слагаемое. А ответ (7) – сумма.

Числа, которые складывают – 5+2 тоже можно назвать сумой.

Демонстрация таблицы

Ученик читает таблицу.

– Что новое нам дал «лес»?

(Числа при сложении имеют названия).

2. Физминутка «Гриша», «Маша»

3. Закрепление нового материала с. 78, № 1

Работа у доски и на месте.

– А кто в лесу любит яблоки? (показ рисунка ежа)

Еж – небольшой зверек, у него короткие ножки, тело сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Днем он спит, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат жуки, птицы, гадюка. Осенью он охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды. У него есть враги – филин и лисица. (показ рисунков)

Проверка на доске. Чтение новыми способами.

Сам. работа.

– Назовите врагов ежа. (Филин и лисица)

Враги ежа не съедят, если вы правильно решите и прочитаете примеры.

4+1
6+2
7+2
9+1

Вывод: Как называются числа при сложении? А при вычитании можно использовать этот способ? (Нет, нельзя.)

V. Повторение пройденного материала.

1. Решение задач

Прослушивание диска «Пение птиц»

– Чьи это голоса?

– Лес – одно из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых, так называют по-другому птиц, встречается в лесу.

1) У филина (показ рисунка) в прошлом году было 3 птенца, а в этом году – 2 птенца. Сколько птенцов вывел филин в прошлом и в этом году?

Один ученик работает у доски, остальные на месте. Проверка. Прочитать разными способами (сигнальные карточки).

3 + 2 = 5

2) На рябине сидело 4 соловья (показ рисунка). 1 соловей улетел. Сколько соловьев осталось?

Проверка: (сигнальные карточки).

4 – 1 = 3

Можно ли прочитать новым способом? (Нет, потому что мы здесь вычитали)

2. Воспитательный момент

– Ребята, а вы любите птиц? Как к ним нужно относиться? (Они украшают планету. С ними весело. Птицы приносят пользу, поедая вредных насекомых.)

VI. Итог

– Нам пора возвращается из леса. Понравилось ли вам путешествие?

– Что нового вы узнали?

– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке!