Интеграция предмета "Русский язык" с предметом "Окружающий мир"
1. Тема: "Правописание безударной гласной в корне".
На доске написаны слова: корова, лиса, бельчонок, собака, волчата.
У.- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
(Здесь может быть два варианта ответа.)
1-й. Дети делят слова по безударной гласной проверяемой и непроверяемой ударением.
Учитель можно спросить, что еще объединяет слова в каждого столбика?
Д.- В одном столбике дикие животные, а в другом- домашние.
2-й. Дети сразу делят слова на диких и домашних животных.
Тогда уместно задать детям следующий вопрос: "Какие орфограммы встретились в этих словах?"
Д.- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Как домашнее задание можно предложить ребятам подобрать еще диких и домашних животных с данной орфограммой.
2. Тема: "Части речи".
На доске написаны слова : льётся, дерево, пёстрая, светит, бабочка, греет, животное, человек, яркая, разноцветная.
У.- На какие три группы можно разделить эти слова?
Д.- По частям речи: существительные, прилагательные, глаголы.
У.- Что объединяет все существительные?
Д.- Это предметы живой природы.
У.- Как вы думаете, к каким объектам природы относятся слова, которые вы назвали глаголами? Приведите примеры
Д.- К объектам живой и неживой природы.
У.- К какому из названных предметов живой природы можно отнести все имена прилагательные?
Д.- Бабочка .
3. Тема: "Орфограммы корня".
На доске написаны слова : сно.. , перья, л..са, сугроб, с..сна, тетра..ь, фл..жок.
У.- В некоторых словах пропущены орфограммы. Если вы правильно вставите буквы пропущенных орфограмм, то сможете прочитать зашифрованное слово. . А чтобы вам было легче справиться с заданием, две буквы уже вставлены.
- Какое слово получилось? (Природа.)
- Что такое природа? (Все, что нас окружает.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
На доске - запись:
- Парные согласные
- Безударные гласные
У.- Придумайте и запишите в первый столбик три слова, относящихся к неживой природе с орфограммой " Парная согласная",а во второй столбик- три слова, относящихся к живой природе с орфограммой "Проверяемая безударная гласная в корне".
Интеграция предмета "Окружающий мир" с предметом "Русский язык"
1. Тема: "Растения леса".
На доске даны таблички со словами: клён, дуб, осина, рябина, берёза, ель.
Отдельно лежат сами листочки этих деревьев, вырезанные из цветной бумаги; на обратной стороне каждого листочка написана буква. (Лист клена- буква К, лист дуба- О, лист осины- Р, лист
рябины- Е, лист березы-Н, веточка ели- Ь).
У.- Если вы правильно определите, с каких деревьев упали эти листочки и прикрепите их на свое место, то сможете на обратной стороне листочков прочесть получившееся слово.
Предмет, который обозначает данное слово, есть у всех деревьев. Что это?
Д.- Корень.
У.- А где мы с вами еще встречали это слово?
Д.- В русском языке.
У.- Что такое корень?
Д.- Неизменяемая общая часть родственных слов.
У.- А как вы думаете, почему именно корнем называется общая неизменяемая часть родственных слов?
Д.- Потому, что у каждого слова, как и у каждого дерева, есть корень, который рождает все родственные слова.
2. Тема: "Живая и неживая природа".
На доске дан кроссворд
У.- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по вертикали сможете прочесть зашифрованное слово.
Вопросы.
1. Бегут по небу кудряшки, белые барашки. (облака)
2. Птичка- невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок- получается прыжок. (воробей)
3. Без рук, без ног, дверь отворяет. (ветер)
4. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява , не голова. (береза)
5. Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья- хрипловатая - известная персона.
Кто она? (ворона)
6.
Сам чернее тучки, пачкает ручки.
Из земли придет, в дом попадет,
Всем тепло дает. (уголь)
У.- что же за слово зашифровано в кроссворде?
Д.- Корень.
