Формирование целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной и творческой деятельности у учащихся, развитие самооценки и самоконтроля

Разделы: Начальная школа


Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны (см. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001, с.3). Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования.
Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Каждый этап образования, на наш взгляд, должен решать собственные ключевые задачи, которые будут определять выполнение образовательных целей на последующих этапах. На схеме 1 изображены ключевые задачи каждого этапа обучения, которые, по нашей гипотезе, позволят достичь основной цели школьного образования.
Предметом нашего сегодняшнего разговора стал вопрос о Формировании самостоятельности действий контроля и оценки у младших школьников развитие самооценки и самоконтроля. Приоритетным направлением образовательного процесса школы является создание условий для формирования целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной и творческой деятельности у учащихся.
Для этого мы используем деятельностный подход в обучении, при котором ученик выступает субъектом и осознанно овладевает всеми компонентами деятельности, а именно:

  • учащийся самостоятельно определяет учебные задачи
  • выбирает средства и способы для их решения
  • контролирует процесс и результат собственной деятельности
  • оценивает себя

На этапе контроля и оценки активность учащегося недостаточна, а, значит, его деятельность лишается мотива и дальнейшего развития. Поэтому одним из направлений совершенствования образовательного процесса мы выбрали формирование действий контроля и оценки у младших школьников.
Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у учащихся потребность в контроле собственных учебных действий и понимании назначения контроля
  2. Обеспечивать учащихся «инструментом» (критериями) контроля и оценки
  3. Создавать необходимые педагогические условия и совершенствовать педагогические приёмы, направленные на формирование учебных действий контроля и оценки у младших школьников.

Особое значение имеет продуктивная организация самостоятельной работы учащихся, а также создание банка проверочных тестовых работ и тренировочных упражнений по основным предметам с учётом «уровней» потенциальных возможностей учащихся.
Рассмотрим один из приемов для развития уровня самооценки и самоконтроля.
Данный вид работы можно использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.
Приведем пример работы со словарными словами.

Учащимся дается выбор пропущенной безударной гласной или парной согласной. Ребенок делает свой выбор и отмечает на координатной плоскости или точку или заштриховывает клеточку. Если ребенок сделал правильный выбор и соединит точки, то получится определенный рисунок, если выбор той или иной буквы сделан не правильно, то рисунок не получится. Ребенок может проконтролировать свои знания и найти свои ошибки. Это универсальные задания. Такие задания помогут  проверять не только правописание словарных слов, но и правописание слов с другими орфограммами по русскому языку, по математике и другим дисциплинам. Ребенок, освоивший алгоритм выполнений этой работы, может сам придумать задание для «товарища» и осуществить взаимопроверку (учитель–ученик). Это может быть индивидуальная или групповая работа.
Ученик может проверить выполненную работу по контрольному рисунку.

А                                    
Б                                    
В                                    
Г                                    
Д                                    
Е                                    
Ж                                    
З                                    
И                                    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15 16 17 18 19 20

№ 1

1. с...бака
а (2; Ж) о (8; Д)
2. п...ртфель
а (5; В) о (9; Г)
3. весел... 
а (6; И) о (10; В)
4. х...р...шо 
а (5; Б) а (18; В)
о (9; З) о (13; Ж)
5. к...нфета
а (17; Б) о (14; Е)
6. п...льто
а (7; Е) о (18; З)
7. дев...чка 
а (3; А) о (15; Ж)
8. м...дведь 
и (4; В) е (11; В)
9. см...тана 
и (19; В) е (13; Д)
10. уч...ник 
и (20; Г) е (10; З)
11. п...ченье 
и (12; А) е (12; З)
12. к...фир 
и (20; А) е (11; З)
13. ...рбуз 
а (12; Г) 0 (18; И)
14. к...пуста
а (8; Ж) о (17; Ж)
15. т...релка
а (15; Д) о (19; Д)

№ 2

1. м…роз
а (2; А) о(10; В)
2. …дежда
а (5; В) о(11; Г)
3.М…сква
а (4; З) о (12; Д)
4. …зык
е (3;Ж) я (7; Е)
5. п…нал
е(8; Д) и (19; Л)
6. …ктябрь
а (7; К) о (12; Ж)
7. п…сок
е (9; Г) и (15; И)
8. р…сунок
е (7; А) и (13; Е)
9. с…лдат
а (10; Л) о (10; З)
10. г…зета
а (11; Ж) о (18; А)
11. к...стрюля
а (10; Ж) о (16; А)
12. к…ртина
а (9; Ж) о (13; Й)
13. к…пуста
а (8; Ж) о (10; А)

№ 3

1. к…рова
а (1; б) о (6; е)
2. быстр… 
а (1; г ) о (7; ж)
3. весел… 
а (2; г) о (6; з)
4. в…р…бей
о (11; л) о (13; л)
а (2; б) а (4; б)
5. в…рона 
о (14; н) а (5; г)
6. гор…д 
а (6; б) о (17; м)
7. дев…чка 
а (5; р) о (16; к)
8. т…релка
а (18; ж) о (3; о)
9. вет…р 
и (13; р) е (22; о)
10. д…журный 
е (21; ж) и (8; р)
11. д…кабрь
е (23; а) и (15; л)
12. д…ревня 
е (18; е) и (8; С)
13. п…тух 
и (20; с) е (13; г)
14. с…лазки 
а (17; б) о (21; р)