В настоящее время существует объективная необходимость обучения младших школьников риторике спора. Почему? Это обусловлено следующими факторами.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования подчеркивается необходимость в гражданах, личностях, способных эффективно решать острые, спорные вопросы в различных жизненных областях посредством целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, обладающих нравственностью, культурой поведения, а также отмечается деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование ключевых компетенций.
Мы полагаем, что к ключевым компетенциям относятся коммуникативные компетенции в области риторики спора, поскольку они включают в себя универсальные умения (умение доказывать выдвинутое положение, опровергать мнение оппонента, формулировать вопросы, композиционно правильно оформлять высказывание, делать необходимые выводы, регулировать свое поведение сообразно требованиям морали), а также помогают младшему школьнику ориентироваться в новых жизненных ситуациях, достигая поставленных целей.
Возрастает роль диалоговых, дискуссионных форм общения (спора, дискуссии, полемики, дебатов, прений и др.) на всех уровнях (от бытового до государственного), что находит отражение в частоте употребления слов спор, дискуссия, полемика, прения, дебаты, в увеличении количества ситуаций спора, телевизионных и других передач дискуссионного характера, в опубликовании соответствующих статей, монографий, книг, обсуждениях в рамках конференций, диссертационных исследований (Т.В.Сапух, Н.А.Песняева, Т.Д.Сегова, Н.И.Махновская, Т.Ю.Зотова, Р.К.Дроздов, М.С.Байматова, С.А.Алентикова и др.).
В современных исследованиях подчеркивается увеличение роли дискуссионных форм общения, агрессивность современной речевой ситуации, низкий уровень речевой культуры.
Об объективной необходимости формирования и развития коммуникативной компетентности младших школьников в области риторики спора свидетельствуют результаты констатирующего этапа эксперимента: с одной стороны, спор занимает значительное место в жизни ребенка (1 раз в день спорят 41% второклассников, 43% третьеклассников, 33% четвероклассников, более 5 раз в день - 19% второклассников, 19% третьеклассников, 14% четвероклассников), с другой стороны, младшие школьники имеют неточные представления о споре как речевом явлении, испытывают затруднения при формулировании определений, обладают недостаточно сформированным уровнем структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности в области риторики спора.
Все вышесказанное определяет актуальность рассматриваемого вопроса.
Эффективным способом (об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента) формирования и развития коммуникативной компетентности младших школьников в области риторики спора является разработанная нами педагогическая технология, предполагающая 1) реализацию структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности в области риторики спора (теоретических, практических (основных и вспомогательных), 2) формирование у младших школьников этической основы риторики спора как его ведущей нравственно-мотивационной характеристики, 3) реализацию взаимодействия школы, семьи, социального окружения, 4) создание комфортной, развивающей, стимулирующей интерес, самостоятельность, творческую активность младших школьников среды.
Компонентами рассматриваемой педагогической технологии являются:
- формирование теоретических компетенций в области риторики спора (спор, отличие его от ссоры, культура (этика), истина, тезис и аргумент как составляющие доказательства, антитезис и контраргумент как элементы опровержения, структура доказательства и опровержения);
- формирование практических компетенций в области риторики спора (основных: правильно определять предмет спора, осуществлять доказательство, опровержение точки зрения оппонента, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно оформлять высказывание, делать вывод, соблюдая при этом этические нормы речевого поведения; вспомогательных: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления, особенно логического, памяти, речи и других познавательных процессов, умения слушать, умения определять настроение оппонента по невербальным средствам общения).
Процесс формирования рассматриваемых компетенций проходит следующие этапы: ориентировку, планирование, реализацию, контроль. На каждом из названных этапов происходит формирование определенного спектра умений (табл. 1), которые составляют коммуникативные компетенции в области риторики спора.
Таблица 1. Реализация коммуникативных компетенций в области риторики спора
Этапы речевой деятельности | Коммуникативные компетенции в области риторики спора |
Ориентировка | умение оценивать коммуникативную
ситуацию; умение определять коммуникативное намерение оппонента; умение определять ситуацию спора; умение определять предмет спора; умение определять тезис или антитезис; умение выявлять возможные ошибки, уловки |
Планирование | умение формулировать тезис или
антитезис; умение подбирать и систематизировать весомые аргументы и контраргументы с опорой на законы логики и этики; умение формулировать вопросы и отвечать на них; умение отбирать языковые средства с учетом коммуникативной цели и ситуации; умение определять способы устранения ошибок, уловок |
Реализация | умение композиционно правильно строить
высказывания, доказывающие или опровергающие
тезис или антитезис; умение задавать вопросы и отвечать на них; умение делать логически правильный вывод; умение противостоять ошибкам, уловкам оппонента; умение соблюдать культуру ведения спора |
Контроль | умение анализировать высказывания; умение осуществлять рефлексию |
Технология обучения младших школьников риторике спора строилась с учетом общедидактических закономерностей, а также закономерностей усвоения родной речи (Л.П.Федоренко), возрастных особенностей детей, опыта и интересов младших школьников.
Специфика работы, направленной на формирование у младших школьников теоретических компетенций, заключается в следующем. Во-первых, учащиеся самостоятельно определяют необходимые теоретические понятия, опираясь на свой жизненный опыт и учитывая опыт своих товарищей (групповая работа). Во-вторых, усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов-моделей через установление ассоциативных связей. Данный факт объясняется тем, что у младшего школьника преобладает зрительный вид памяти, наглядно-образное мышление. Основополагающим понятием в системе работы является спор.
Цель работы, направленной на формирование понятия спор, – показать учащимся стратегии спора (конфликтную и конструктивную), определить вместе с детьми эффективную.
