Урок нравственности «Отложенное дело снегом заносит»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитание в детях стремления жить по определенному распорядку (порядку, режиму)

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

На родительском собрании отцу Ильдара - Фанавиль абзыю задали вопрос:

- Ваш сын по всем предметам успевает только на “отлично”, в городских олимпиадах по математике и физике занял первые места. Среди первых он и в спорте. Сегодня во время концерта прекрасно играл на баяне. Как же он успевает заниматься всем? Неужели нет у него никаких дел, обязанностей по дому?

Услышав эти вопросы, Фанавиль абзый улыбнулся, и посерьезнев, ответил:

- В нашей семье растут два сына, - сказал он. Ильдар - старший из них, поэтому все дела по дому ложатся на его плечи. Он с утра, перед школой, отводит своего братишку в детский сад. После школы ходит в магазин за продуктами. Затем моет полы и выносит мусор. Вы спрашиваете о том, как он успевает все это делать? Секрет прост: мальчик с детства знал цену времени. У него почти нет пустого времени. Вот, к примеру, режим одного дня Ильдара…

Вопросы для обсуждения в группах:

- Как вы понимаете отсутствие пустого времени у Ильдара и его умение ценить время?

- Он живет по строгому режиму (распорядку): в определенное время встает и в определенное время ложится спать. Ежедневно делает физзарядку. На уроках всегда внимательно слушает учителей (без этого невозможно хорошо усвоить материал урока). После уроков прямиком возвращается домой, обедает и делает все дела по дому. Затем, если не надо идти на занятия спортивной секции, садится за выполнение домашнего задания. Находит время и для игры на баяне, и для чтения художественных книг, и для слушания музыки, и на многое другое.

- Итак, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

- О том, что время надо ценить и беречь.

Самооценка.

3. Решение учебной задачи.

1 задание. (обсуждение в группах.)

- Что такое “время”?

1. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. (время проходит быстро. Солнечное время. Сколько времени?)

2. Промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь (например, время тренировок).

3. Период, эпоха жизни человека, государства, общества (период детства, эпоха хана Батыя, эпоха космонавтики и.т.д)

4. Определенный момент , в который происходит что-нибудь. (Назначено время заседания. Время обеда. Час дискуссии.)

5. Пора дня, года. (Вечернее время. Дождливое время.)

6. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. (Самое время обедать. Всему свое время.)

7. То же, что и досуг. (Нет времени для прогулок и т.п.)

8. В грамматике: форма глагола, относящая действие к прошедшему, настоящему или будущему. Увидеться во время каникул. Взять книгу на время экзаменов.

9. Пора созревания трав, растений, злаков и овощей, ягод и пора их собирания. (Время сенокоса, время сбора душицы, время страды.)

10. Дата написания творческого произведения – стихотворения, письма, этюда, картины. (Время переписки песен в тетрадь.)

- Что такое уважение?

-Почтительное отношение , основанное на признании чьих- нибудь достоинств. (Питать уважение к президенту.) Дача должной оценки кому-либо, чему-либо. Авторитет, достоинство человека.

2 задание.

Пусть каждый сравнит свой режим (распорядок) дня с режимом Ильдара и найдет свои ошибки, погрешности: не теряется ли время даром?

3 задание. (Обсуждение в группах)

- Вспомните пословицы и поговорки, связанные со временем.

- Всему – свое время! Время упустил – счастье потерял. Что задано сегодня - не оставляй на завтра. Опоздаешь на день- за год не догонишь. Время - деньги. Если со временем можно найти яхонт, то на яхонт времени не купить. Потерявший время – потерял состояние. Встанешь рано - работу быстро закончишь, встанешь поздно - сила быстро кончится. Не жалеющий свое время – крадет время у других. Куй железо пока горячо. Когда петух поет не вовремя, ему сносят голову. (Армянксая).Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Вместо того, чтобы опоздать на минуту, лучше начни на час раньше.(немецкая). Время - самый великий учитель.(Тибетская).Вставший рано – голодным не останется. (Турецкая) ит.д.

4 задание. (Обсудить в группах и записать в тетрадях)

- Неуважительное (небрежное) отношение ко времени приводит к печальным последствиям. Приведите примеры.

- Споры и пререкания с родителями. Опаздывания на уроки и мероприятия. Недооценка важности времени - причина обманов, лжи, а также следствием этого являются болезни, неуважение друзей и товарищей, ослабление силы духа и воли. Не ценящие время люди превращаются в лодырей и грязнуль (“Мойдодыр” Корнея Чуковского), становятся бесхарактерными. У них ослабевает интерес к учебе, к труду, в конце концов, теряются добрые человеческие качества характера и т.д.

4. Самооценка.

5. Рефлексия.

Чему вы научились на этом уроке нравственности? Что нового почерпнули для себя? Какие выводы сделали? Для кого он был очень полезным? А для кого лишь полезным?

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение об одном из людей вашего рода, который умеет (умел) ценить время. Как он этого добился, добивается?

  • Использованы рекомендации из методического пособия “Уроки нравственности” В. Казыйханова, Заслуженного учителя Российской Федерации.
  • Ценность урока раскрыта в самом названии.