Цели:
- Познакомить с терминами «слагаемые» и «сумма».
- Продолжить работу по формированию умения правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2. Закрепить умение решать задачи.
- Воспитывать активность, усидчивость, работоспособность, интерес к уроку математики, любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям.
Наглядность: диск «Птичьи голоса», таблица «Слагаемые. Сумма», рисунки «сосна, ель, еж, филин, соловей», цветы лесные, цифры, рисунки яблок – красные и зеленые. Красная книга, карточка «фитонциды», цифры, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Вступление
(На доске висит картина «Лес»)
– Сегодня мы совершим небольшое путешествие в лес, чтобы узнать полезное и интересное. Давайте прочитаем, что сказано про лес. (Чтение выражения на карточке:
«Лес – наше богатство».)
– Лес украшает нашу планету. Он дает свежий воздух. В лесу много ягод, грибов, орехов. Это дом для животных. Его надо беречь и охранять.
– Как будем вести себя в лесу? (Ответы детей)
II. Минута чистописания
– Как вы думаете, а сумка нам нужна? (Да)
– А что же в сумке?!
В сумке ручка и резинка.
И красивая картинка.
В сумке книга и тетрадь.
Сможешь все ты сосчитать.
Это будет ровно… (пять)
– Поставьте на наборное полотно цифру 5.
– Возьмите любую другую цифру и скажите, куда поставите, левее или правее числа 5.
Учитель вывешивает карточки с нужными цифрами и показывает образец письма на доске.
– А теперь красиво запишите эти цифры.
III. Устный счет.
– Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе много загадок.
– Как вы себе представляете лес? (ответы детей)
– Лес – это множество деревьев, растущих вместе. Деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества – фитонциды. (Выставить карточку с этим словом.) Легко дышится в хвойных лесах.
– Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, пихта, можжевельник)
1. Состав числа 6
Повторим состав числа 6.
– На опушке леса выросло 6 сосен и елей. Сколько могло быть сосен, сколько елей? (Выставить рисунки деревьев)
2-3 ученика отвечают устно
2. Работа по натуральному ряду чисел
– Смотрите-ка, ребята, сколько цветов на поляне. Давайте полюбуемся ими.
Незабудка, фиалка, колокольчик, ветреница, калужница, гвоздика, герань луговая, ландыш, пролеска, рябчик русский.
– Сколько всего цветов? (10)
– Какой по счету желтый цветок – калужница? (5)
– Между какими числами стоит ландыш? (7 и 9)
Ландыш – лекарственное растение. Из него изготавливают лекарство для больных со слабым сердцем.
– Сколько синих цветов?
– Сколько белых? Каких больше и на сколько?
– Кто запомнил, как называется десятый цветок? (Рябчик русский)
– Этот цветок занесен в Красную книгу. (показ книги) Он находится на грани исчезновения.
– Можно ли рвать в лесу цветы? (нет)
– Цветы в лесу рвать нельзя. Их нужно беречь и охранять.
3. Решение примеров
– Между цветов затерялись примеры. Прочитайте их по-разному и решите.
3-1 | 6+2 | 5-2 | ||
7+2 | 8-1 | 4+2 |
(При проверке использовать разные способы чтения)
– Молодцы!
4. Физминутка для глаз
IV. Работа над новым
1. Знакомство с новым материалом
– В начале урока я вам сказала, что в лесу много полезного и интересного. Что же лес таит в себе? Отгадайте загадку:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
– В лесу тоже растут яблоки. Как они называются? (Лесные дикие яблоки.)
Используется наборное полотно.
– Сколько красных яблок упало с одной яблони? (5)
– Сколько зеленых яблок упало с другой яблони? (2)
– Сколько всего яблок упало?
Запишите решение в тетради. Один ученик работает у доски.
5+2=7
– Как по-разному можно прочитать пример?
– Есть еще новые способы чтения примеров на сложение.
– В математике при сложении первое число (5) называется первое слагаемое, второе число (2) – второе слагаемое. А ответ (7) – сумма.
Числа, которые складывают – 5+2 тоже можно назвать сумой.
Демонстрация таблицы
Ученик читает таблицу.
– Что новое нам дал «лес»?
(Числа при сложении имеют названия).
2. Физминутка «Гриша», «Маша»
3. Закрепление нового материала с. 78, № 1
Работа у доски и на месте.
– А кто в лесу любит яблоки? (показ рисунка ежа)
Еж – небольшой зверек, у него короткие ножки, тело сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Днем он спит, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат жуки, птицы, гадюка. Осенью он охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды. У него есть враги – филин и лисица. (показ рисунков)
Проверка на доске. Чтение новыми способами.
Сам. работа.
– Назовите врагов ежа. (Филин и лисица)
Враги ежа не съедят, если вы правильно решите и прочитаете примеры.
4+1
6+2
7+2
9+1
Вывод: Как называются числа при сложении? А при вычитании можно использовать этот способ? (Нет, нельзя.)
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач
Прослушивание диска «Пение птиц»
– Чьи это голоса?
– Лес – одно из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых, так называют по-другому птиц, встречается в лесу.
1) У филина (показ рисунка) в прошлом году было 3 птенца, а в этом году – 2 птенца. Сколько птенцов вывел филин в прошлом и в этом году?
Один ученик работает у доски, остальные на месте. Проверка. Прочитать разными способами (сигнальные карточки).
3 + 2 = 5
2) На рябине сидело 4 соловья (показ рисунка). 1 соловей улетел. Сколько соловьев осталось?
Проверка: (сигнальные карточки).
4 – 1 = 3
– Можно ли прочитать новым способом? (Нет, потому что мы здесь вычитали)
2. Воспитательный момент
– Ребята, а вы любите птиц? Как к ним нужно относиться? (Они украшают планету. С ними весело. Птицы приносят пользу, поедая вредных насекомых.)
VI. Итог
– Нам пора возвращается из леса. Понравилось ли вам путешествие?
– Что нового вы узнали?
– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке!