Роль зачетной системы в развитии умственных, познавательных интеллектуальных способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Более 10 лет я работаю над методической темой «Системная работа в развитии способностей младших школьников». Углубляясь и расширяя из года в год по своей методической теме, разработала следующие пособия : «Интеллектуальный конкурс Брейн-ринг », «Предметные олимпиады в начальных классах», которые широко распространены в улусе.

В данное время работаю в якутском классе с гуманитарным направлением по обновленной традиционной программе «Гармония», разработала свою программу по концепции «Гармония» исходя из возможностей своих учащихся. Проблемой моей работы в данном классе является развитие способностей учащихся. Чтобы разрешить эту проблему, я наметила следующие пути реализации моей концепции:

  • уроки по учебно-методическому комплекту «Гармония»,
  • предметные зачеты, олимпиады,
  • уроки творчества с целью развития творческих способностей,
  • тематические классные часы,
  • кружковая работа (предметные кружки и спортивные секции)
  • творческие встречи с интересными личностями,
  • библиотечные уроки (в улусной детской библиотеке),
  • театрализованные представления
  • экскурсии и походы (общение, гармония с природой),
  • интеллектуальные конкурсы,
  • научно-исследовательская работа.

В конечном итоге я должна видеть результат своей работы в гармоничном развитии каждого ученика. Гармония – это стройное сочетание, взаимное соответствие явлений, частей и целого. А ребенок – часть, дитя природы и потому, он должен гармонично развиваться, и поэтому я ставлю своей конечной целью гармоничное развитие каждого ученика, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Из разнообразных путей реализации своей концепции я хочу подробнее раскрыть предметные зачеты.

Впервые, работая в прогимназическом классе я ввела зачеты с первого класса по следующей системе:

  • 1 класс – мини-зачеты,
  • 2 класс – итоговые зачеты по трем основным предметам,
  • 3 класс – предметные зачеты,
  • 4 класс – предметные зачеты и зачетный марафон.

Такая кропотливая, творческая работа дала положительные результаты качества обучения. Так, по итогам предметных зачетов к концу 3-го класса заметно повысилось качество обучения: стало 8 отличников вместо 5, выявились победители зачетного марафона, результаты зачетов были зафиксированы на личных зачетных книжках учащихся и вручены торжественно к концу учебного года. Кроме того, я заметила то, что у детей повышается интерес к предмету, воспитывается ответственное отношение к учебе, развиваются логическое мышление, память, речь, творческие способности.

Продолжая работу в данном классе по зачетной системе ввела зачеты со 2-го класса. Главной целью зачетной системы является повышение качества обучения. Поэтому, планируя систему зачетов на учебный год вместе с учителями предметниками в первую очередь я беру те предметы, которые особенно важны для усвоения, те правила, которые необходимо детям усвоить, чтобы дальше успешно учиться. Здесь учитывается и учебная нагрузка, потому зачеты организуются и проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Примерное планирование зачетов может быть таким:

  • 1 четверть – Математика и литературное чтение
  • 2 четверть – Якутское чтение и рисование
  • 3 четверть – Английский язык и развитие речи
  • 4 четверть – Национальная культура и физкультура

По основным предметам: математике, русскому и якутскому языкам в качестве подготовки к зачетам и качественного усвоения основных правил, требуемых к концу 4-го класса, ввела памятки – тетради для правил, где каждый ученик по мере необходимости фиксирует необходимые правила и готовится по ним к зачету.

Например, в памятке по математике включены следующие правила:

  • Название компонентов сложения и вычитания, умножения и деления
  • Формулы нахождения площади и периметра прямоугольника, треугольника и
  • квадрата.
  • Правила умножения на 0 и 1.
  • Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный
  • Порядок действий
  • Многозначные числа: разряды и классы
  • Единицы длины, массы, времени.
  • Задачи на разностное сравнение
  • Задачи на движение: формулы нахождения скорости, времени и расстояния
  • Задачи на соотношение: цена, количество, стоимость

Так, темы зачета по математике могут быть следующими:

  • В 1-м классе – «Состав чисел в пределах 10»,
  • во 2-м классе - «Таблица сложения и вычитания в пределах 20»,
  • в 3-м классе– «Таблица умножения», «Взаимосвязь компонентов сложения и вычитания, умножения и деления»,
  • в 4-м классе – «Формулы нахождения площади и периметра», «Правила решения уравнений», «Правила решения задач».

В памятке по русскому языку необходимые грамматические правила следующие:

  1. Части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол,
  2. местоимение, наречие, служебные части речи - союзы, частицы, предлоги.
  3. Члены предложения: главные - подлежащее, сказуемое, второстепенные – определение, дополнение, обстоятельство.
  4. Склонение имен существительных по падежам.
  5. Склонение личных местоимений по падежам.
  6. Настоящее время глагола.
  7. Прошедшее время глагола.
  8. Будущее время глагола.
  9. Не с глаголами.
  10. Неопределенное время глагола.
  11. Спряжение глаголов.
  12. Склонение имен существительных (1, 2, 3-е склонения).

