Более 10 лет я работаю над методической темой «Системная работа в развитии способностей младших школьников». Углубляясь и расширяя из года в год по своей методической теме, разработала следующие пособия : «Интеллектуальный конкурс Брейн-ринг », «Предметные олимпиады в начальных классах», которые широко распространены в улусе.
В данное время работаю в якутском классе с гуманитарным направлением по обновленной традиционной программе «Гармония», разработала свою программу по концепции «Гармония» исходя из возможностей своих учащихся. Проблемой моей работы в данном классе является развитие способностей учащихся. Чтобы разрешить эту проблему, я наметила следующие пути реализации моей концепции:
- уроки по учебно-методическому комплекту «Гармония»,
- предметные зачеты, олимпиады,
- уроки творчества с целью развития творческих способностей,
- тематические классные часы,
- кружковая работа (предметные кружки и спортивные секции)
- творческие встречи с интересными личностями,
- библиотечные уроки (в улусной детской библиотеке),
- театрализованные представления
- экскурсии и походы (общение, гармония с природой),
- интеллектуальные конкурсы,
- научно-исследовательская работа.
В конечном итоге я должна видеть результат своей работы в гармоничном развитии каждого ученика. Гармония – это стройное сочетание, взаимное соответствие явлений, частей и целого. А ребенок – часть, дитя природы и потому, он должен гармонично развиваться, и поэтому я ставлю своей конечной целью гармоничное развитие каждого ученика, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Из разнообразных путей реализации своей концепции я хочу подробнее раскрыть предметные зачеты.
Впервые, работая в прогимназическом классе я ввела зачеты с первого класса по следующей системе:
- 1 класс – мини-зачеты,
- 2 класс – итоговые зачеты по трем основным предметам,
- 3 класс – предметные зачеты,
- 4 класс – предметные зачеты и зачетный марафон.
Такая кропотливая, творческая работа дала положительные результаты качества обучения. Так, по итогам предметных зачетов к концу 3-го класса заметно повысилось качество обучения: стало 8 отличников вместо 5, выявились победители зачетного марафона, результаты зачетов были зафиксированы на личных зачетных книжках учащихся и вручены торжественно к концу учебного года. Кроме того, я заметила то, что у детей повышается интерес к предмету, воспитывается ответственное отношение к учебе, развиваются логическое мышление, память, речь, творческие способности.
Продолжая работу в данном классе по зачетной системе ввела зачеты со 2-го класса. Главной целью зачетной системы является повышение качества обучения. Поэтому, планируя систему зачетов на учебный год вместе с учителями предметниками в первую очередь я беру те предметы, которые особенно важны для усвоения, те правила, которые необходимо детям усвоить, чтобы дальше успешно учиться. Здесь учитывается и учебная нагрузка, потому зачеты организуются и проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Примерное планирование зачетов может быть таким:
- 1 четверть – Математика и литературное чтение
- 2 четверть – Якутское чтение и рисование
- 3 четверть – Английский язык и развитие речи
- 4 четверть – Национальная культура и физкультура
По основным предметам: математике, русскому и якутскому языкам в качестве подготовки к зачетам и качественного усвоения основных правил, требуемых к концу 4-го класса, ввела памятки – тетради для правил, где каждый ученик по мере необходимости фиксирует необходимые правила и готовится по ним к зачету.
Например, в памятке по математике включены следующие правила:
- Название компонентов сложения и вычитания, умножения и деления
- Формулы нахождения площади и периметра прямоугольника, треугольника и
- квадрата.
- Правила умножения на 0 и 1.
- Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный
- Порядок действий
- Многозначные числа: разряды и классы
- Единицы длины, массы, времени.
- Задачи на разностное сравнение
- Задачи на движение: формулы нахождения скорости, времени и расстояния
- Задачи на соотношение: цена, количество, стоимость
Так, темы зачета по математике могут быть следующими:
- В 1-м классе – «Состав чисел в пределах 10»,
- во 2-м классе - «Таблица сложения и вычитания в пределах 20»,
- в 3-м классе– «Таблица умножения», «Взаимосвязь компонентов сложения и вычитания, умножения и деления»,
- в 4-м классе – «Формулы нахождения площади и периметра», «Правила решения уравнений», «Правила решения задач».
В памятке по русскому языку необходимые грамматические правила следующие:
- Части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол,
- местоимение, наречие, служебные части речи - союзы, частицы, предлоги.
- Члены предложения: главные - подлежащее, сказуемое, второстепенные – определение, дополнение, обстоятельство.
- Склонение имен существительных по падежам.
- Склонение личных местоимений по падежам.
- Настоящее время глагола.
- Прошедшее время глагола.
- Будущее время глагола.
- Не с глаголами.
- Неопределенное время глагола.
- Спряжение глаголов.
- Склонение имен существительных (1, 2, 3-е склонения).
