Тип урока: комбинированный урок чтения.
Цель урока: анализ литературной сказки.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать «вдумчивое чтение».
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
- Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; развивать эмоции и чувства детей.
Оборудование: учебник, выставка книг В. И. Даля, компьютерная презентация; старинный подсвечник со свечами, корзинка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Будем сегодня мы снова читать,
Дети: Делать выводы и рассуждать.
Учитель: А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Дети: Активно в работу включайся, дружок!
2. Обобщающее повторение.
1. Приглашаю вас совершить путешествие в прошлое на машине времени.
Поудобнее сели, закрыли глаза - музыка звучит, тишина , открываем глаза, свет погашен, горят свечи. (1 слайд презентации)
Сценка. 1831г. Царское село. В комнате трое беседуют – (А.С. Пушкин, В.И. Жуковский, Н. Гоголь.)
Сцена разговора поэтов.
— А правда ли, господин Жуковский, что вы обратились к низкому жанру? Мы весьма разочарованы. Сказка — это для простолюдинов...
— Позвольте возразить вам, — мягко заговорил Жуковский. — В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они — богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок. Вот что занимает меня сейчас: мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы их после выдать, посвятив детям. А нынче летом мы с господином Пушкиным устроили поэтическое состязание: сочиняем стихотворные сказки на народные сюжеты. Если бы мне удалось написать сказку для детей, польза которой будет в её привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца... Судил нас строго Николай Васильевич, — Жуковский повернулся к Гоголю. — Его и следует спрашивать.
— Чудное дело! — отозвался Гоголь. — Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый поэт, и уже чисто русский. «Спящая царевна» Василия Андреевича изящна и хороша, стихи плавны и звучны.
— А вы, господин Пушкин, тоже теперь сочиняете сказки для детей? — спросил кто-то из гостей.
— Полноте, что вы! — отозвался молчавший до этого Пушкин. — Василий Андреевич наш — воспитатель и педагог, ему душа детская известна более всех нас. Я же не могу разделять своих читателей по возрасту, потому что хотел бы понятным и доступным быть для всех. «Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого», — медленно прочитал поэт.
— Николай Александрович, — зашептала Оля, — это чьи стихи сейчас "он прочитал?
— Свои, сударыня, — тоже шёпотом ответил профессор. — Это из ранней сказки «Бова». Пушкин её ещё в Лицее писал, тогда ему было 15...
Между тем в разговор снова вступил Гоголь.
— Знаете ли, господа, — задумчиво произнёс он. — Я полагаю, Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет, и причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.
Беседа принимала серьёзный тон, и Пушкин постарался вернуть её в более лёгкое русло.
— А впрочем, господа, — весело проговорил он, — не принимайте наше - поэтическое состязание в жанре литературной сказки столь серьёзно. Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих — бездна поэзии!..
- Вы узнали героев? (слайд 2 презентации)
- Какого автора советовал читать А.С. Пушкин?
- Как он отзывался о сказках В. И. Даль?
3. Постановка цели урока, сообщение темы, план урока.
Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься?
(слайд 3 презентации)
4. Подготовительная работа.
1. Сообщение детей о жизни и творчестве В.И. Даля (кадр 4)
Владимир Иванович Даль родился 200 лет назад на юге России, в городе Луганске. (Псевдоним В. Даля - «Казак Луганский».) В.И. Даль был офицером, потом окулистом, но самым главным делом его жизни было собирание русских слов, уяснение их значения. Владимир Иванович очень любил «живой русский язык» - тот, на котором мы с вами говорим. 53 года своей жизни он собирал слова, разнообразные их значения, ведь у одного слова часто бывает не одно, а много значений. Он разыскал и записал очень много пословиц, поговорок, сказок, загадок.
И когда у него набралось очень много этих сокровищ, он составил словарь - «Толковый словарь русского языка», без которого и сегодня мы не можем прожить.
А еще он любил обрабатывать русские народные сказки.
Есть целые сборники сказок, которые переложил, пересказал В. И. Даль.