У.- Где в природе мы встречаем этот предмет?
Д.- Это то, с помощью чего дерево получает воду и пищу из земли.
У.- А где еще мы встречаемся со словом корень?
Д.- В русском языке.
У.- Что же обозначает слово корень в русском языке?
Д.- Корень- это общая часть родственных слов.
На доске даны картинки: вода, водитель, водомерка, подводник.
У.- Какой предмет лишний? Почему?
Д.- Водитель- это однокоренное слово, но не родственное. (картинка убирается)
У.- А какая из оставшихся картинок лишняя? Почему?
Д.- Вода- это неживая природа; водомерка, подводник- живая природа.
Интеграция предмета "Русский язык" с предметом "Математика"
1. Тема: "Повторение".
На доске дан кроссворд.
У.- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по вертикали сможете прочесть название математического знака.
Вопросы.
1. Гланый член предложения, который показывает, о ком или о чем говорится в предложении. (подлежащее)
2. Часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (глагол)
3. Слово соединяющее или разделяющее однородные члены предложения. (союз)
4. Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем. (сказуемое)
У.- Какое же слово- знак получилось?
Д.- Плюс.
У.- Какие еще математические знаки вы знаете?
Решите выражение: мама - ма + тема + (тишина - шина) + (каша - ша)
У.- Какое слово получилось?
Д.- Математика.
2. Тема: "Непроизносимые согласные в корне слова".
На доске даны слова: солнце, сумма, устный, грамм, радостный, килограмм.
У.- На какие две группы можно разделить данные слова?
Д.- Непроизносимая согласная и двойная согласная.
У.- Спишите слова в два столбика.
- Прочитайте слова с двойной согласной. На каком уроке мы чаще слышим эти слова?
Д.- На математике.
У.- Когда мы говорим "сумма"? Для чего нужны грамм и килограмм? Что можно взвесить при помощи грамма? Килограмма?
У.- Скажите, а во втором столбике есть слова, которые мы используем в математике?
Д.- Устный.
У.- Когда мы употребляем это слово? На каком еще уроке можно услышать это слово?
Д.- На чтении. Устный рассказ, устная речь.
У.- Почему устная речь так названа?
Д.- От слова уста.
У.- Чем является слово уста для слова устный?
Д.- Проверочным.
У.- Подберите проверочные слова к остальным словам с непроизносимым согласным звуком.
3. На партах у детей лежит листочек с ребусом: град:д:(смотр:ср):ность
У.- Перед вами лежит ребус, в котором зашифровано главное слово, для каждого человека, который хочет чего- то добиться в жизни. Чтобы расшифровать это слово, вы должны правильно расставить знаки вместо точек. Я вам немного помогу.
а) Первый знак говорит об уменьшении числа на несколько единиц.
б) Второй знак показывает сумму двух чисел.
в) Третий знак говорит о разности чисел.
г) Последний знак помогает увеличить число на несколько единиц.
У.- Какое же слово зашифровано?
Д.- Грамотность.
Интеграция предмета "Математика" с предметом "Русский язык"
Тема: "Сложение и вычитание с переходом через десяток".
На доске написаны выражения, ответы к выражениям записаны на карточках, которые лежат рядом (на оборотной стороне карточек написаны буквы).
- 74-20
- 31-27
- 9+26
- 36+16
- 100-25
- 17+7
- 94-56
Дети должны выбрать правильный ответ и поставить на наборное полотно около своего выражения.
У.- Поставьте ответы в порядке убывания, переверните карточки и прочитайте получившееся слово. (молодцы)
-Слово молодцы не просто слово, оно вас хвалит; оно несет в себе много новых задач.
- Давайте попробуем найти все орфограммы, имеющиеся в этом слове.
Д.- Две проверяемые безударные гласные в корне "о".
- Сочетание оло - оро.
- Непроизносимая согласная "д".
- Парная согласная в корне слова "д".
У.- Ну, вы и в самом деле молодцы!