Кратко о методике проведения зачета по таблице умножения:
В 3-м классе зачет приняла по таблице умножения, после поэтапного повторения особенностей каждого случая умножения по методике развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Здесь дети становятся исследователями: сами находят взаимосвязь между таблицами или характерные отличия одной таблицы от другой, дают сами имена, группируют, закрашивают отдельными цветами и в результате получается вот такая необычная таблица умножения. /См. Приложение 1/
Это подготовительный этап к зачету. Затем по этой цветной таблице в течении нескольких уроков проводится повторение и обобщение по усвоению таблицы умножения. И наконец, зачет по таблице умножения принимается по другой составленной учителем проверочной таблице, /См. Приложение 2/где все значения умножения – пустые клетки. Учитель с помощью указки выборочно спрашивает на зачете от 10 до 20 случаев умножения. В ходе принятия зачета осуществляется индивидуальный подход, т.е. если ученик знает с самого начала все заданные случаи умножения, отвечает быстро и правильно, то сразу ставится отметка «5», если немного ошибается, задаются дополнительно 3-5 случаев умножения и ставится отметка «4», если много раз ошибается, задаются дополнительно 5-10 случаев умножения и ставится отметка «3», если не знает с самого начала, то дается дополнительное время для повторной подготовки.
В 4-м классе можно составить примерно такие зачетные билеты:
Билет №1
- Назови компоненты сложения и вычитания.
- Найди периметр прямоугольника: а = 9 см, в = ? см в 3 р. меньше, найди Р = ? см.
- Реши уравнение: 84 : х = 6.
Билет №2
- Назови свойства умножения
- Найди площадь квадрата: а = 4 см, S = ? кв. см.
- Реши примеры:
40800 х 70
120600 х 8
Билет №3
- Назови правила деления на 0 и 1.
- Найди периметр прямоугольника: а = 7 см, в = ? см на 3 см меньше, найди Р = ? см.
- Реши уравнение: Х х 6 = 96.
Билет №4
- Назови компоненты умножения и деления:
- Найди периметр квадрата: а = 7 см, Р = ? см.
- Реши уравнение: х : 4 = 25.
Билет №5
- Напиши порядок действий: 1709 х 6 + (987 - 187) : 20 - 8498
- Реши примеры в столбик: 33200 х 60, 5070 х 800.
- Найди площадь прямоугольника: а = 8 см в = 6 см S = см.
По русскому языку разработала следующие зачетные билеты:
Билет №3
- Что такое имя существительное?
- Склоняй личные местоимения по падежам: я, мы
- Определи время, лицо, число глаголов: хочет, напишите, кукарекал, собираем, плачешь, буду отвечать, посмотрю.
Билет №4
- Что такое местоимение?
- Сделай разбор по частям речи: Мой товарищ Витя гостил летом у брата.
- Расскажи о неопределенной форме глагола
Билет №5
- Что такое имя прилагательное?
- Сделай разбор по членам предложения: Белая куропатка забилась под глубоким снегом.
- Расскажи о частице Не с глаголами.
Билет №6
- Определи части речи: Пишет вам письмо Айсен. Наш лагерь находится в сосновом лесу.
- Склоняй имена существительные по падежам: брат, сестра.
- Расскажи о будущем времени глагола.
Билет №7
- Что такое местоимение?
- Сделай разбор по членам предложения: Евгений Чарушин написал много книг о родной природе.
- Расскажи о прошедшем времени глагола.
Билет №8
- Что такое глагол?
- Склоняй имена существительные по падежам: праздник, ребята.
- Расскажи о настоящем времени глагола.
Билет №9
- Что такое имя числительное?
- Склоняй личные местоимения по падежам: он, они.
- Определи время, лицо, число глаголов: пишу, взяла, знаешь, бежит, пропали, посмотрю, буду знать, отрежете.
Билет №10
- Сделай разбор по членам предложения: Наступает любимый праздник детворы.
- Определи части речи в предложении: В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки.
- Расскажи о частице Не с глаголами
Формы проведения зачетов могут быть разнообразными.
Так, по литературному чтению в 3-м классе зачет был проведен в виде конкурса чтецов, в 4-м классе – выразительное чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
По математике можно провести зачеты
- в устной форме (по вопросам билетов)
- в письменной форме (тестирование)
По грамматике (якутский и русский язык)
- В устной форме (по вопросам билетов)
- в письменной форме (тестирование)
По природоведению (окружающему миру)
- в форме интеллектуального конкурса
- в форме тестирования
По изобразительному искусству и трудовому обучению
- в форме выставки зачетных работ
По физической культуре
- в форме сдачи нормативов «Эрэл»
- в форме зачетного урока
- в форме игры – соревнования
По музыке:
- в форме зачетного урока
- в форме выступления на сцене с музыкальным номером (на концерте, театрализованном представлении)
Таким образом, в каждой четверти на зачетные предметы уделяется особое внимание, идет углубленное обучение по данному предмету, у детей повышается мотивация к учебе, а у учителя формируется творческих подход к изучению предмета, ответственность за повышение качества обучения, осуществляется индивидуальный подход, так как здесь, в ходе сдачи зачетов особенно четко видны реальные возможности каждого ученика. Поэтому при проведении зачетов обязательно нужно учесть принцип мини – макса, а при составлении зачетных билетов – следующие наиболее важные принципы: принцип вариативности, принцип творчества, принцип непрерывности и целостности.
Какова же результативность работы по зачетной системе? Это во-первых,
- повышение качества обучения;
- повышение ответственного отношения к учебе;
- развитие способностей учащихся: умственных, интеллектуальных, творческих, физических, музыкальных и др.
В данное время продолжаю работать с 3-м выпуском по зачетной системе и с каждым годом что-то обновляю, изменяю, творю. Это очень кропотливая, трудоемкая, ответственная работа, но она является для меня основным стержнем в учебно-воспитательной работе, помогающим достигать поставленные перед нами, учителями, цели обучения, развития и воспитания.