Последовательность работы по формированию понятия спор: 1) учащиеся самостоятельно изображают ситуацию спора; 2) во время групповой работы происходит сопоставление получившихся изображений ситуаций спора; 3) коллективное обсуждение обобщенных ситуаций спора.
Результатом обсуждения является графический образ-модель понятия спор, а также конструирование определения эффективного спора.
Пример образа-модели конфликтного спора (обобщенный вариант)
На данной схеме изображены человечки, которые сталкиваются (обращается внимание учащихся на мимику (злость, гнев), жесты (кулаки), потому что имеют разные точки зрения - “истины” (на схеме “истины” отмечены буквой И). Цель таких человечков – не поиск истины, а утверждение собственной позиции любой ценой.
Учитель может использовать следующие вопросы:
- Как можно назвать такой спор? (ссора – 1. Состояние взаимной вражды, размолвка. 2. Взаимная перебранка).
- Во что может перерасти ссора? (в драку).
- Почему это может произойти? (спорщики не соблюдают культуру спора (поэтому она расположена под ногами человечков).
- Как Вы думаете, останутся ли друзьями люди, которые так ведут спор? (нет).
- Почему? (потому что они неуважительно относятся, обижают друг друга).
- Достигнут ли они цели спора? (нет, потому что они не ищут истину, не доказывают свою точку зрения, не слушают и не стараются понять друг друга).
- Что может помочь людям и достичь целей спора, и сохранить хорошее отношение друг с другом, объединит их? (культура спора).
Появляется графический образ конструктивного спора, созданный одной из групп учащихся. Если такового нет, то дети под руководством учителя преобразуют предыдущую схему.
Пример образа-модели конструктивного спора (обобщенный вариант)
На предложенной схеме изображены человечки, которые идут вместе (обращается внимание учащихся на мимику (лица добрые), жесты (взявшись за руки), потому что они, во-первых, нашли истину (на схеме истина отмечена буквой И), во-вторых, остались друзьями. В этом им помогла культура спора.
С целью лучшего осознания конструктивного спора учитель может использовать следующие вопросы:
- Почему человечки остались друзьями? (потому что они уважительно относятся, не обижают друг другу, не кричат, не обзываются и т.п., то есть соблюдают культуру спора).
- Достигли ли они цели спора? (да: они нашли истину).
- Почему? (потому что они соблюдали правила культуры спора).
Важными элементами спора являются доказательство и опровержение. Учащихся необходимо познакомить со структурой названных составляющих спора, а также уточнить значения слов доказательство и опровержение.
Доказательство – обоснование истинности чего-либо. Структуру доказательства наглядно можно представить так.
(Тезис - это то, что доказывается, А – аргумент (то, с помощью чего что-либо доказывается), волшебная стрелка (слово-связка).
Прокомментируем данную схему. “Волшебная стрелка” не просто соединяет тезис и аргументы, но и показывает отношение логического следования (только одно направление). На схеме три разных аргумента. Это неслучайно. Во-первых, такое количество аргументов является наиболее целесообразным, во-вторых, показана последовательность аргументов по своей значимости, то есть наиболее весомые аргументы должны располагаться в начале и в конце высказывания.
Рассмотрим второй вариант структуры доказательства.
Из данной схемы видно, что последовательность тезиса и аргументов изменилась, соответственно название “волшебной стрелки” стало другим.
Опровержение – обоснование ложности чего-либо.
Структура опровержения следующая.
(Антитезис - это то, что опровергается, КонтрА - контраргумент (то, с помощью чего что-либо опровергается), “волшебная стрелка” (слово-связка).
Рассмотрим второй вариант структуры опровержения.
Отметим, что целесообразно познакомить младших школьников со словами тезис, аргумент, антитезис и контраргумент (приставки анти-, контр- обозначают против-), так как, во-первых, у учащихся не возникает затруднений при произнесении данных слов, во-вторых, экономится время при формулировании заданий, в-третьих, происходит расширение словарного запаса школьников.
Формирование вспомогательных компетенций у младших школьников предполагает: совершенствование техники речи учащихся (отрабатывается в начале урока по 2-3 минуты; включает упражнения, связанные с постановкой дыхания, гимнастикой языка, губ, произнесением отдельных, чаще всего самых трудных звуков и сочетаний звуков, скороговорок, совершенствованием интонационных умений); развитие психических процессов (внимания (приемы: “Раскодируйте слово”, “Муха”, “Что изменилось” и др.); логического мышления (“Собери слова”, “Найди “лишнее” понятие”, “Сравни”, загадки и др.); памяти, особенно слуховой (“Слушаем и запоминаем”, “Резервуар” и др.); развитие невербальных средств общения посредством использования различных таблиц, схем, отражающих эмоциональное состояние (“личики”); формирование и развитие у младших школьников умения правильно определять понятия (игровые приемы: “Волшебный мешочек. Что это?”, “Продолжи определение” и др.).
Специфика работы, направленной на формирование компетентной личности младшего школьника в области риторики спора, заключается в максимальном использовании дидактического материала учебника, включении в урок текстов, содержащих спор (авторских и созданных учащимися), а также в преобразовании имеющихся, в использовании разнообразных методов и приемов обучения (словесных, наглядных, практических, а также репродуктивных, частично-поисковых, или конструктивных, и творческих), форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, в построении урока с использованием интересных для детей игровых форм (путешествий (“Путешествие на планету Спор”), сказок и т.п., игровых приемов (“Задай-ответь”, “Причина-следствие”, “Истина-ложь” и т.п.).
Указанная технологии обучения младших школьников риторике спора была внедрена в образовательный процесс. С целью выявления ее эффективности был проведен контрольный этап эксперимента. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (%)
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования и развития у младших школьников коммуникативных компетенций в области риторики спора, что подтверждает эффективность специально разработанной технологии обучения младших школьников риторике спора.