Цели:
- Уметь выделять из потока речи звук [ы]. Познакомиться с буквой ы.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к природе
1. Орг. момент
2. Работа по ленте букв.
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки
- Назовите гласные буквы, показатели твёрдости согласных
- Назовите гласные буквы, показатели мягкости согласных
3. Знакомство с новым звуком и буквой его обозначающим.
- Отгадайте загадку:
В подполье, в каморке
Живёт она в норке
Серая малышка
Кто же это? … Мышка
- А что мышка любит больше всего кушать? СЫР
Выделение нового звука по слову СЫР
- Какой это звук гласный или согласный?
На письме этот звук обозначается буквой Ы
Ребенок читает стихотворение:
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо
Получилась буква Ы
Все вы знать её должны
Напечатаем слоги в тетради РЫ ГЫ ПЫ ТЫ
- Покажите звукового человечка, соответствующего первому звуку слогов.
Вывод: буква Ы – показатель твёрдости впередистоящего согласного.
На какой этаж поселим букву?
4. Чтение слогов с буквой Ы на м/м проекторе (слайд 1)
5. Составление слов с буквой Ы.
У детей на парте рассыпавшиеся слоги. Работа в парах – составление слов.
Проверка на м/м проекторе (слайд 2)
ГИ ТА РЫ
ПИ РО ГИ
Анализ каждого согласного звука с помощью звуковых человечков.
Вывод:
и – показатель мягкости согласных
ы, а. о – показатели мягкости согласных.
6. Наблюдение за словами в ед. и мн. числе:
- Пронаблюдаем за буквой Ы
Чтение по Азбуке: тропа – тропы
-Что такое тропа?
-Чем отличаются эти слова?
Первое слово обозначает один предмет, говорят, что оно стоит в единственном числе.
Если слово обозначает несколько предметов, то говорят, что оно стоит во множественном числе.
На конце слов во множественном числе может быть буква Ы или И, но не только
Поиграем:
лиса - лисы
Матрёшка - матрёшки
Стол - столы
Книга – книги
Окно – окна
Бревно –брёвна
Вывод: во мн. числе у слов на конце могут быть буквы Ы И А.
7. Чтение текста на с.46
А теперь пришло время прочитать текст с новой буквой.
-Прочитайте заглавие. Что такое хата? А хатка?
- Кто может жить в лесной хатке?
- Рассмотрите иллюстрацию. Знаете ли вы такого зверя?
- Как он передвигается?
-Кто нам рассказал о зверьке? Прочитайте название.
- Как мог бобр построить себе хатку?
Чтение про себя. Чтение по предложениям цепочкой.
8. Работа с текстом.
Вопросы после прочтения каждого предложения:
- Почему положено в доме щели затыкать?
- А чем эта хатка странная?
- Почему бобров называют дровосеками?
- Какие инструменты они использовали при строительстве?
- Почему бобрам не нужны окна и двери?
- Что заменяет им дверь?
- Где бобры находят корм зимой?
А теперь давайте посмотрим на фотографию настоящего бобра и его хатку.
Презентация на м/м. (слайд 3,4,5)
Бобры – очень интересные животные. Из-за их меха численность бобров очень сильно сократилась. Были созданы заповедники, где учёные наблюдали за жизнью зверьков, делали всё, чтобы увеличить их численность, даже сами строили эти домики-хатки, а бобры их с удовольствием занимали.
9. Итог урока.
-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?
-Что нового узнали о бобре?