Пояснительная записка.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (задержку психического развития) и испытывающих вследствие этого трудности в развитии. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования.
Процесс развития дошкольника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностям ребенка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением. В связи с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей теория и практика психолого-педагогического сопровождения в последние годы интенсивно развивается..
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной самооценки и соответственно недостаточное развитие коммуникативной сферы .
Поэтому основными задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие, и социальную адаптацию.
Наша цель: активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, характеризуется возрастанием учебно-познавательной деятельности. Особенно это актуально в детских садах компенсирующего вида, в том числе и нашем дошкольном учреждении. Поэтому интегрированные занятия позволяют реализовать большие возможности. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует активному взаимодействию всех специалистов, в центре внимания которых находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанная с ним педагогика сотрудничества и развития.
Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию коммуникативных навыков.
По мнению Л.С. Выготского, именно игра, на основе которой построен цикл занятий, является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" – возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Структура занятий
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования , системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется лексическими темами. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и нетрадиционных.
Структура занятий гибкая, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия , формируется личностная ориентация.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.
Методы и техники, используемые в программе:
- Дыхательные упражнения
- Телесная терапия.
- Эмоциональный тренинг
- Упражнения на развитие психических процессов, речи
- Арт-терапия.
- Игротерапия.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие психических процессов.
1 этап – диагностический. Цель: изучение начального уровня развития детей
Диагностические методики:
- Методика “Лесенка”.
- Методика «Раскрась свои чувства» .
- Методика “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников.
- Кроме того используются результаты диагностики дефектологов.
2 этап – информационный. Цель : информирование родителей и педагогов о проблемах в развитии детей.
3 этап – практический. Цель: профилактика и коррекция нарушений .
4 этап – контрольный. Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Данные занятия являются интегрированными. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, курс включает в себя 10 занятий по 25-30 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6-7 человек. После занятий даются рекомендации воспитателям, которые проводят дополнительную работу с использованием игр.
Границы применения и результативность
Программа интегрированных коррекционно-развивающих занятий предназначена для ДОУ компенсирующего вида, имеющих группы детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе ЗПР).
Программа применяется в МДОУ в течение двух лет, поэтому уже можно судить о результатах: дети стали более уверенными в себе, более общительными, снизился уровень тревожности. Так из 35 детей, посещающих данные занятия положительная динамика наблюдается у 28 человек, у остальных детей наблюдается незначительная динамика, которая обусловлена объективными причинами (сложная структура дефекта)
Тематическое планирование
Тема | Используемая литература |
1. «Путешествие в лес» Ритуал. «Эхо», «Звуки природы», «Что слышали в лесу» , «Деревце», «С какого дерева листочек», «Найди одинаковые», «Назови правильно», рисование на тему «Листопад» | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001 |
2. «Транспорт» Ритуал. «Паровозик с именем», «Летчик», «Собери пазлы», «Волшебная цепочка», «Кто чем управляет» Рисование на тему «Сказочный транспорт» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996, Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995., Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001 |
3. «Птицы» Ритуал. «Пропой свое имя», «Сорока-ворона», «Спаси птенца», «Найди птичек», «Зимующие и перелетные птицы», «Один-много», Рисование (коллективное) на тему «Волшебные птицы» | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001 |
4. «Фрукты». Ритуал. «Подари улыбку», «Насос», «Поставь пальчик», «Фрукты», «Ругаемся фруктами», «Я знаю…», «Лови, бросай – цвета называй» Аппликация на тему «Фруктовая мозаика» | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001, Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – М., 2004, Воробьева Т.А. Мяч и речь – С-Пб.,2001 |
5. «Животные» Ритуал. «Звери на болоте», «Доброе животное», «Кто лишний», «Что изменилось», «Испуганный котенок», «Животные и их детеныши». Рисование на тему «Художники-натуралисты»(следы невиданных зверей) | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001, Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – М., 2004, Воробьева Т.А. Мяч и речь С-Пб.,2001 |