Кратко о методике проведения зачета по таблице умножения:

В 3-м классе зачет приняла по таблице умножения, после поэтапного повторения особенностей каждого случая умножения по методике развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Здесь дети становятся исследователями: сами находят взаимосвязь между таблицами или характерные отличия одной таблицы от другой, дают сами имена, группируют, закрашивают отдельными цветами и в результате получается вот такая необычная таблица умножения. /См. Приложение 1/

Это подготовительный этап к зачету. Затем по этой цветной таблице в течении нескольких уроков проводится повторение и обобщение по усвоению таблицы умножения. И наконец, зачет по таблице умножения принимается по другой составленной учителем проверочной таблице, /См. Приложение 2/где все значения умножения – пустые клетки. Учитель с помощью указки выборочно спрашивает на зачете от 10 до 20 случаев умножения. В ходе принятия зачета осуществляется индивидуальный подход, т.е. если ученик знает с самого начала все заданные случаи умножения, отвечает быстро и правильно, то сразу ставится отметка «5», если немного ошибается, задаются дополнительно 3-5 случаев умножения и ставится отметка «4», если много раз ошибается, задаются дополнительно 5-10 случаев умножения и ставится отметка «3», если не знает с самого начала, то дается дополнительное время для повторной подготовки.

В 4-м классе можно составить примерно такие зачетные билеты:

Билет №1

  1. Назови компоненты сложения и вычитания.
  2. Найди периметр прямоугольника: а = 9 см, в = ? см в 3 р. меньше, найди Р = ? см.
  3. Реши уравнение: 84 : х = 6.

Билет №2

  1. Назови свойства умножения
  2. Найди площадь квадрата: а = 4 см, S = ? кв. см.
  3. Реши примеры:
    40800 х 70
    120600 х 8

Билет №3

  1. Назови правила деления на 0 и 1.
  2. Найди периметр прямоугольника: а = 7 см, в = ? см на 3 см меньше, найди Р = ? см.
  3. Реши уравнение: Х х 6 = 96.

Билет №4

  1. Назови компоненты умножения и деления:
  2. Найди периметр квадрата: а = 7 см, Р = ? см.
  3. Реши уравнение: х : 4 = 25.

Билет №5

  1. Напиши порядок действий: 1709 х 6 + (987 - 187) : 20 - 8498
  2. Реши примеры в столбик: 33200 х 60, 5070 х 800.
  3. Найди площадь прямоугольника: а = 8 см в = 6 см S = см.

По русскому языку разработала следующие зачетные билеты:

Билет №3

  1. Что такое имя существительное?
  2. Склоняй личные местоимения по падежам: я, мы
  3. Определи время, лицо, число глаголов: хочет, напишите, кукарекал, собираем, плачешь, буду отвечать, посмотрю.

Билет №4

  1. Что такое местоимение?
  2. Сделай разбор по частям речи: Мой товарищ Витя гостил летом у брата.
  3. Расскажи о неопределенной форме глагола

Билет №5

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Сделай разбор по членам предложения: Белая куропатка забилась под глубоким снегом.
  3. Расскажи о частице Не с глаголами.

Билет №6

  1. Определи части речи: Пишет вам письмо Айсен. Наш лагерь находится в сосновом лесу.
  2. Склоняй имена существительные по падежам: брат, сестра.
  3. Расскажи о будущем времени глагола.

Билет №7

  1. Что такое местоимение?
  2. Сделай разбор по членам предложения: Евгений Чарушин написал много книг о родной природе.
  3. Расскажи о прошедшем времени глагола.

Билет №8

  1. Что такое глагол?
  2. Склоняй имена существительные по падежам: праздник, ребята.
  3. Расскажи о настоящем времени глагола.

Билет №9

  1. Что такое имя числительное?
  2. Склоняй личные местоимения по падежам: он, они.
  3. Определи время, лицо, число глаголов: пишу, взяла, знаешь, бежит, пропали, посмотрю, буду знать, отрежете.

Билет №10

  1. Сделай разбор по членам предложения: Наступает любимый праздник детворы.
  2. Определи части речи в предложении: В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки.
  3. Расскажи о частице Не с глаголами

Формы проведения зачетов могут быть разнообразными.

Так, по литературному чтению в 3-м классе зачет был проведен в виде конкурса чтецов, в 4-м классе – выразительное чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

По математике можно провести зачеты

  • в устной форме (по вопросам билетов)
  • в письменной форме (тестирование)

По грамматике (якутский и русский язык)

  • В устной форме (по вопросам билетов)
  • в письменной форме (тестирование)

По природоведению (окружающему миру)

  • в форме интеллектуального конкурса
  • в форме тестирования

По изобразительному искусству и трудовому обучению

  • в форме выставки зачетных работ

По физической культуре

  • в форме сдачи нормативов «Эрэл»
  • в форме зачетного урока
  • в форме игры – соревнования

По музыке:

  • в форме зачетного урока
  • в форме выступления на сцене с музыкальным номером (на концерте, театрализованном представлении)

Таким образом, в каждой четверти на зачетные предметы уделяется особое внимание, идет углубленное обучение по данному предмету, у детей повышается мотивация к учебе, а у учителя формируется творческих подход к изучению предмета, ответственность за повышение качества обучения, осуществляется индивидуальный подход, так как здесь, в ходе сдачи зачетов особенно четко видны реальные возможности каждого ученика. Поэтому при проведении зачетов обязательно нужно учесть принцип мини – макса, а при составлении зачетных билетов – следующие наиболее важные принципы: принцип вариативности, принцип творчества, принцип непрерывности и целостности.

Какова же результативность работы по зачетной системе? Это во-первых,

  • повышение качества обучения;
  • повышение ответственного отношения к учебе;
  • развитие способностей учащихся: умственных, интеллектуальных, творческих, физических, музыкальных и др.

В данное время продолжаю работать с 3-м выпуском по зачетной системе и с каждым годом что-то обновляю, изменяю, творю. Это очень кропотливая, трудоемкая, ответственная работа, но она является для меня основным стержнем в учебно-воспитательной работе, помогающим достигать поставленные перед нами, учителями, цели обучения, развития и воспитания.

Приложение.