Цели урока: познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с чайными традициями других стран; создать условия для совершенствования навыков организации и сервировки чайного стола, умения вести беседу, расширения знаний учащихся о чае, активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания культуры труда и культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: беседа за чайным столом.
Оборудование: презентации «Способы сервировки чайного стола», «Русское чаепитие на картинах русских художников»; предметы русского народного быта, самовар, посуда, инструменты и приспособления для приготовления чая, инструкционные карты.
Подготовительная работа: постановка и актуализация задач предстоящего урока; самостоятельное изучение учащимися материала по теме; оформление кабинета предметами русского быта; сервировка чайного стола.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая:
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукой,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...
Так красочно и ярко описал А.С. Пушкин ритуал вечернего чаепития в семействе Лариных. Чай прочно вошел в жизнь русского человека, и сейчас трудно даже представить, как обходились наши предки без этого напитка. А ведь чай был впервые привезен в Россию из Китая в 1638 году, а в 1679 был заключен договор на поставку чая из Китая в Россию.
В старинной китайской легенде рассказывается о рождении чайного куста. Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды он увидел во сне Будду и, потрясенный этим, дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Даррама не выдержал усталости, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе - ведь он нарушил обет, данный самому богу! Тогда он отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на том месте, вырос зеленый куст, листья которого обладали чудесными свойствами: они прогоняли сон.
Родина чая - Китай. Молодой листочек по-китайски называется «тцаей». Отсюда и произошло слово «чай».
По-настоящему же чай стал входить в русский быт лишь в начале XVIII века. Ритуал чаепития в России стал столь же повсеместно распространенным и любимым всеми сословиями, как и на родине чая. Сцены чаепития с традиционным самоваром нашли отражение в литературных произведениях, в творчестве многих русских художников и изделиях народного декоративного искусства.
III. Изучение нового материала.
Ученица. Самый известный атрибут русского чайного стола - самовар, который появился на свет 300 лет назад, при Петре I. Царь повелел всем своим приближенным заваривать и пить новый по тем временам напиток - чай.
Для таких чаепитий и стали изготавливать самовары. В те времена не было электричества, поэтому растапливали самовар лучинами, сосновыми и еловыми шишками, углем, а раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу. Когда самовар нагревался, то на трубу ставили часто маленький заварной чайник.
Самовар впервые был изготовлен в Туле. Каких только самоваров не делали тульские мастера: в форме бочонка, вазы, шара... Маленькие самоварчики вмещали всего один стакан воды, а самовары-великаны - несколько ведер. Недаром возникла шутливая поговорка: «Поехал в Тулу со своим самоваром!» Так говорят о человеке, который пытался поразить тех, кого удивить трудно [2].
В одном из музеев Кремля, где представлено прикладное искусство XVII в., хранится заварной чайник. Как и самовар, заварочный чайник придуман европейцами. Заварочный чайник связан с особым предметом сервировки -грелкой. Это колпак из теплой ткани, который надевали на чайник для сохранения заварки в горячем состоянии. Часто грелки представляли собой шедевр рукоделия и были гордостью каждой хорошей хозяйки.
Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был чайный сервис. Китайцы первые изобрели фарфор, и стали делать фарфоровые чашки, которые продавали по всему миру. В Россию чашка попала в начале XVIII века во времена Петра I, когда царь повелел своим подданным пить чай.
Чаепитие - универсальный и беспроигрышный способ встречи гостей. Каждый народ, безусловно, имеет свои традиции чаепития.
Итак, в чем заключается подача чая по-русски?
Ученица. Необходимым атрибутом русского чайного стола является самовар. Его обычно ставят на расписной жостовский поднос. На стол ставятся чайные чашки, десертные тарелки, розетки или вазочки для варенья и мёда. Стол
накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладется салфетка, свернутая декоративно. Но стол подают также лимон, печенье, пряники.
В старинных книгах можно встретить такое определение чаепития: «чайный банкет - увеселительное мероприятие, организуемое дамами для дам». Приглашенные на банкет мужчины часто удалялись от чайного стола в другие помещения для игры в карты или бильярд [4].
Учитель.
Если вы хотите придать чаепитию особую торжественность, организуйте чайный вечер по-английски.
Ученица.
Чай по-английски - распространенная в Европе традиция пить чай в определенное время (в пять часов вечера). Послеобеденное чаепитие является традиционной формой родственных, дружеских и коллегиальных встреч.
Английский чайный стол накрывают цветной льняной скатертью. На десертные тарелки кладут салфетки соответствующего тона. Рядом с десертными тарелками раскладывают десертные приборы. На чайный стол ставят мармелад, кексы, пирожные или торт. Десерт не убирают со стола на протяжении всего вечера.
Учитель.
Пришло время узнать о чайном ритуале по-японски. Ученица.
Воспроизвести полный чайный ритуал по-японски, пожалуй, не под силу европейцу. Японцы пьют зеленый или жёлтый чай. К японскому чаю не подаются ни сахар, ни варенье, ни мёд, исключение делают лишь для сушеных фруктов. Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева никогда не ведут бесед - они прибывают в глубоком самосозерцании о природе бытия. Считается, что именно это придает церемонии японского чаепития особую красоту.
Учитель.
Каждая хозяйка ежедневно подает к столу чай. Как правильно заварить чай? Ученица.
- Довести до кипения холодную и свежую воду.
- Согреть кипятком заварочный чайник.
- Насыпать чай в чайник и залить воду на одну треть.
Закрыть чай, дать ему настояться, а затем долить кипятка. Учитель.
«Свежий чай подобен бальзаму. Чай, оставленный на ночь, подобен змее», -образно сказано в одной восточной пословице.
IV. Практическая работа «Приготовление чая»
Учитель.
Прежде, чем приступить к практической работе, повторим правила ТБ. Выполняйте практическую работу по инструкционной карте.
Инструкционная карта «Приготовление чая».
- Заварочный чайник сполоснуть кипятком.
- Засыпать чай 1 чайная ложка чая на 1 чашку напитка.
- Залить закипевшей водой на одну треть чайника, дать настояться 5 минут.
- Долить в чайник кипяток и перемешать.
Оценка качества. По окончании заваривания необходимо обратить внимание на появление пены. Если есть пена значит, чай заварен правильно.
V. Закрепление изученного материала:
- Когда и откуда чай был впервые привезен в Россию?
- Как правильно заварить чай?
- Чем отличается подача чая по-русски?
- Расскажите об особенностях японского ритуала чаепития.
VI. Подведение итогов.
Учитель. Что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Все больше внимания уделяется национальному стилю в оформлении стола, русской посуде, традициям. В этом выражается наша любовь к прошлому, потребность к сохранению и изучению национальной культуры.
Литература.
- Золотые правила заварки //Домовой. - 2005. - 16 июня
- Нефедова, К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008. - 96с.
- Похлебкин, В.В. История важнейших пищевых продуктов [Текст]/В.В.Похлебкин. -М. : Центрполиграф, 1997.
- Пахлебкин, В.В Кулинарный словарь [Текст]/В. В. Похлебкин. - М. : Центрполиграф, 1997.