Цель: Воспитание в учащихся внимательности и уважения друг к другу, умения считаться с мнениями других, почитать положительные качества и уметь прощать ошибки и промашки товарищей.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
II. Постановка учебной задачи.
Ветеран войны и труда Разиф ага, который после встреч со школьниками обычно приходил в приподнятом настроении, сегодня был не в духе. Да и было с чего расстраиваться. Целую неделю готовился он к этой встрече. Сперва попросил принести приготовленные ему вопросы, которых оказалось более двадцати. Многие из них повторялись, так что, после их обобщения, осталось только семь вопросов. Для подготовки ответов на некоторые вопросы пришлось несколько раз перелистать справочники и военные пособия. Да разве только это!
Некоторые данные даже записал в карманную записную книжку, не полагаясь на старческую память, как-никак возраст уже к восьмидесяти подкатывает.
За три дня до предстоящей встречи со школьниками сходил в парикмахерскую и привел прическу в порядок, проверил все пуговицы на синем парадном костюме и почистил ордена и медали.
Вот так тщательно готовился к встрече с семиклассниками старый ветеран войны. Как знать, может быть эта встреча будет и последней, потому что в городе с полумиллионным населением их осталось совсем мало - по пальцам можно пересчитать бывших фронтовиков.
- Что это ты, старче, не в духе сегодня? - встретила Нажия эби своего мужа, - не сердце ли расшалилось? Что-то и лицо у тебя бледновато ...
- С сердцем все в порядке, - ответил он, чего-то не договаривая.
Нажия ?би больше пытать его вопросами не стала. Характер своего мужа она знала, как свои пять пальцев: сколь ни старайся, а ничего более от него не добьешься ... Самое лучшее - выждать до того момента, пока он успокоится, а придет время - он и сам все расскажет.
И на этот раз все случилось именно так.
Разиф ага неспеша переоделся и, войдя в зал, сев на диван, сказал:
- Нервы не в порядке, старушенька, еле-еле сдержал себя, чтобы не сорваться ...
- Говори пояснее, - отозвалась Нажия эби, - плохо слушали что ли?
- Слушать-то слушали, конечно. Однако вели себя некорректно, невежливо друг к другу, спорили из-за пустяков, доходя до драки. Ну точь-в-точь как осенние петушки!...
- А разве учительницы не было на встрече?
- И она была, да очень уж молоденькая еще. Первый год работает, учеников-то толком не знает.
- Неyжтo ты ушел со встречи, даже не попрощавшись и не докончив ее? - вконец обеспокоилась Нажин эби.
- Да успокойся ты, старушенька, - прервал ее Разиф ага, грустно улыбнувшись, - Не ушел, не бросил я их, только вот прерываться частенько приходилось во время рассказа... Не было в их классе, не хватало, к сожалению…
- Чего не хватало? - опять забеспокоилась Нажин эби, вставая со стула.
Разиф ага не успел ответить на этот вопрос, так как в дверь постучались. Нажия эби пошла oткpывать - и тотчас крикнула ему:
- К тебе пришли, Разиф, ученики из школы ...
Вопросы для обсуждения в группах:
- Как вы думаете: почему Разиф ага был не в духе?
-Потому что учащиеся на встрече вели себя невежливо, прерывая его рассказ поспешными вопросами и даже споря, при этом, друг с другом:. Поэтому в классе былo шумно до такой степени, что даже молодая учительница не смогла навести надлежащий порядок.
- А для чего же пришли ученики после встречи на квартиру к Разифу ага?
- Для того, чтобы извиниться. _
- Что имел ввиду Разиф ага, когда говорил: "Не былo в их классе, не хватало... " .
- Он имел ввиду то, что в классе не хватало взаимоуважения, вежливости к себе и к гостю ветерану.
- Когда же так случается?
- Тогда, когда в классе не бывает дружбы.
- Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- О дружбе, о согласии.
Самооценка.
III. Решение учебной задачи.
1 задание. (Обсуждается в грyппах.)
- Что такое "дружба"?
- Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, привязанности, общности интересов. (Дружная семья. Дружные студенты. Дружные дети.)
- Все ли живущие дружно могут быть друзьями? Почему не все друзья живут дружно?
Oтвeты.
- Что лежит в основе дружбы?
- Умение понимать друг друга, уступать друг другу, взаимоуважение и умение прощать чужие ошибки.
- Приведите пример?
- Например, другой человек может и не знать всего того, что ты знаешь по какому-либо предмету. Или же может не иметь всех тех положительных качеств, что имеешь ты. Однако к таким нельзя относиться пренебрежительно, свысока, а принимать их такими, какие они есть.
- Можно ли это понимать так, что, мол, надо всегда примиряться с недостатками других людей?
- Не совсем так, конечно. Однако древние арабы говорили, что, если будешь искать друзей без недостатков, то и вовсе без друзей останешься ...
- Можно ли исправить недостатки в человеке?
- Конечно, если человек сам захочет этого. Мы должны искать в людях (замечать) только хорошие качества, стараясь не упрекать их недостатками. Со временем каждый человек начинает сам замечать свои недостатки и устранять их.
- А если он не сможет устранить их в течение всей жизни?
- Бывают в жизни и такие случаи. Каждый человек свою судьбу делает сам. И он - сам себе судья.
Самооценка.
2 заданне. (Обсуждается в грyппах.)
- Какие пословицы и поговорки о дружбе и согласии знаете?
- Красота нужна на свадьбе, а дружба - всю жизнь. Суп у друзей бывает сладким. В дружбе - сила. Нет лучше друга, чем дальний родственник. Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Человека узнают по его друзьям. Сдружились - сравнялись. Человек человеку радуется.
- Кого из долгоживущих знаете в своем окружении, среди своих знакомых?
Отвeты.
- С кем еще люди могут жить в дружбе?
- С животными. С природой. Например, наш Гена очень дружен с козликом… Но противоестественны дружбе и приносят ущерб красоте: неоправданные рубки леса, стрельба по диким животным, браконьерская ловля рыбы и другое.
- Что является качеством противоположным дружбе?
- Разлад, распри, несогласие между собой, ссоры и так далее.
- Отчего же это бывает?
- От невоспитанности, недисциплинированности, глупости, неумности, непорядочности, нетерпеливости, невыдержанности ...
- Почему происходят разлады в семьях?
- От пьянства, обмана, неуступчивости, непонимания, отсутствия взаимоуважения и т.д.
Самооценка.
3 задание. (Самостоятельная работа.)
Составить план самовоспитания по развитию в себе таких качеств, как дружба и согласие.
Пример ожидаемого плана:
1. Прежде чем начать какую-либо работу, тщательно продумай все детали хода ее выполнения, претворения. Убеди себя в необходимости ее выполнения и в способности ее выполнить. Не берись за такую работу, которая тебе не под силу.
2. Если работа не удалась, то вину надо искать только в себе.
3. Не одну просьбу и вопросы людей не оставлять без внимания, а всячески стараться решать их положительно.
4. Научиться находить в людях, прежде всего, положительные стороны характера.
5. Воспитывать в себе терпеливость, выносливость.
6. Ни при каких обстоятельствах не допускать безразличия и высокомерия по отношению к другим.
7. Научиться прощать промахи, ошибки, недостатки других людей.
IV. Рефлексия.
О чем мы говорили на этом уроке? Что нового вы узнали и усвоили? Полезным ли был урок?
V. Домашнее задание.
Написать домашнее сочинение (из жизни своей семьи) на тему: "Что может быть краше дружбы!"
Использованы рекомендации из методического пособия “Уроки нравственности” В.Казыйханова, Заслуженного учителя Российской Федерации.