Урок математики в технологии ТРК МЧК по теме "Уравнения" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип: урок закрепления и выработки навыков и умений по данной теме.

Это третий из шести уроков по теме. Данный урок тесно связан с предыдущими, так как полученные знания и навыки лягут в основу усвоения темы: "Решение задач с помощью уравнений"

На уроке применяется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работы. Применяется ТРКМЧП (приёмы: таблица ЗХУ, синквейн).

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями.

Цель:

  • Закрепить навыки решения уравнений разного вида;
  • Отрабатывать навыки письменных вычислений;
  • Развивать мыслительные операции, речь, самостоятельность, творческие и коммуникативные способности;
  • Воспитывать культуру общения.

1. Организационный момент

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи..

Учитель. - 1 слайд

Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

2. Актуализация знаний. (устный счет)

- Мы продолжаем изучать большую тему: "Числа и операции над ними" - 2 слайд

- С целью развития навыка контроля и самоконтроля проверим знание табличного умножения

(работа в парах - сорбонки)

Проверка.

- Продолжаем развивать внимание, и закрепим навык умножения.

Оцени себя (на полях дети ставят кружок:

  • зеленый - я уверен в себе и справлюсь
  • желтый - сомневаюсь
  • красный - не уверен в себе)

- запиши числа, кратные той, которая обведена в кружок:

56 53 16 12 80 17 19 24 38 32 40 8

Проверка.

56 16 80 24 32 40

(После проверки на полях появляется рядом второй кружок, реальная оценка. Дети комментируют свою работу и показывают две карточки.

Ответы:

  • зеленый - я был уверен в себе и при проверке подтвердил это
  • зеленый и желтый - я был уверен в себе, но при проверке допустил одну ошибку
  • желтый и зеленый - я сомневался в себе, но при проверке оказалось, что я решил все верно
  • красный и зеленый - я не уверен был, но решил все правильно
  • красный и желтый - я не уверен был, допустил одну ошибку)

- Продолжаем работу. Внимание на доску.

  • 13 - 5
  • 40 : 5
  • 9 * n

3 слайд

- прочитайте выражения

- как называются числа при вычитании

- как называются числа при делении

- как называются числа при умножении

- какое выражение лишнее? (выражение с переменной)

- что такое переменная? (переменной называют букву, вместо которой подставляют элементы какого - нибудь множества)

9 * n = 36 - 4 слайд

(стало равенство с переменной или получили уравнение)

- Что такое уравнение? (уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)

- Французский ученый Рене Декарт (1596 - 1662г) в XVI веке ввел привычную нам буквенную запись уравнений. - 5 слайд

3. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.

- Кто скажет, какую тему мы сегодня будем закреплять на уроке? (уравнение)

Уравнения. - 6 слайд

(появляется таблица, которая заполняется постепенно)

Прием "Таблица - ЗХУ" - 7 слайд

Знаю Хочу узнать
1.Таблицу умножения и деления. 1. Все ли виды уравнений мы изучили.
2.Название компонентов действий. 2. Есть ли затруднения в решении уравнений, и какие.
3 Что такое уравнение.. 3.Алгоритм решения уравнений

- Что мы должны уметь? (уметь применять полученные знания на практике)

- Вот сейчас мы и будем полученные знания применять на практике.

4. Стадия осмысления.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 77 и прочитайте информацию, которую предлагает вам автор учебника.

- Что нового вы узнали? (решить уравнение - значит найти все его корни, при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято.)

Решение уравнений по группам.

(каждой группе дается задание в течении 2 - 3 минут записать по одному уравнению в общем виде, используя для обозначения неизвестного члена уравнения букву х, а для обозначения известных членов - буквы а и b, и сформулировать правило нахождения х для своего уравнения)

Проверка.(представитель каждой группы записывает уравнение в общем виде и комментирует решение, называя компоненты действий, а остальные учащиеся сверяют его слова с текстом учебника и вносят коррективы). На доске появляются 6 видов уравнений

х + а = b х * а = b
а - х = b а : х = b
х - а = b х : а = b

- Давайте составим общий алгоритм решения изученных видов уравнений в виде блок - схемы:-

8 слайд

5. Первичное закрепление.

