Тип: урок закрепления и выработки навыков и умений по данной теме.
Это третий из шести уроков по теме. Данный урок тесно связан с предыдущими, так как полученные знания и навыки лягут в основу усвоения темы: "Решение задач с помощью уравнений"
На уроке применяется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работы. Применяется ТРКМЧП (приёмы: таблица ЗХУ, синквейн).
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, карточки с заданиями.
Цель:
- Закрепить навыки решения уравнений разного вида;
- Отрабатывать навыки письменных вычислений;
- Развивать мыслительные операции, речь, самостоятельность, творческие и коммуникативные способности;
- Воспитывать культуру общения.
1. Организационный момент
По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи..
Учитель. - 1 слайд
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
2. Актуализация знаний. (устный счет)
- Мы продолжаем изучать большую тему: "Числа и операции над ними" - 2 слайд
- С целью развития навыка контроля и самоконтроля проверим знание табличного умножения
(работа в парах - сорбонки)
Проверка.
- Продолжаем развивать внимание, и закрепим навык умножения.
Оцени себя (на полях дети ставят кружок:
- зеленый - я уверен в себе и справлюсь
- желтый - сомневаюсь
- красный - не уверен в себе)
- запиши числа, кратные той, которая обведена в кружок:
56 | 53 | 16 | 12 | 80 | 17 | 19 | 24 | 38 | 32 | 40 | 8 |
Проверка.
56 | 16 | 80 | 24 | 32 | 40 |
(После проверки на полях появляется рядом второй кружок, реальная оценка. Дети комментируют свою работу и показывают две карточки.
Ответы:
- зеленый - я был уверен в себе и при проверке подтвердил это
- зеленый и желтый - я был уверен в себе, но при проверке допустил одну ошибку
- желтый и зеленый - я сомневался в себе, но при проверке оказалось, что я решил все верно
- красный и зеленый - я не уверен был, но решил все правильно
- красный и желтый - я не уверен был, допустил одну ошибку)
- Продолжаем работу. Внимание на доску.
- 13 - 5
- 40 : 5
- 9 * n
3 слайд
- прочитайте выражения
- как называются числа при вычитании
- как называются числа при делении
- как называются числа при умножении
- какое выражение лишнее? (выражение с переменной)
- что такое переменная? (переменной называют букву, вместо которой подставляют элементы какого - нибудь множества)
9 * n = 36
- 4 слайд
(стало равенство с переменной или получили уравнение)
- Что такое уравнение? (уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)
- Французский ученый Рене Декарт (1596 - 1662г) в XVI веке ввел привычную нам буквенную запись уравнений. - 5 слайд
3. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
- Кто скажет, какую тему мы сегодня будем закреплять на уроке? (уравнение)
Уравнения
. - 6 слайд(появляется таблица, которая заполняется постепенно)
Прием "Таблица - ЗХУ" - 7 слайд
Знаю | Хочу узнать |
1.Таблицу умножения и деления. | 1. Все ли виды уравнений мы изучили. |
2.Название компонентов действий. | 2. Есть ли затруднения в решении уравнений, и какие. |
3 Что такое уравнение.. | 3.Алгоритм решения уравнений |
- Что мы должны уметь? (уметь применять полученные знания на практике)
- Вот сейчас мы и будем полученные знания применять на практике.
4. Стадия осмысления.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 77 и прочитайте информацию, которую предлагает вам автор учебника.
- Что нового вы узнали? (решить уравнение - значит найти все его корни, при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято.)
Решение уравнений по группам.
(каждой группе дается задание в течении 2 - 3 минут записать по одному уравнению в общем виде, используя для обозначения неизвестного члена уравнения букву х, а для обозначения известных членов - буквы а и b, и сформулировать правило нахождения х для своего уравнения)
Проверка.(представитель каждой группы записывает уравнение в общем виде и комментирует решение, называя компоненты действий, а остальные учащиеся сверяют его слова с текстом учебника и вносят коррективы). На доске появляются 6 видов уравнений
х + а = b х * а = b а - х = b а : х = b х - а = b х : а = b
- Давайте составим общий алгоритм решения изученных видов уравнений в виде блок - схемы:-
8 слайд
5. Первичное закрепление.