2. Выставка книг В. И. Даля. (носит ознакомительно-рекомедательный характер).
3. Подготовка к восприятию текста.
- Что такое обработка народной сказки писателем?
(сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, идея)
5. Первичное восприятие текста.
Самостоятельное чтение сказки.
6. Проверка первичного восприятия текста.
1. - О чем же идет речь в сказке?
- Что вам понравилось в этой сказке?
-Что необычного в этой сказке?
Кто главные герои сказки?
-Что привлекло Даля в этой сказке?
К какому типу сказок принадлежит эта сказка?
2. Анализ произведения. (слайды презентации 6, 7, 8, 9, 10)
1. Наблюдения над языком сказки.
- Найдите в тексте и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка (задание в «Тетради по чтению»).
- Найдите просторечные слова и выражения (вишь, прет, помочь, скликать, отказалися, сподряд и др.).
- Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (Они естественны в этом тексте, создают его колорит).
- Какие необычные сравнения-определения встречаются в сказке? В чем именно их необычность (задание в «Тетради по чтению»).
- Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? Найдите спрятавшиеся рифмы.
- Почему речь простых русских людей часто оживлялась рифмой? (Это и своеобразная игра, и помощь в работе ...).
- А есть ли в сказке пословицы? Найдите их.
- Как вы думаете, они были в народной сказке изначально или специально введены в текст автором? С какой целью?
7. Выразительное чтение сказки.
- В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает (и играет) один читатель-сказитель или ее читают по ролям? Выбор вида чтения.
8. Игра «Кузовок».
1. Слово учителя.
- Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Собирая материал, он исколесил всю Россию, был в Сибири, на Урале. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в русское слово. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200 тысяч слов. Вот этот словарь. (Учитель показывает словарь В. И. Даля.)
Откроем его - и посыплются на нас звонкие, сочные, хлесткие, мягкие, тихие, громкие, шуршащие, звенящие - разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произносим каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем.
- Вот выпало из словаря одно русское слово «кузовок». Что это? (Это корзинка.)
- Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?
2. Практическая работа со словарем.
- Найдите значение этого слова в словаре Даля.
3) Подготовка к игре.
Любой текст в обработке В.И. Даля начинал «играть». Вот послушайте:
кадушки - бочонки
бурачки - кузовки
- Что вы заметили? (Слова не просто рифмуются, они не случайно стоят парами, каждая пара слов означает одно и то же: кадушки - бочонки = обручная посуда, бурачки - кузовки = корзинка, лукошко - см. словарь В.И. Даля).
- А что можно положить в кузовок?
4) Чтение описания игры «Кузовок».
5) Игра в слова (начало фразы ребята придумывают сами): (слайд 12)
Я положу в кузовок ... (слова на -ок)
Я достану из кузовка... (слова на -ка)
Я поднесу к кузовку... (слова на -ку] ^, и т.д.
Разыгрывание фантов-залогов.
9. Тестирование (слайд 13)
Если верно по тексту ,то ставим «+»;
Если не согласны «-».
- Войну затеял гриб мухомор?
- Волнушки были старушки?
- Опенки шляпки тонки?
- Старички – это сморчки?
- «Ну, быть дождю» - подумала зеленая трава.
- Волнушки в кадушки положили?
- Сморчки в бурачки попали?
- Груздки в кузовки?
- Тетка Варвара – широкие карманы?
- Гриб-боровик изжарили?
Работа в парах. Взаимопроверка.
10. Домашнее задание: (слайд 14)
1) Прочитать любую другую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом.
2) Задание в «Тетради по чтению».
- Как ты понимаешь смысл любимой пословицы Даля «Передний - заднему мост»? Какое отношение имеет эта пословица к истории детской литературы?
Литература:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х частях. Ч.1. – 3-е изд. перераб. –М.:Балассс,2005.-224с.
- Уроки чтения в 4 классе: Пособие для учителя / Сост. и отв. ред. В. Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2000 .-239с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература / Авт.-сост. Н.В. Чудакова;Худож. Е.В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн. –М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997-447с.