Открытый урок для 2-го класса. Дымковская игрушка

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Воспитание гармоничной православной личности.

Задачи:

  1. Воспитательная: укрепить веру и любовь к Родине путём раскрытия того, что Православие является колыбелью великой русской культуры, в частности, изобразительного искусства.
  2. Обучающая: обучить простейшим приёмам лепки из глины и росписи по глине.
  3. Развивающая: развить художественный вкус, пробудить интерес к предмету, расширить кругозор.

Оснащение урока:

Мультимедийный проектор, наглядные пособия, дымковские лошадки, белая водоэмульсионная краска, темпера или гуашь, кисти, словарь

Конспект урока «Дымковская игрушка»

I. Молитва «Царю Небесный»

II. Оргмомент

III. Повторение (вспоминаем приемы лепки из глины)

IV. Объяснение нового материала. (На экране заставка с темой урока)

Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным народным промыслом «Дымковская игрушка». Этот промысел древний: ему уже полтысячи лет! (На экране город Вятка). Зародился этот промысел в Вятской губернии: в окрестностях города Вятки, который и по сей день стоит на берегу одноимённой реки. Сейчас это город Киров. От нас он находится далеко: полтысячи километров.

Почему же промысел называется «дымковским»?

Да потому, что село, где лепили игрушку, называлось Дымковская слобода. (На экране изображение Дымковской слободы).

Весной река Вятка разливалась и заливала залежи глины. Листочки и травы под водой перегнивали, и глина становилась жирной и пластичной: раздавишь в кулачке кусочек — и не одной трещинки!

Вот из такой глины лепили дымковские мастерицы забавную игрушку.

Дети, как вы думайте, почему я сказала «мастерицы», а не мастера?

(Предполагаемый ответ: Потому, что занимались этим ремеслом только женщины.)

Да, мужчины села Дымково, как правило, уезжали на долгосрочные заработки в другие губернии, так как в Вятской области не было своих фабрик и заводов. Причём заработки не всегда были удачными, вот и получается, что игрушка кормила слободской люд.

Что же это была за игрушка?

(На экране коллекция Дымковской игрушки).

Барыни, водоноски, няни, всадники, петухи с раскрашенными хвостами.

После высыхания игрушку обжигали в печи для прочности. А потом окунали в жидкий мел, разведённый на снятом молоке — молоко служило закрепителем.

По нарядному белому фону выводили сочные яркие росписи. Краску разводили рыбным клеем — благо, рыбы в реке было много! Элементы дымковской росписи такие: кружочки, колечки, точки, всевозможные полоски и даже клеточка (учитель вывешивает образцы).

Мы с вами слепили на прошлом уроке дымковских лошадок, а сегодня их распишем. Недавно мы были в Абрамцевских художественных мастерских и видели, как расписывает игрушку настоящая художница. ( Фрагмент фильма об экскурсии гимназистов).

Вспомнили? Теперь вам будет легче работать.

А как вы думайте, дети, кто научил простых сельских людей, зачастую неграмотных, создавать такие произведения народного творчества? (На экране монах, пишущий икону).

Монастыри на Руси являлись центрами распространения культуры.

Откроем словарь. Разберём значение слова «культура». (Разбор значения слова «культура»)

Ведь и города-то строились вокруг монастырей.

Что далеко ходить?! Вот хотя бы наша Лавра — сердце Православной Руси. Православные монастыри и храмы были средоточием жизни русского человека. Сюда несли новорождённых детей, с тем, чтобы крестить их; сюда же несли усопших, провожая их в последний путь обрядом отпевания; здесь помазывались цари на царство, здесь оглашались царские указы — здесь решалась судьба русского народа.

И, наконец, храм служил народу библиотекой, музеем, школой наук, ремёсел и искусств. Монахи писали иконы. Только у них в древности были краски и кисти. Потом художественное ремесло вылилось из стен монастырей и обрело яркие самобытные народные черты.

На эту тему наши дети подготовили небольшую сценку.

V. Сценка «Дымковская игрушка». Действующие лица:

  1. Хохлома
  2. Павловский платок.
  3. Богородская игрушка.
  4. Дымковская игрушка.
  5. Махрищская игрушка.

Декорации: интерьер русской избы. На лавочке сидят трое детей в народных костюмах. Один мальчик держит хохломскую посуду, другой - богородскую игрушку, а девочка укрылась павловской шалью. (Музыка народная, весёлая.)

Учитель: Однажды в русской избе собрались народные промыслы: хохлома (кланяется), павловской платок (кланяется) и богородская игрушка (кланяется). Завели они меж собой такову беседу: кто, мол, из них, где зародился и откуда появился. Говорит золотая хохлома:

Хохлома: Мои мастера подсмотрели у монахов-старообрядцев, как те золотят иконы и стали так же золотить свою посуду. (На экране изделия хохломы.) Вот где я родилась — в монастыре!

Учитель: А Павловский платок поддерживает беседу.

Платок: А набивной способ расцвечивания ткани тоже появился в монастыре. Монахи деревянными формами набивали узор на ткани и шили из этой ткани облачения и завесы для царских врат. Не верите? Посмотрите! (На экране фелонь с расцветкой павловской шали). Вот и мой промысел родился в монастыре!

Богородская игрушка: А я...

Учитель: Продолжала богородская игрушка...

Богородская игрушка: А я, вовсе, вышла из рук самого преподобного Сергия Радонежского. Он же плотничал и, по преданию, резал деревянные игрушки, которые потом раздавал в благословение детям. (На экране картина М. Н. Нестерова «Труды прп. Сергия»)

Стук в дверь.

Промыслы хором: Кто там?

Дымковская игрушка: Это я, дымковская игрушка! Пустите меня в свою избушку беседу беседовать.

Богородская игрушка: Заходи!

Дымковская игрушка: Мир дому сему.

Промыслы: С миром принимаем.

Богородская игрушка: Только боюсь, тебе с нами скучно будет. Мы ведь монастырские, а ты мирская!

Дымковская игрушка: Ну и что же?! Я ведь тоже православная! Меня лепили спервоначалу к православному празднику «масленица». Ох, и весело я свистела на празднике! (свистит) Даже и праздник в честь меня назвали: «свистунья»!

Павловский платок: Постой, а уж не языческий ли это праздник?

Дымковская игрушка: Что ты?! Что ты?! Этот праздник дан людям для подкрепления сил и для утешения пред подвигом Великого поста. Вот и ребята, наверное, знают. Скажите, дети, как святые отцы называли этот праздник?

(Предположительный ответ: Святые отцы называли этот праздник «Светлое предпутье воздержания»).

Дымковская игрушка: Вот видите! А вы думаете, монахи не лепят игрушки? Вот и ошибаетесь! Я с собой привела махрищскую игрушку. Наши гимназисты недавно ездили в махрищский монастырь, что под Александровом, и привезли её сюда.

Заходи! (заходит, кланяется)

Промыслы хором: Вот и славно! (Берутся за руки, водят хоровод под русскую народную

музыку).

VI. Физпауза:

С полки я беру игрушки:
Тут и дамы, и старушки;
Добры молодцы в санях,
И гусары на конях;
С коромыслом водоноски,
И мальчишки — ноги босы;
Няни с детками в руках,
Красны девицы в платках.
Я игрушки разложу
И тебе их покажу:

—Полюбуйся, посмотри...

Где ваш дом? — Монастыри!

VII. Практическая работа

(роспись обожженной, белёной дымковской игрушки).

VIII. Сравнительный анализ

IX. Оценка работ.

X. Закрепление.

XI. Благодарственная молитва «Достойно есть».