Цель: познакомить учащихся с особенностями написания писем.
Учебные задачи:
- Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
- Формировать навыки правильного написания письма.
Воспитательные задачи:
- Возродить российские традиции эпистолярного жанра.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Эпиграф к уроку:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
Оборудование: конверты и почтовый ящик (сделаны детьми на уроках труда), сумка почтальона, интерактивная доска, карточки разного цвета, слова-подсказки, алгоритмы, кроссворд, аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитав слова на доске, подумайте, в чём их смысл?
Совершенно верно вы говорите об огромной значимости слов в общении между людьми. Люди давным-давно научились пользоваться разными видами речевых жанров в различных жизненных ситуациях.
Но, скажите, пожалуйста, когда легче высказать свои мысли: при личной встрече с человеком или на расстоянии?
Конечно же, передать свои мысли, чувства при личной встрече гораздо проще. Но не всегда люди находятся рядом, а общаться хотелось бы. Какой же выход из ситуации?
Правильно, позвонить.
Но как приятно получить письмо, в котором будто находишься рядом с родным человеком, чувствуешь все его переживания, радости. А ещё письмо можно перечитывать и вновь переживать приятные чувства от общения.
Как вы думаете, легко ли написать письмо? Нужно ли соблюдать какие-то правила?
(вопросы, на которые надо найти ответ в конце урока, записаны на доске)
II. Актуализация опорных знаний.
(На доске написан кроссворд, разгадав который, дети смогут прочитать ключевое слово: Алгоритм)
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке,
Это он,
Это он,
Волгоградский почтальон.
(Учитель читает стихотворение и переодевается в почтальона. Перекидывая мячик от одного ученика к другому, получает ответы на вопросы)
– Я хотела бы вам помочь разобраться в поставленных вопросах. И сначала предлагаю вам разгадать кроссворд, ответив на мои вопросы:
- Как называют человека, которому адресовано письмо? Адресат
- Как называют человека, который носит письма? Почтальон
- На чём пишут письма? на Бумаге
- Как называется послание от одного человека другому, зафиксированное на бумаге? Письмо
- Определённый стиль речи, манера? Жанр
- Как называется набор цифр для обозначения города, области, куда посылается письмо? Индекс
- Куда можно вложить письмо, чтобы опустить в почтовый ящик? Конверт
- Что наклеивают на конверт, чтобы письмо дошло по нужному адресу? Марка
Вы правильно угадали слово. А что оно обозначает? (Определённый порядок выполнения действий)
Видимо, при написании письма необходимо использовать определённые правила.
III. Формирование новых знаний.
Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми.
Давайте запишем с вами, для чего мы пишем письма (дети выходят к доске и мелками разного цвета пишут свои предположения):
- сообщить, оповестить;
- поздравить;
- извиниться;
- поделиться чувствами, впечатлениями;
- поблагодарить.
Письма принято делить на 2 вида: деловые и личные. В связи с этим письма имеют разный стиль написания: деловой и художественный.
Но все они подчиняются одному алгоритму написания.
(Алгоритм написан на доске или может быть высвечен на интерактивной доске)
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
(Звучит песня «Вологда» муз. Б.Мокроусова, слова М. Матусовского)
Ребята, нам на почте попалось такое письмо. Как вы думаете, что в нём не так?
Дети отвечают:
- Письмо не вложено в конверт, а значит, его информация доступна всем.
- На письме нет марки, а значит, письмо не оплачено и оно не дойдёт адресату.
- На письме не указан точный адрес получателя, а значит, письмо никуда не дойдёт.
(Ученик читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта»)
Письмо само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
IV. Практическая часть
У каждого из вас на столах лежат конверты. Давайте заполним их.
(на доске высвечивается алгоритм-образец заполнения конверта)
- От кого Сидорова И.И.
- Откуда г. Волгоград ул. Быстрова, д.54 кв.3
- Индекс 430056
- Кому Иванову А.А.
- Куда г. Астрахань ул. Козлова, д.37 кв.45
- 6.Индекс 450034
Конверты готовы, а теперь осталось написать сами письма. Я предлагаю вам попробовать написать сегодня личные письма на тему: «Хочу рассказать тебе о своём родном крае. Как вы думаете, каким стилем нужно писать такие письма: художественным или деловым?
А чтобы письма получились интересными, давайте отправимся с вами в небольшое путешествие по родному краю.
(Учитель демонстрирует презентацию на тему: «Моя Родина» см. Приложение)
Запомните основные правила написания писем:
- Указывайте дату и место написания письма.
- Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
(У каждой группы есть слова-подсказки, по которым дети могут составить свои письма)
(Дети пишут письма личного характера, а в конце урока вкладывают их в конверты, но не запечатывают, т.к. на следующем уроке будут анализировать написанное. Все письма бросают в заранее приготовленный почтовый ящик)
V. Итог урока (рефлексия)
Вернёмся к началу нашего урока и ответим на поставленные вопросы.
- Кому из вас было легко написать письмо, поднимите зелёную карточку.
Кому было трудно – красную карточку.
Вижу, что трудности встречались, а значит, необходимо ещё раз вернуться к этой теме. И не только на уроке русского языка, а также на уроках риторики, литературного чтения, истории, окружающего мира.
- Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло нам на почту, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков. Его письмо дедушка не получил, как вы и предположили. Но, чтобы с другими не случилось то же самое и письма всегда находили своих адресатов, давайте, восстановим памятку – правило заполнения конверта.
Список литературы:
- С. Маршак «Почта».
- А. Чехов «Ванька».
- С.Ожегов «Словарь русского языка».
- Б. Мокроусов, М.Матусовский «Вологда».