Задачи:
- повторить основные единицы измерения длины (пути), массы в системе СИ;
- познакомить со старинными мерами длины и массы, используя групповую работу учащихся;
- показать, как важно связывать научные знания и последствия их использования;
- формировать навыки публичного выступления, умения делать выводы и давать нравственную оценку поступку.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат "Наука начинается ... с тех пор, как начинают измерять" Д.И. Менделеев.
План урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Остановимся! Повторим изученное - 5 мин.
- Краткое фронтальное повторение основных единиц измерения длины (пути), массы.
- Страницы истории метрологии.
- Компьютерная презентация групповых
мини-проектов - по 6 мин.
- Проекты: "Старинные меры длины";
- "Старинные меры массы";
- "Из истории развития метрологии";
- "Введение метрической системы в России".
- Систематизация знаний - 3 мин.
- Подведение итогов урока - 3 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
Остановимся! Повторим изученное.
Учитель. Что такое путь?
Ученик. Длина траектории, по которой движется тело в течение времени.
Учитель. Назовите основную единицу измерения длины пути в СИ.
Ученик. За основную единицу длины в СИ принят 1метр.
Учитель. Что такое масса тела?
Ученик. Масса тела - это физическая величина, которая характеризует его инертность.
Учитель. Назовите основную единицу измерения массы тела в СИ? Что взято за эталон массы?
Ученик. За основную единицу массы в СИ принят 1 килограмм. Килограмм - это масса эталона. Эталон изготовлен из сплава двух металлов: платины и иридия. Хранится эталон в г.Севре во Франции. Копии эталонов хранятся в разных странах.
Учитель. Что означает система СИ?
Ученик. Система интернациональная. (Международная система единиц измерения). Этой системой пользуются все народы на планете.
Учитель. Мы повторили основные единицы измерения длины (пути) и массы в системе СИ. Система СИ была принята в 1960 году. Возникают вопросы: какими мерами пользовались раньше для измерения длины (пути), массы? Кто вёл контроль за мерами? На эти вопросы мы попытаемся ответить, листая страницы истории измерения массы, длины (пути).
Страницы истории науки метрологии.
Эта часть урока проходит в форме компьютерной презентации мини- проектов. Каждая группа проводит защиту своего проекта, отвечает на возникшие вопросы.
Учитель. Обратите внимание на слова Д.И. Менделеева: "Наука начинается : с тех пор, как начинают измерять". Сегодня мы познакомимся с историей развития науки метрологии. Первую страницу "Старинные меры длины" открывает первая группа.
(Группа проводит защиту мини-проекта "Старинные меры длины". Мини- проект знакомит учащихся с мерами длины у разных народов, на Руси; с затруднениями, которые возникали при торговле, земельных наделах, сборе налогов.)
Учитель. Вторую страницу "Старинные меры массы" открывает вторая группа.
(Группа проводит защиту мини-проекта "Старинные меры массы". Мини-проект знакомит учащихся с мерами веса у разных народов, на Руси. Учащиеся узнают следующее: кто вел контроль за мерами, какими старинными мерами веса пользуются до сих пор, какие затруднения возникали при торговле и т.д.)
Учитель. Третью страницу "Из истории метрической системы" открывает третья группа.
(Группа проводит защиту мини-проекта "Из истории метрической системы". Мини-проект знакомит учащихся с основными этапами развития метрологии.)
Учитель. Четвертую страницу "Введение метрической системы в России" открывает четвертая группа.
(Группа проводит защиту мини проекта "Введение метрической системы в России". Мини-проект знакомит учащихся с деятельностью Д.И. Менделеева по введению метрической системы в России.)
Учитель. Сейчас мы увидели, какой личный вклад внес Д.И. Менделеев в введении в России метрической системы мер. Как вы считаете, какие черты характера помогли ему в этом?
Ученик. Любовь к Родине, настойчивость, верность науке, понимание того, что научные открытия должны служить народу.
Учитель. Хорошо, что вы понимаете, какими нравственными качествами должен обладать ученый или просто человек.
Систематизация знаний. Подведение итогов урока.
Учитель. Мы просмотрели четыре страницы из истории метрологии. Какой можно сделать вывод?
Ученик. Метрология - наука о мерах и измерении - развивалась и продолжает развиваться. То, что создавалось народами веками, не исчезло.
Учитель. Подведем итоги урока. Если мы объединим все мини-проекты, то получим общий результат совместной работы - электронную таблицу "Старинные меры длины и массы". Все группы хорошо поработали. Спасибо всем! (Выставляются оценки за защиту проектов, демонстрируется электронная таблица).
Электронная таблица "Старинные меры длины и массы"
Когда была введена метрическая система в России?
"Наука начинается : с тех пор, как начинают измерять"
Д.И. Менделеев
- С 1892-1907г. руководил работой Главной палаты мер и весов в России.
- Создал образцы прототипов русских мер длины и массы: аршина и фунта.
- Разработал приемы точного взвешивания.
- В 1899 году был принят закон, подготовленный Д.И. Менделеевым. По этому закону наравне с основными российскими мерами дозволялось применять в России международный метр и килограмм, их подразделения и другие метрические меры.
- 14 сентября 1918 года Советом Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина было принято постановление о применении международной системы мер при измерении.
- С 1 января 1963 года в России во всех областях науки и техники стала применяться Международная система единиц СИ.