Урок алегбры "Взаимное расположение графиков линейных функций" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


Ум – хозяин, знанье – гость,
Смысла нету жить им врозь…
Ум – опора, крыша – знанье,
Кто разрушит жизни зданье!
Сила без ума – слепа,
Разрушать – её судьба.
Если нет ума у знанья –
Невозможно созиданье.
Гулиа Д.И. (1874-1960), абхазский писатель

Цели урока:

  • Рассмотреть относительное расположение двух прямых на координатной плоскости.
  • Определить от чего зависит расположение двух графиков на координатной плоскости.
  • Развивать навыки самоконтроля, речь, внимание, мышление учащихся.
  • Развивать навыки работы в парах, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: компьютерный кабинет, проектор, раздаточный материал с текстом лабораторной работы, учебное электронное издание «Математика 5-11» ООО «Дрофа», 2003.

Структура урока:

  1. Подготовка учащихся к работе. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по терминологии).
  2. Сообщение темы урока и постановка целей.
  3. Объяснение нового материала в парах с помощью лабораторной работы.
  4. Физкультминутка.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги урока.

Ход урока

Урок проводится с помощью слайдов презентации. (Приложение 1)

I. Подготовка учащихся к работе. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по терминологии).

Учитель:

Я приветствую вас на уроке алгебры. Сегодня мы повторим такие понятия, как функция, график функции, вспомним виды функций, которые изучали и продолжим знакомство с новыми свойствами графиков линейных функций.

Девизом нашего урока я выбрала слова абхазского писателя Гулиа (слайд 2)

а) Ответьте на вопросы: (слайд 4)

Дайте определение функции?

Приведите примеры функций?

Как можно задать функцию?

Что называется областью определения функции?

Что называется областью значений функции?

б) слайд 5

На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности? Почему?

На каком рисунке показано лишнее условие построения? Почему?

На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный угловой коэффициент?

в) слайд №6

На рисунке изображены графики следующих функций: У = 3Х, У = - 3Х, У = Х – 3

Под каким номером изображён график функции У = - 3Х ?

II. Сообщение темы урока и постановка целей

(слайды 1 и 3)

Цели урока ставят сами ученики под руководством учителя

III. Объяснение нового материала с помощью лабораторной работы.

(Приложение 2) Работа в парах

(слайды 7-10)

Лабораторную работу можно проводить как в тетради, так и с помощью Учебного электронного издания «Математика 5-11», где графики строятся в электронном виде

IV. Физкультминутка:

(слайд 11)

Посмотрите на функции, если их графики параллельны, то руки поднимите вверх, если пересекаются, то руки протяните перед собой скрестив.

V. Домашнее задание:

(слайд 14)

Выполнить упражнения:

335 (а, б), 337, 341, 342 (б), 343

Творческое задание

(для сильных учащихся и для желающих)

  1. При каких значениях параметра а графики данных функций пересекаются?
    а) у = 2ах + 5 и у = 5х-2
    б) у = (2а - 1)х и у = (4а + 3)х +2а

  2. При каких значениях параметра а графики данных функций параллельны?
    а) у = 3ах + 5 и у = 6х – 2
    б) у = (3 - а)х + 1 и у = (а - 1)х +5

VI. Итоги урока:

(слайд 13)

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я повторил…
  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Сегодня на уроке я научился….

Слайд 15

Вернуться к девизу урока. Обсудить правдивость слов писателя.

Ум – хозяин, знанье – гость,
Смысла нету жить им врозь
Ум – опора, крыша – знанье,
Кто разрушит жизни зданье!
Сила без ума – слепа,
Разрушать – её судьба.
Если нет ума у знанья –
Невозможно созиданье.
Гулиа Д.И. (1874 – 1960), абхазский писатель