Информатика в школе имеет 2 главнейшие задачи: формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик, которые соответствуют двум направлениям изучения информатики: мировоззренческое и технологическое. Обе задачи требуют ранней постановки курса информатики. Тем самым этот курс становится пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к последующему систематическому изучению информатики и компьютерных технологий, как в концентре основной школы, так и базовой, включающей предпрофессиональную подготовку выпускников.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.
Из чего можно сделать вывод о том, что приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса, которое направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний;
- овладение умениями применять компьютерные технологии при сборе и анализе информации;
- развитие познавательных интересов и использования методов и средств информатики при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Кроме того, очевидно, что обучение информатике в начальной школе должно вестись на основе инновационного подхода, то есть в первую очередь, в отходе от знаниевого подхода к парадигме совместного приобретения знаний.
Перспективный подход к обучению информатике должен быть направлен на реализацию следующих целей:
- развитие представлений об информационной картине мира;
- формирование представлений о роли и месте информационных технологий в постиндустриальном обществе;
- выработка стабильных навыков получения и обработки информации;
- развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
- пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.
Но на практике учителя нередко сталкиваются с несоответствием целей и задач обучения с представлениями учащихся о сущности предмета информатики. Дети умеют играть во всевозможные игры, но совершенно не имеют представления о том, что компьютер - это практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Современная жизнь требует от нас изменения подхода к определению целей обучения: от усвоения знаний к формированию компетенций, которые напрямую связаны с подготовкой к государственной итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ и к профессиональному самоопределению учащихся.
Перечень ключевых компетенций, предложенный в документах модернизации российского образования, сводится к следующему:
- овладение общеучебными умениями и навыками;
- воспитание интереса к школе и учению, стремление к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей деятельности.
- формирование умений учебного сотрудничества, формирование элементов коммуникативной речевой и языковой компетентности.
Компетентностный подход предполагает освоение умений, которые позволяют в будущем действовать в новых неопределенных, проблемных ситуациях.
Информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
ИКТ-компетентность включает умения использовать информационные и компьютерные технологии в своей практической деятельности, т.е. самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.
Именно поэтому мы можем говорить о компетентностном подходе к обучению информатике, начиная с начальной школы, так как для успешной сдачи ЕГЭ готовиться к нему следует начинать фактически с начала систематического изучения предмета в школе.
Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, то есть создать "развивающую среду", в которой каждый сможет реализовать свои способности и интересы на уровне своего развития.
Если говорить об инновациях, связанных с моей педагогической деятельностью, то их можно сформулировать следующим образом: формирование информационной компетентности учащихся при использовании компьютерных технологий и вовлечении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест-контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики.
Методика использования ИКТ-технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что "детская природа требует наглядности". Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока, в которой:
- Образовательный аспект сводится к восприятию учащимися учебного материала, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения.
- Развивающий аспект подразумевает развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
- Воспитательный аспект сводится к воспитанию научного мировоззрения, умению четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные презентации направлены как на решение традиционных задач: усвоение знания и их систематизация, так и на выполнение на современном этапе инновационных задач: формирование мотивации и навыков самоконтроля, коммуникативных навыков и развития информационной компетентности.
Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:
- Совершенствовать систему управления обучением на различных этапах урока
- Усилить мотивацию учения;
- Улучшить качество обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- Повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- Демонстрировать возможности компьютера, не только как средства для игры.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Необходимость их усовершенствования ММП в первую очередь связано с совершенствованием системы управления урока и повышением мотивации учащихся к изучению информатики на следующей ступени обучения.
По моему мнению, инновационные аспекты ММП позволяют:
- во-первых, разнообразить материал, приспособив его к особенностям учащихся;
- во-вторых, структурировать материал с учетом способов деятельности на уроке;
- в-третьих, учесть индивидуальные особенности учащихся при восприятии информации через визуализацию материала;
- в-четвертых, активизировать познавательную активность учащихся, вплоть до выработки устойчивой потребности в приобретении новых знаний.
Структура урока существенно не изменяется, увеличивается этап мотивации, так как задействуется эмоциональная сфера ребенка, без которой невозможна творческая деятельность ученика.
