Интегрированные задания по различным предметам

Разделы: Начальная школа


Интеграция предмета "Русский язык" с предметом "Окружающий мир"

1. Тема: "Правописание безударной гласной в корне".

На доске написаны слова: корова, лиса, бельчонок, собака, волчата.

У.- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?

(Здесь может быть два варианта ответа.)

1-й. Дети делят слова по безударной гласной проверяемой и непроверяемой ударением.

Учитель можно спросить, что еще объединяет слова в каждого столбика?

Д.- В одном столбике дикие животные, а в другом- домашние.

2-й. Дети сразу делят слова на диких и домашних животных.

Тогда уместно задать детям следующий вопрос: "Какие орфограммы встретились в этих словах?"

Д.- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Как домашнее задание можно предложить ребятам подобрать еще диких и домашних животных с данной орфограммой.

2. Тема: "Части речи".

На доске написаны слова : льётся, дерево, пёстрая, светит, бабочка, греет, животное, человек, яркая, разноцветная.

У.- На какие три группы можно разделить эти слова?

Д.- По частям речи: существительные, прилагательные, глаголы.

У.- Что объединяет все существительные?

Д.- Это предметы живой природы.

У.- Как вы думаете, к каким объектам природы относятся слова, которые вы назвали глаголами? Приведите примеры

Д.- К объектам живой и неживой природы.

У.- К какому из названных предметов живой природы можно отнести все имена прилагательные?

Д.- Бабочка .

3. Тема: "Орфограммы корня".

На доске написаны слова : сно.. , перья, л..са, сугроб, с..сна, тетра..ь, фл..жок.

У.- В некоторых словах пропущены орфограммы. Если вы правильно вставите буквы пропущенных орфограмм, то сможете прочитать зашифрованное слово. . А чтобы вам было легче справиться с заданием, две буквы уже вставлены.

- Какое слово получилось? (Природа.)

- Что такое природа? (Все, что нас окружает.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

На доске - запись:

  • Парные согласные
  • Безударные гласные

У.- Придумайте и запишите в первый столбик три слова, относящихся к неживой природе с орфограммой " Парная согласная",а во второй столбик- три слова, относящихся к живой природе с орфограммой "Проверяемая безударная гласная в корне".

Интеграция предмета "Окружающий мир" с предметом "Русский язык"

1. Тема: "Растения леса".

На доске даны таблички со словами: клён, дуб, осина, рябина, берёза, ель.

Отдельно лежат сами листочки этих деревьев, вырезанные из цветной бумаги; на обратной стороне каждого листочка написана буква. (Лист клена- буква К, лист дуба- О, лист осины- Р, лист

рябины- Е, лист березы-Н, веточка ели- Ь).

У.- Если вы правильно определите, с каких деревьев упали эти листочки и прикрепите их на свое место, то сможете на обратной стороне листочков прочесть получившееся слово.

Предмет, который обозначает данное слово, есть у всех деревьев. Что это?

Д.- Корень.

У.- А где мы с вами еще встречали это слово?

Д.- В русском языке.

У.- Что такое корень?

Д.- Неизменяемая общая часть родственных слов.

У.- А как вы думаете, почему именно корнем называется общая неизменяемая часть родственных слов?

Д.- Потому, что у каждого слова, как и у каждого дерева, есть корень, который рождает все родственные слова.

2. Тема: "Живая и неживая природа".

На доске дан кроссворд

img4.gif (1373 bytes)

У.- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по вертикали сможете прочесть зашифрованное слово.

Вопросы.

1. Бегут по небу кудряшки, белые барашки. (облака)

2. Птичка- невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок- получается прыжок. (воробей)

3. Без рук, без ног, дверь отворяет. (ветер)

4. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява , не голова. (береза)

5. Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья- хрипловатая - известная персона.

Кто она? (ворона)

6.

Сам чернее тучки, пачкает ручки.
Из земли придет, в дом попадет,
Всем тепло дает. (уголь)

У.- что же за слово зашифровано в кроссворде?

Д.- Корень.

У.- Где в природе мы встречаем этот предмет?

Д.- Это то, с помощью чего дерево получает воду и пищу из земли.

У.- А где еще мы встречаемся со словом корень?

Д.- В русском языке.

У.- Что же обозначает слово корень в русском языке?

Д.- Корень- это общая часть родственных слов.

На доске даны картинки: вода, водитель, водомерка, подводник.

У.- Какой предмет лишний? Почему?

Д.- Водитель- это однокоренное слово, но не родственное. (картинка убирается)

У.- А какая из оставшихся картинок лишняя? Почему?

Д.- Вода- это неживая природа; водомерка, подводник- живая природа.

Интеграция предмета "Русский язык" с предметом "Математика"

1. Тема: "Повторение".

На доске дан кроссворд.

У.- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по вертикали сможете прочесть название математического знака.

Вопросы.

1. Гланый член предложения, который показывает, о ком или о чем говорится в предложении. (подлежащее)

2. Часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (глагол)

3. Слово соединяющее или разделяющее однородные члены предложения. (союз)

4. Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем. (сказуемое)

У.- Какое же слово- знак получилось?

Д.- Плюс.

У.- Какие еще математические знаки вы знаете?

Решите выражение: мама - ма + тема + (тишина - шина) + (каша - ша)

У.- Какое слово получилось?

Д.- Математика.

2. Тема: "Непроизносимые согласные в корне слова".

На доске даны слова: солнце, сумма, устный, грамм, радостный, килограмм.

У.- На какие две группы можно разделить данные слова?

Д.- Непроизносимая согласная и двойная согласная.

У.- Спишите слова в два столбика.

- Прочитайте слова с двойной согласной. На каком уроке мы чаще слышим эти слова?

Д.- На математике.

У.- Когда мы говорим "сумма"? Для чего нужны грамм и килограмм? Что можно взвесить при помощи грамма? Килограмма?

У.- Скажите, а во втором столбике есть слова, которые мы используем в математике?

Д.- Устный.

У.- Когда мы употребляем это слово? На каком еще уроке можно услышать это слово?

Д.- На чтении. Устный рассказ, устная речь.

У.- Почему устная речь так названа?

Д.- От слова уста.

У.- Чем является слово уста для слова устный?

Д.- Проверочным.

У.- Подберите проверочные слова к остальным словам с непроизносимым согласным звуком.

3. На партах у детей лежит листочек с ребусом: град:д:(смотр:ср):ность

У.- Перед вами лежит ребус, в котором зашифровано главное слово, для каждого человека, который хочет чего- то добиться в жизни. Чтобы расшифровать это слово, вы должны правильно расставить знаки вместо точек. Я вам немного помогу.

а) Первый знак говорит об уменьшении числа на несколько единиц.

б) Второй знак показывает сумму двух чисел.

в) Третий знак говорит о разности чисел.

г) Последний знак помогает увеличить число на несколько единиц.

У.- Какое же слово зашифровано?

Д.- Грамотность.

Интеграция предмета "Математика" с предметом "Русский язык"

Тема: "Сложение и вычитание с переходом через десяток".

На доске написаны выражения, ответы к выражениям записаны на карточках, которые лежат рядом (на оборотной стороне карточек написаны буквы).

  • 74-20
  • 31-27
  • 9+26
  • 36+16
  • 100-25
  • 17+7
  • 94-56

Дети должны выбрать правильный ответ и поставить на наборное полотно около своего выражения.

У.- Поставьте ответы в порядке убывания, переверните карточки и прочитайте получившееся слово. (молодцы)

-Слово молодцы не просто слово, оно вас хвалит; оно несет в себе много новых задач.

- Давайте попробуем найти все орфограммы, имеющиеся в этом слове.

Д.- Две проверяемые безударные гласные в корне "о".

- Сочетание оло - оро.

- Непроизносимая согласная "д".

- Парная согласная в корне слова "д".

У.- Ну, вы и в самом деле молодцы!

2. Тема: "Решение задач".

1) В диктанте по русскому языку Юля написала 4 слова с сочетаниями ЖЫ, 2 слова с сочетаниями ЧА, 3 слова с сочетаниями ЧЮ, и 3 слова с сочетаниями ЩУ. Сколько всего слов с сочетаниями написала Юля? Сколько слов с правильными сочетаниями написала Юля?

2) На уроке арифметики Мальвина дала Буратино задание посчитать, сколько всего звуков в словах мячик, юла, руль и платье. У Буратино получилось 16 звуков. Правильно ли посчитал Буратино? Сколько на самом деле Звуков в этих словах?

3) В русском алфавите всего 33 буквы. Сколько букв, обозначающих согласные звуки в алфавите, если в нем 10 букв, обозначающих гласные звуки и 2 буквы не имеющих звуков?

3. Тема: "Закрепление вычислительных навыков".

На доске записаны выражения и таблица с ответами.

У.- Решите выражения, запишите букву, соответствующую получившемуся ответу, в нужную клеточку и прочитайте получившиеся слова (платье, льет, птичьи).

У.- Что объединяет эти слова?

Д.- В них орфограмма "Разделительный мягкий знак".

У.- Что различает эти слова?

Д.- Обозначают разные части речи: существительное, прилагательное и глагол.

У.- Назовите имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Интеграция предмета "Математика" с предметом "Литературное чтение"

1. Тема: "Решение задач".

Задача. У Кая было 54 осколка льда, из которых он хотел собрать слово "вечность": 18 треугольных осколков, столько же четырехугольных, а остальные осколки- пятиугольные. Сколько осколков пятиугольной формы было у Кая?

У.- Из какого произведения персонаж?

- Кто автор этого произведения?

- Чем был занят Кай?

- Где он в это время находился?

- Как Кай попал к Снежной Королеве?

- Кто кинулся его спасать?

- Чем закончилась сказка?

(Далее идет разбор и решение задачи.)

2. Тема: "Табличное умножение и деление".

На доске записаны выражения; рядом лежат карточки с ответами, на оборотной стороне которых написаны буквы.

У.- Решите выражение, найдите соответствующую карточку с ответом и поставьте рядом с выражением. Если вы решите выражения верно, у вас должны получиться какие-то слова.

img3.gif (1953 bytes)

У.- Какие слова получились?

- Из какой сказки эти персонажи?

- Кто автор?

- Какие еще герои были в этом произведении?

- Вспомните, какую задачу задала Мальвина Буратино?

- Решил ее Буратино? Почему, как вы думаете?

3. Тема: "Работа с геометрическим материалом".

На доске даны геометрические фигуры: круг, ромб, ломаная линия, овал и таблица.

    ы     в

У.- Вставьте в клеточки таблицы первые буквы из названия геометрических фигур.

- Что получилось?

Д.- Крылов.

У.- О чем говорит вам эта фамилия?

- Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

На доске дан рисунок - "очки"

У.- Что напоминает вам изображение на этом рисунке?

Д.- Очки.

У.- В какой из басен И.А. Крылова они встречались?

У.- Мы с вами попытаемся увидеть в очках не просто прибор для корректировки зрения, но и еще геометрические фигуры, из которых состоят очки.

- Какие геометрические фигуры вы увидели?

Д.- Окружности, кривые линии.

(Далее можно проводить работу по изучению или отработке знание о геометрических фигурах.)

Интеграция предмета "Русский язык " с предметом "Литературное чтение"

Использовать связь между этими предметами можно и на уроках, но я провожу интеграцию при выполнении детьми домашнего задания.

Например, при прохождении тем по изучению любых частей речи можно дать ученикам на дом следующие задания:

1.Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) предложения и подчеркнуть в них ту часть речи, которая изучается детьми на данном этапе.

2. Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) слова на изучаемую орфограмму и проверить ее.

3. Выписать из изучаемого художественного произведения (или из любого другого) предложения и подчеркнуть в них изучаемый член предложения и т.д.