Решение уравнений разного вида по уровням.
1 гр. (у доски)
Сделай модель к равенству и найди неизвестное.
- t : 9 = 60
- а - 76 = 8
- 90 * k = 270
- у + 439 = 811
2 гр. Самостоятельно с самопроверкой по эталону.
- b : 40 = 900
- х : 300 = 450
- n : 80 - 760
3 гр. Стр. 78 № 1(б)
Решить уравнения, где неизвестный компонент надо найти действием деления.
4 и 5 гр. Решение уравнений с использованием обратной связи.
х = * 7 - 27 : 4 + 38 47
6 гр. (у каждого на парте лежит алгоритм)
Решить уравнения по алгоритму.
- 57 : z = 19
- 2358 + z = 20072
- с - 67 = 4033
- p * 50 = 3500
Проверка.
- Задай вопрос товарищу.
Физкультминутка (музыка) - снятие напряжения с мышц опорно - двигательного аппарата. Дети выполняют это упражнение, сидя на стульях.
Мы сидели и писали
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну, как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро - быстро - топ, топ, топ
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
Продолжаем работу.
Чтобы проверить ваши знания и умения по данной теме - проведем тестирование.
Тест. - 9 слайд
Укажи уравнения, в которых х находится делением.
а) х * 7 = 3094
б) 6900 : х = 230
в) х : 7 = 139
2. Укажи уравнение, в котором х находится умножением
а) 5076 : х = 3
б) х : 4 = 210
в) 16 * х = 144
3. Найди уравнение к следующему высказыванию:
"Какое число надо уменьшить в 45 раз, чтобы получилось 306?"
а) х - 45 = 306
б) х : 45 = 306
в) 45 : х = 306
4. Найди уравнение к следующему высказыванию:
"На какое число надо разделить 16275, чтобы получилось 35?"
а) х : 16275 = 35
б) 16275 : х = 35
в) х * 35 = 16275
Проверка.
6. Повторение пройденного.
А сейчас продолжим отрабатывать навыки письменных вычислений.
У доски с комментированием
- 63054 : 9
- 2043 : 9
Остальные - стр. 78 № 4 - по выбору 2 примера
7. Итог урока. Стадия рефлексии.
- назовите тему урока (уравнения)
- что отрабатывали сегодня на уроке? (навыки решения уравнений на нахождение компонентов)
- что мы называем уравнением? (уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)
- что значит "решить уравнение"? (решить уравнение - значит найти все его корни)
- какие виды уравнений мы изучали? (простые)
- что нового узнали, используя текст учебника? (при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято.)
- кто почувствовал сегодня радость от выполненного задания?
- кто порадовался, когда смог сам найти и исправить свою ошибку?
- кто хочет узнать еще много интересного о решении уравнений?
- На следующем уроке мы узнаем новый вид уравнений.
- Тема сегодняшнего урока поможет вам открыть новые знания на следующем уроке
- Вернемся к нашей таблице и подведем итог.
(заполняется третий столбик) -10 слайд
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Таблицу умножения и деления. | 1. Все ли виды уравнений мы изучили. | 1. Что решить уравнение - значит найти все его корни |
2.Название компонентов действий. | 2. Есть ли затруднения в решении уравнений, и какие. | 2.Что при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и z мужского рода, названия остальных латинских букв - среднего рода, склонять названия букв в математике не принято. |
3.Что такое уравнение. | 3.Алгоритм решения уравнений. | 3. Что французский ученый Рене Декарт в ХVI веке ввел привычную нам буквенную запись уравнений. |
4. Алгоритм простого уравнения. |
- оцените свою работу на уроке.
- кого вам хочется поблагодарить за работу на уроке?
Составьте синквейн по нашей теме урока.
- 1 строка - тема (1 слово имя существительное)
- 2 строка - описание темы(2 слова имя прилагательное)
- 3 строка - описание действия (3 слова глагол)
- 4 строка - отношение к теме - фраза из 4 слов (предложение, цитата)
- 5 строка - суть темы (1 слово синоним)
Уравнения.
Интересные, увлекательные
Делят, умножают, вычитают
К умениям нас призывают
Равенства!
8. Домашнее задание
Составить задание для товарища.