6. «Игрушки» Ритуал. « Небоскреб», «Игра в мяч», «Волшебный мешочек», «Воздушный шарик», «Что изменилось» Рисование на тему «Любимая игрушка» | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Фоппель К. Как научить детей сотрудничать – М., 2000., Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 |
7. «Овощи» Ритуал. «Поздоровайся с Чипполино», «Разрезные картинки», «Ругаемся овощами», «Варим борщ», «Лови да бросай, цвета называй». Лепка на тему «Овощи». | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001, Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – М., 2004, Воробьева Т.А. Мяч и речь – С-Пб.,2001 |
8. «Времена года» Ритуал. «Веточка», «Что за чем», «Зима-лето», «Какой, какая, какие». Рисование на тему «Времена года» | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001, Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – М., 2004, Воробьева Т.А. Мяч и речь – С-Пб.,2001 |
9. «Путешествие в страну цвета». Ритуал. «Цветик-семицветик», «Лови да бросай, цвета называй», «Волшебная клумба», «Конфеты», «Что бывает такое» . Рисование «Разноцветные кляксы». | Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Погосова М.Т. Цветовой игротренинг – М.. 2004, Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР – С-Пб., 2001, Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 |
10. «В гостях у сказки». Ритуал. «Подари движение», «Куклы», «Волшебный камешек», «Три медведя», «Найди что надо». Рисование «Воздушное настроение» | Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 Крюкова С.В., Давайте жить дружно.- М., 1999, Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей –М., 2001, Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком – С-Пб., 2006 |
Занятие 1. «Путешествие в лес»
Задачи:
- развивать чувство принадлежности к группе;
- развивать навыки позитивного социального поведения;
- развивать воображение, внимание ,слуховое восприятие, мышление;
- развивать координацию движений, равновесие;
- закрепить образование относительных прилагательных.
Ход занятия
1. Ритуал «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять так тихо, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
2. Игра "Эхо". Психолог говорит детям «Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Вася, Вася", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем.
Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.»
3. Упражнение «Что мы слышали в лесу?» Детям предлагается отправиться в путешествие в лес. Включаются звуки природы, детям предлагается узнать эти звуки.
4. Этюд «Деревце». Много деревьев в лесу, психолог предлагает превратиться каждому в какое-то дерево.
Потянуться вверх, ладони сомкнуты.
Покачаться корпусом вперед-назад, сохраняя равновесие.
Приподняться на носки и снова покачаться вперед-назад, как маленькое деревце на ветру.
5. Упражнение «С какого деревца листочек». Подул ветер, рассыпались листья с деревьев. С какого дерева упал лист.
Лист дуба – дубовый лист
Лист осины – …
Лист березы – …
Лист клена – …
Лист рябины – …
6. Упражнение «Найди одинаковые листочки». Детям предлагаются каждому выбрать листочки. Дети двигаются под музыку, когда музыка заканчивается каждому надо найти свою пару(сначала по цвету, потом по форме). Затем все листочки перемешиваются, и игра начинается снова.
7. Рисование «Чудесный лес». Детям предлагается нарисовать, что им больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии.
8. Ритуал прощания. «Дружба начинается с улыбки». Дети встают в круг, берутся за руки и дарят друг другу улыбки.
Занятие 2. «Транспорт»
Задачи:
- развивать чувство принадлежности к группе;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать воображение, внимание, слуховое восприятие, мышление;
- развивать координацию движений;
- закрепить формы творительного падежа существительных.
Ход занятия
1. Ритуал «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Постоять так тихо, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
2. Игра "Паровозик с именем"
Психолог говорит «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя, и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней, буду повторять ее имя... Поехали! Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!
3. Мы приехали на нашем поезде на солнечную полянку и теперь поиграем в игру, которая называется "Собери пазлы". Детям предлагается каждому собрать по два пазла с разными видами транспорта.
4. Упражнение «Волшебная цепочка». Дети делятся на три команды и им предлагается составить цепочку (водный, воздушный, наземный транспорт) из разных видов транспорта.
5. Игра «Кто чем управляет». Педагог показывает на изображение на собранных пазлах и задает вопрос: «Кто управляет?» Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Машиной управляет шофер.
Поездом управляет машинист и т.д.
6. Упражнение «Летчики». Руки через стороны поднять до уровня плеч. Поворачивать корпус вправо-влево, не опуская рук и не сгибая ног. Выполняется по 5 раз в каждую сторону.
7. Рисование «Сказочный транспорт». Придумать и нарисовать сказочный вид транспорта.
8. Ритуал прощания. «Дружба начинается с улыбки». Дети встают в круг, берутся за руки и дарят друг другу улыбки.