Урок русского языка в 3-м классе "Повторение раздела "О главном…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания о главных структурных частях в предложении, словосочетании, слове;
  • закрепить правописание изученных орфограмм: безударные гласные в корне, парные согласные в конце слова, соединительная гласная в сложных словах; повторить постановку знаков препинания в конце предложения;
  • развивать творческую активность.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточные материалы (тесты), CD/MP3-магнитола, иллюстрация с мультипликационными героями.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну "О главном:".

Нашими гидами будут герои из известной вам сказки Э.Успенского: Чебурашка и Крокодил Гена. Они будут сопровождать нас во время дороги.

- А на чем мы отправимся в путешествие, угадайте?

2. Минутка чистописания.

- Прослушайте слова и запишите только ту часть слова, о которой я говорю:

1. Выпишите корень из слова - париться.

2. Выпишите приставку из слова - вознаградить.

3. Выпишите окончание из слова - село.

- Составьте из полученных частей слово.

- Какое слово у вас получилось? (паровоз).

- Запишите получившееся слово, сделайте разбор по составу. Вспомните алгоритм разбора:

1. Определить часть речи.

2. Найти окончание.

3. Выделить основу слова.

4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова.

5. Выделить приставку.

6. Выделить суффикс.

- Что особенного в разборе данного слова? (В этом слове два корня).

- Кто помнит, как называются слова, состоящие из двух и более корней? (Сложные слова).

- Приведите примеры сложных слов. Запишите 2-3 примера таких слов.

- Чтобы путь был безопасным, проверим, все ли вагоны хорошо сцеплены?

3. Актуализация темы урока.

 

Рисунок 1

- Вспомните, какие главные "строительные части" в слове, словосочетании, предложении.

- Назовите главную часть в слове. (Корень).

- Что является главным в словосочетании? (Главное слово).

- Какое звено в цепочке предложения является главным? (Подлежащее и сказуемое).

- Как по-другому называют подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа предложения).

- Паровоз в порядке, можно отправляться в путь.

4. Введение в тему урока:

- Впереди станция "В гостях у слова". Чтобы нам не заблудиться, Чебурашка предлагает познакомиться с картой данного района.

 

Рисунок 2

- Ваша задача - рассказать по данной схеме, что такое корень слова, какую роль он выполняет. (Корень - главная значимая часть слова, главная не только по смыслу, но в структуре: без корня не может быть самого слова. Корень - смысловое ядро однокоренных слов).

- Карту мы изучили, можно познакомиться с жильцами этой станции.

Работа в группах.

- Распределите слова по домикам, вставляя пропущенные орфограммы.

С..лонка, д..лекие, (родное) с..ло, пос..литься (в деревне), к..рмить, свист, к..рмушка, с..леный, отд..ленный, поселок, св..стеть, с..лить (огурцы), с..лить (в комнату), подкормка, св..сток, изд..лека, соль, нак..рмить, поселишь, даль, сёла, корм, с..ловей,

- Сколько групп однокоренных слов у вас получилось? Не осталось ли "лишнего" слова? (Лишнее слово - соловей).

- Чтобы слову не было скучно, подберите однокоренные слова к слову - соловей.

- Выделите корни в каждой группе слов, подчеркните в них безударные гласные. Однокоренные слова, которые могут служить проверочными, подчеркните волнистой линией.

- Ребята, обратите внимание: на нашем пути препятствие. Старуха по имени Шапокляк поссорила предложения между собой. Как вы думаете, сможем ли мы собрать предложения и составить текст?

- Что для этого нужно знать? (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически).

На парте распечатки текстов.

Снежинки кружатся и хлопьями падают на землю. Ты часто наблюдаешь снегопад? Когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые шарики - крупу.

Она называется настом. Растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется корочка.

5. Работа в группах по технологии "Мозговая атака".

- Прочитайте получившийся текст.

- Определите тему текста.

- С какой целью автор создал этот текст, то есть, какова основная мысль текста?

- Выпишите из текста "снежные слова":

1) разные названия снежинок;

2) "семейку" родственных слов к слову снег, выделите корень.

- Какое из слов можно назвать сложным и почему? (Снегопад. Это слово состоит из 2 корней).

- Какие еще орфограммы в этом слове?

- Составьте словосочетание со словом - снегопад. (Обильный снегопад, в городе снегопад, сильный снегопад).

- Мы не заметили, как приблизились к новой станции "В гостях у словосочетания".

 

Рисунок 3

- Перед нами две загадочные дороги. Здесь черным по белому написано: "Направо пойдешь - в страну "Словосочетание" попадешь, налево пойдешь - в страну "Предложение" попадешь".

- Определите, строение каких средств языка показано с помощью этих схем. (Первая схема - это словосочетание, вторая схема - это предложение).

- Обоснуйте свой ответ с помощью анализа предложения.

Густой туман окутал окрестность.

6. Физкультминутка.

- Чебурашка и Крокодил Гена предлагают нам сделать круг почета на нашем паровозе вокруг класса.

Под песню "Голубой вагон" учащиеся собираются в большой круг, имитируя движение паровоза, поют песню, двигаясь по кругу. В конце ребята возвращаются на свои места.

- А вот и последняя станция "В гостях у предложения". Эта станция необычная, она заколдованная. Чтобы её расколдовать, нужно догадаться какие правила зашифрованы на данных

рисунках.

 

Рисунок 4.

- Молодцы! На первом рисунке мы видим:

1. Пиши предложение с заглавной буквы.

2. В конце предложения можно поставить - точку, вопросительный знак, восклицательный знак.

3. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

- На втором рисунке:

1. Подлежащее и сказуемое - это ядро предложения.

2. Остальные слова в предложении являются второстепенными членами.

- Опорные правила-схемы помогут нам справиться со следующими заданиями.

- Какие предложения можно составить из данных слов?

1) Зимой, свеж, воздух;

2) лепят, во, снеговик, дети, двор;

3) они, в, играют, снежки, весело;

4) ком, катят, снежный, Коля, и, Ваня;

5) на, катает, Олю, санки.

- Вспомните, как правильно составить предложение?

Памятка на доске.

Установи, какие слова станут смысловым и структурным ядром (главными членами) предложения.

Установи, какие слова будут пояснять подлежащее, какие - сказуемое.

- В какой строке недостает слова для выражения законченной мысли? (В последней строке).

- Какое слово можно добавить? Каким членом оно станет в предложении? (Подлежащим.)

- Составьте и запишите полученные предложения.

- Среди записанных предложений назовите только те, которые соответствуют данным схемам.

 

Рисунок 5.

- Сделайте вывод, какой частью речи в предложении выражено подлежащее и сказуемое.

7. Самостоятельная работа (тест).

Распечатка тестов у каждого на парте.

1. Назовите значимую часть слова, в котором содержится лексическое значение:

А) суффикс;

Б) приставка;

В) корень;

Г) окончание.

2. Подберите однокоренное слово к слову "водить":

А) водяной;

Б) водитель;

В) водолаз.

3. Найди словосочетание:

А) Максим работает;

Б) Работает на заводе.

4. Укажи подлежащее: Не за шишками я пришла в лес.

А) за шишками;

Б) в лес;

В) я.

5. Укажи сказуемое: Скоро раздастся гудок тепловоза.

А) скоро;

Б) гудок;

В) тепловоза;

Г) раздастся.

8. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу, подведем итог урока.

- Что интересного узнали на уроке?

- Какую тему урока мы обобщили?

- Урок окончен. Всем спасибо!