В моей работе необходимость применения нетрадиционных, редко используемых возможностей ММП возникла сначала из потребности структурировать учебный материал, затем для повышения познавательной активности учащихся, чтобы сделать урок более эффективным и развивать качества личности ученика, среди которых на первом месте способность к адаптации в условиях информационного общества.
Цель: повысить эффективность преподавания пропедевтического курса информатики за счет использования возможностей инновационных мультимедийных презентаций (ИММП).
Задачи:
- Изучить тенденции современных информационных технологий, способствующих улучшению возможностей ММП.
- Использовать различные виды инновационных презентаций на разных этапах урока.
- Проводить диагностику и наблюдение за учащимися при выполнении различных видов заданий с применением ИММП.
- Исследовать изменения познавательных интересов и уровень мыслительных операций учащихся.
- Разработать серию ИММП для применения на уроках информатики во 2-4 классах.
Применяя нетрадиционные возможности мультимедийных презентаций, я пришла к следующим результатам: повысилось качество обучения учащихся в период их обучения со 2 по 4 класс на 13-17%.
Также повысился уровень информационной культуры, диагностика которого проводилась через мониторинг учебно-информационных умений и навыков на 15-19%, и произошло увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке до 56%.
Для успешного внедрения мне проводилась предварительная работа с учениками: а именно: диагностика развития мыслительных операций, и хотя % роста не такой уж большой, это все-таки результат.
Среди родителей проводилось анкетирование на выяснение предпочтений занятий учащихся в свободное время, которое доказывает, что у детей меняется отношение к использованию компьютеров не как к игрушке, а как к инструменту обучения.
При использовании ММП происходят изменения, как в деятельности учителя, так и в деятельности ученика, что соответствует вышеназванным инновационным аспектам ММП на уроке.
Учитель | Ученик |
Расширяет возможности применения интерактивных форм работы | Увеличивает время самостоятельной работы на уроке |
Совершенствует подбор материала и его методическую обработку | Активизирует работу, даже при очень низком уровне их индивидуальной готовности |
Структурирует урок в соответствии с внутренней логикой построения | Каждый сможет видеть, слышать и анализировать изучаемый материал |
ММП состоит из интерактивных слайдов, каждый из которых представляет собой учебную задачу. От способа ее решения, т.е. усвоения учебного материала, зависит вид презентации:
- обучающий (управляемое усвоение материала с помощью учителя);
- развивающий (условно управляемое усвоение: изучение через проблемно-поисковое задание или в группах);
- конструктор (самостоятельное усвоение через знакомство с презентацией).
Эффективность инновационной ММП в первую очередь заключается в том, что обыкновенный текст трансформируется в график, схему, таблицу, видеофрагмент, а иллюстрация становится объектом исследования и наблюдения. Таким образом, использование интерактивности в сочетании с наглядностью позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
В результате работы мною разработано 102 презентации для 2-4 классов и 70 презентаций для 5-6 классов. Их применение позволило структурировать учебный материал, повысить познавательный интерес учащихся, тем самым повысить качество их обучения. С некоторыми из презентаций можно познакомиться в методической копилке, опубликованной на сайте МОУДОД "Центр информационных технологий" Выборгского района Ленинградской области http://www.cit-vbg.ru/.
В заключение хотелось бы заметить, что "следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал" Георг Кристоф Лихтенберг (нем. писатель-сатирик, литературный, театральный и художественный критик эпохи Просвещения, иностранный почетный член Петербургской Академии наук).
Компьютеризация образования знаменует собой нечто большее, нежели простое добавление еще одной среды к уже имеющимся. С приходом мультимедийных технологий возникает многосредовое пространство необозримых образовательных возможностей.
Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества.
Новые требования обусловливают изменение представлений о сущности образовательных результатов, определяющих готовность человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей.
Цели и задачи образования, его содержание, формы и методы обучения должны измениться, поскольку знания, транслируемые в образовательном процессе, не выступают как самоцель, а обучение не может быть ориентировано на овладение молодым поколением все большим объемом знаний, накопленных человечеством. Т.е. не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь.