Древний человек отражал свои представления об устройстве мира в орнаментах, которыми украшал окружающие его предметы быта. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Многие явления природы цикличны, и это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название “орнамент”. Слово “орнамент” произошло от латинского слова “орнаментум” - украшение, “орнаре” - украшать. Сейчас орнаментом называют узор. Для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка. Под ритмом понимается выделение одних, более крупных и значительных, и подчинение им других, более мелких элементов на основе определенного повтора.
Основное значение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности, так как древний человек украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые и волнистые линии, ромбы. Каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, расположение орнамента на украшаемой поверхности. В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно в виде листьев и цветов лотоса: в Древней Греции – геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески – причудливое сочетание геометрических и растительных узоров.
Для русского искусства с древних времен характерно использование геометрического растительного (изображение растений), зооморфного (изображений животных), орнитоморфного (изображение птиц), антороморфного (изображение человеческих фигур) орнамента.
Это объясняется тем, что люди пытались графическими символамивыразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, земля и другие. Народное искусство глубоко интернационально и выражает отношение людей к окружающему миру, их понятие о красоте и гармонии.
В древности орнамент имел свое смысловое значение (украс). Прочитать и понять знаки, вышитые на рушнике или нарисованные на горшке, - задача трудная. Ученые постепенно разгадывают тайны древнего орнамента.
Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключается в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак символизировал силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле. На предметах, которые егоокружали. Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи. От этого зависела жизнь человека, поэтому знак ромба можно назвать знаком жизни.
Современем человек стал заниматься земледелием и скотоводством. Теперь жизнь человека зависела и от урожая, а поэтому этот знак жизни стал и знаком плодородия. Человек творил заклинания, прося у Неба, Солнца и Земли удачи. Творил, повторяя узор, означавший удачу, везде: на орудиях труда, на одежде, на сосудах.
Люди издавна изображали явления природы, определенные понятия условными знаками – символами.
Археологи читают на глиняном сосуде представления человека об устройстве мира: небо с запасами воды, текущие по воздуху дождевые струи, земля с растениями и точками семян. Таким образом, земледелец как бы выражал свое желание: “Пусть пойдет дождь!”
По содержанию элементов орнамент делится на геометрический (квадраты, треугольники, круги, ромбы), растительный (стилизованные листья, цветы, плоды), животный (фигуры зверей и птиц), геральдический (эмблемы, знаки).
В орнаменте наиболее часто встречаются точки и линии – прямая, ломаная и кривая. Они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные и кривые линии, получаем различные элементы орнамента.
Узоры в орнаменте можно разделить на бесконечные и замкнутые. Бесконечный узор основан на чередовании элементов (например, бордюр), замкнутый – на их симметрии (например, сетка). В построении орнамента используется симметрия. Симметрия – это соразмерность, пропорциональность в расположении частей по обе стороны от середины, центра.
Поэтому же принципу можно нарисовать и снежинку.
На основе правильного деления круга можно построить прямолинейные фигуры: квадрат, треугольник, ромб.
Так же можно построить симметричные криволинейные фигуры.
Для изображения сложных природных форм (цветы, листья) можно воспользоваться квадратом (например, цветок тюльпана). Чтобы получить обобщенную форму цветка надо разделить квадрат на две равные части. Вписываем треугольник, на основе которого выполняем плавную кривую линию, дополняя ее затем ступенчато расположенными скругленными лепестками.
На основе квадрата можно построить и цветок подсолнуха.
В народном орнаменте немаловажное значение имели и изображения птиц и деревьев. Образ птицы обозначал счастье, удачу. Изображения птиц и деревьев даются в стилизованном виде, с четким выделением главного и отбрасыванием второстепенного. В основе изображения – круг.
Что же мы узнали об орнаменте?
- Древние орнаменты могут открыть много тайн.
- Разгадывая их, мы начинаем понимать, что языком символов наши предки передавали нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
- Наш народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, которые способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
- Составление орнамента – увлекательное и полезное занятие.
- Составление орнамента учит сосредоточенности, наблюдательности, заставляет осваивать математические расчеты, основы геометрии, будит воображение и творческую фантазию.