2. Тема: "Решение задач".
1) В диктанте по русскому языку Юля написала 4 слова с сочетаниями ЖЫ, 2 слова с сочетаниями ЧА, 3 слова с сочетаниями ЧЮ, и 3 слова с сочетаниями ЩУ. Сколько всего слов с сочетаниями написала Юля? Сколько слов с правильными сочетаниями написала Юля?
2) На уроке арифметики Мальвина дала Буратино задание посчитать, сколько всего звуков в словах мячик, юла, руль и платье. У Буратино получилось 16 звуков. Правильно ли посчитал Буратино? Сколько на самом деле Звуков в этих словах?
3) В русском алфавите всего 33 буквы. Сколько букв, обозначающих согласные звуки в алфавите, если в нем 10 букв, обозначающих гласные звуки и 2 буквы не имеющих звуков?
3. Тема: "Закрепление вычислительных навыков".
На доске записаны выражения и таблица с ответами.
У.- Решите выражения, запишите букву, соответствующую получившемуся ответу, в нужную клеточку и прочитайте получившиеся слова (платье, льет, птичьи).
У.- Что объединяет эти слова?
Д.- В них орфограмма "Разделительный мягкий знак".
У.- Что различает эти слова?
Д.- Обозначают разные части речи: существительное, прилагательное и глагол.
У.- Назовите имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Интеграция предмета "Математика" с предметом "Литературное чтение"
1. Тема: "Решение задач".
Задача. У Кая было 54 осколка льда, из которых он хотел собрать слово "вечность": 18 треугольных осколков, столько же четырехугольных, а остальные осколки- пятиугольные. Сколько осколков пятиугольной формы было у Кая?
У.- Из какого произведения персонаж?
- Кто автор этого произведения?
- Чем был занят Кай?
- Где он в это время находился?
- Как Кай попал к Снежной Королеве?
- Кто кинулся его спасать?
- Чем закончилась сказка?
(Далее идет разбор и решение задачи.)
2. Тема: "Табличное умножение и деление".
На доске записаны выражения; рядом лежат карточки с ответами, на оборотной стороне которых написаны буквы.
У.- Решите выражение, найдите соответствующую карточку с ответом и поставьте рядом с выражением. Если вы решите выражения верно, у вас должны получиться какие-то слова.
У.- Какие слова получились?
- Из какой сказки эти персонажи?
- Кто автор?
- Какие еще герои были в этом произведении?
- Вспомните, какую задачу задала Мальвина Буратино?
- Решил ее Буратино? Почему, как вы думаете?
3. Тема: "Работа с геометрическим материалом".
На доске даны геометрические фигуры: круг, ромб, ломаная линия, овал и таблица.
ы в
У.- Вставьте в клеточки таблицы первые буквы из названия геометрических фигур.
- Что получилось?
Д.- Крылов.
У.- О чем говорит вам эта фамилия?
- Какие басни И.А. Крылова вы знаете?
На доске дан рисунок - "очки"
У.- Что напоминает вам изображение на этом рисунке?
Д.- Очки.
У.- В какой из басен И.А. Крылова они встречались?
У.- Мы с вами попытаемся увидеть в очках не просто прибор для корректировки зрения, но и еще геометрические фигуры, из которых состоят очки.
- Какие геометрические фигуры вы увидели?
Д.- Окружности, кривые линии.
(Далее можно проводить работу по изучению или отработке знание о геометрических фигурах.)
Интеграция предмета "Русский язык " с предметом "Литературное чтение"
Использовать связь между этими предметами можно и на уроках, но я провожу интеграцию при выполнении детьми домашнего задания.
Например, при прохождении тем по изучению любых частей речи можно дать ученикам на дом следующие задания:
1.Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) предложения и подчеркнуть в них ту часть речи, которая изучается детьми на данном этапе.
2. Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) слова на изучаемую орфограмму и проверить ее.
3. Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) предложения и подчеркнуть в них изучаемый член предложения и т.д.