Решение уравнений разного вида по уровням.

1 гр. (у доски)

Сделай модель к равенству и найди неизвестное.

  • t : 9 = 60
  • а - 76 = 8
  • 90 * k = 270
  • у + 439 = 811

2 гр. Самостоятельно с самопроверкой по эталону.

  • b : 40 = 900
  • х : 300 = 450
  • n : 80 - 760

3 гр. Стр. 78 № 1(б)

Решить уравнения, где неизвестный компонент надо найти действием деления.

4 и 5 гр. Решение уравнений с использованием обратной связи.

х =
* 7  
- 27  
: 4  
+ 38  
47

 

6 гр. (у каждого на парте лежит алгоритм)

Решить уравнения по алгоритму.

  • 57 : z = 19
  • 2358 + z = 20072
  • с - 67 = 4033
  • p * 50 = 3500

Проверка.

- Задай вопрос товарищу.

Физкультминутка (музыка) - снятие напряжения с мышц опорно - двигательного аппарата. Дети выполняют это упражнение, сидя на стульях.

Мы сидели и писали
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну, как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро - быстро - топ, топ, топ
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
Продолжаем работу.

Чтобы проверить ваши знания и умения по данной теме - проведем тестирование.

Тест. - 9 слайд

Укажи уравнения, в которых х находится делением.

а) х * 7 = 3094

б) 6900 : х = 230

в) х : 7 = 139

2. Укажи уравнение, в котором х находится умножением

а) 5076 : х = 3

б) х : 4 = 210

в) 16 * х = 144

3. Найди уравнение к следующему высказыванию:

"Какое число надо уменьшить в 45 раз, чтобы получилось 306?"

а) х - 45 = 306

б) х : 45 = 306

в) 45 : х = 306

4. Найди уравнение к следующему высказыванию:

"На какое число надо разделить 16275, чтобы получилось 35?"

а) х : 16275 = 35

б) 16275 : х = 35

в) х * 35 = 16275

Проверка.

6. Повторение пройденного.

А сейчас продолжим отрабатывать навыки письменных вычислений.

У доски с комментированием

  • 63054 : 9
  • 2043 : 9

Остальные - стр. 78 № 4 - по выбору 2 примера

7. Итог урока. Стадия рефлексии.

  • назовите тему урока (уравнения)
  • что отрабатывали сегодня на уроке? (навыки решения уравнений на нахождение компонентов)
  • что мы называем уравнением? (уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)
  • что значит "решить уравнение"? (решить уравнение - значит найти все его корни)
  • какие виды уравнений мы изучали? (простые)
  • что нового узнали, используя текст учебника? (при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято.)
  • кто почувствовал сегодня радость от выполненного задания?
  • кто порадовался, когда смог сам найти и исправить свою ошибку?
  • кто хочет узнать еще много интересного о решении уравнений?

- На следующем уроке мы узнаем новый вид уравнений.

- Тема сегодняшнего урока поможет вам открыть новые знания на следующем уроке

- Вернемся к нашей таблице и подведем итог.

(заполняется третий столбик) -10 слайд

Знаю Хочу узнать Узнал
1.Таблицу умножения и деления. 1. Все ли виды уравнений мы изучили. 1. Что решить уравнение - значит найти все его корни
2.Название компонентов действий. 2. Есть ли затруднения в решении уравнений, и какие. 2.Что при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято.
3.Что такое уравнение. 3.Алгоритм решения уравнений. 3. Что французский ученый Рене Декарт в ХVI веке ввел привычную нам буквенную запись уравнений.
    4. Алгоритм простого уравнения.
  • оцените свою работу на уроке.
  • кого вам хочется поблагодарить за работу на уроке?

Составьте синквейн по нашей теме урока.

  • 1 строка - тема (1 слово имя существительное)
  • 2 строка - описание темы(2 слова имя прилагательное)
  • 3 строка - описание действия (3 слова глагол)
  • 4 строка - отношение к теме - фраза из 4 слов (предложение, цитата)
  • 5 строка - суть темы (1 слово синоним)

Уравнения.

Интересные, увлекательные
Делят, умножают, вычитают
К умениям нас призывают
Равенства!

8. Домашнее задание

Составить задание для товарища.