Ум – хозяин, знанье – гость,
Смысла нету жить им врозь…
Ум – опора, крыша – знанье,
Кто разрушит жизни зданье!
Сила без ума – слепа,
Разрушать – её судьба.
Если нет ума у знанья –
Невозможно созиданье.
Гулиа Д.И. (1874-1960), абхазский писатель
Цели урока:
- Рассмотреть относительное расположение двух прямых на координатной плоскости.
- Определить от чего зависит расположение двух графиков на координатной плоскости.
- Развивать навыки самоконтроля, речь, внимание, мышление учащихся.
- Развивать навыки работы в парах, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: компьютерный кабинет, проектор, раздаточный материал с текстом лабораторной работы, учебное электронное издание «Математика 5-11» ООО «Дрофа», 2003.
Структура урока:
- Подготовка учащихся к работе. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по терминологии).
- Сообщение темы урока и постановка целей.
- Объяснение нового материала в парах с помощью лабораторной работы.
- Физкультминутка.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Ход урока
Урок проводится с помощью слайдов презентации. (Приложение 1)
I. Подготовка учащихся к работе. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по терминологии).
Учитель:
Я приветствую вас на уроке алгебры. Сегодня мы повторим такие понятия, как функция, график функции, вспомним виды функций, которые изучали и продолжим знакомство с новыми свойствами графиков линейных функций.
Девизом нашего урока я выбрала слова абхазского писателя Гулиа (слайд 2)
а) Ответьте на вопросы: (слайд 4)
Дайте определение функции?
Приведите примеры функций?
Как можно задать функцию?
Что называется областью определения функции?
Что называется областью значений функции?
б) слайд 5
На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности? Почему?
На каком рисунке показано лишнее условие построения? Почему?
На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный угловой коэффициент?
в) слайд №6
На рисунке изображены графики следующих функций: У = 3Х, У = - 3Х, У = Х – 3
Под каким номером изображён график функции У = - 3Х ?
II. Сообщение темы урока и постановка целей
(слайды 1 и 3)
Цели урока ставят сами ученики под руководством учителя
III. Объяснение нового материала с помощью лабораторной работы.
(Приложение 2) Работа в парах
(слайды 7-10)
Лабораторную работу можно проводить как в тетради, так и с помощью Учебного электронного издания «Математика 5-11», где графики строятся в электронном виде
IV. Физкультминутка:
(слайд 11)
Посмотрите на функции, если их графики параллельны, то руки поднимите вверх, если пересекаются, то руки протяните перед собой скрестив.
V. Домашнее задание:
(слайд 14)
Выполнить упражнения:
335 (а, б), 337, 341, 342 (б), 343
Творческое задание
(для сильных учащихся и для желающих)
-
При каких значениях параметра а графики данных функций пересекаются?
а) у = 2ах + 5 и у = 5х-2
б) у = (2а - 1)х и у = (4а + 3)х +2а -
При каких значениях параметра а графики данных функций параллельны?
а) у = 3ах + 5 и у = 6х – 2
б) у = (3 - а)х + 1 и у = (а - 1)х +5
VI. Итоги урока:
(слайд 13)
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я научился….
Слайд 15
Вернуться к девизу урока. Обсудить правдивость слов писателя.
Ум – хозяин, знанье – гость,
Смысла нету жить им врозь
Ум – опора, крыша – знанье,
Кто разрушит жизни зданье!
Сила без ума – слепа,
Разрушать – её судьба.
Если нет ума у знанья –
Невозможно созиданье.
Гулиа Д.И. (1874 – 1960), абхазский писатель