Цели занятия:
Образовательная
- ввести понятие иррационального уравнения,
- показать методы решений иррациональных уравнений.
Развивающая
- способствовать формированию умений классифицировать уравнения по методам решений,
- научить применять эти методы,
- развивать математическое и логическое мышление.
Воспитательная
- воспитание самоконтроля, ответственности,
- совершенствование работы в парах.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Объяснение теоретического материала.
- Совместный разбор различных методов решений уравнений.
- Отработка практических навыков решений уравнений. (Индивидуальная работа, работа в парах.)
- Подведение итогов работы.
- Задания для самостоятельного решения.
Теоретический материал.
Определение. Уравнение, содержащее неизвестное под знаком радикала, называется иррациональным.
Решить уравнение- значит найти множество всех его решений или доказать, что решений нет.
Примеры иррациональных выражений:
1) = 4 2) += 4 3) += 5х .
Рассмотрим несколько способов решения иррациональных уравнений.
- Освобождение от радикалов путем возведения в квадрат.
- Введение вспомогательной переменной.
- Решение уравнений, содержащих радикалы нечетной степени.
- Нестандартные приемы решения уравнений.
1. Уравнения вида =g(х) , = решаются наиболее простым методом- возведением обеих частей уравнения в квадрат , что позволяет освободиться от радикалов. При этом должно выполняться условие: f (x)0 ; g(x)0.
Пример 1. =х+1
Возведем обе части уравнения в квадрат. Получаем:
Раскроем скобки, приведем подобные слагаемые. Запишем многочлен в стандартном виде.
Найдем корни квадратного уравнения. х1=3 ; х2=-2.
Способом подстановки выясняем, что -2 не является корнем уравнения.
Ответ: 3.
Пример 2. *=2.
Применим формулу: *=;
получим: =2
(х-2)(х-5) = 4.
Раскрываем скобки, находим корни квадратного уравнения.
х1=6, х2=1.
Пример 3. =.
Возведем обе части уравнения в квадрат.
х3-х+1=1-х. 1-х ≥0
х3=0 х ≤1
х=0
Ответ: 0
2. Одним из распространенных приемов решения уравнения является введение вспомогательных переменных, относительно которых получается либо более простое иррациональное уравнение, либо рациональное.
Пример 1.
=0.
=0
Введем переменную а.
Пусть = а , тогда получаем новое уравнение
а²-12+4а=0,
а²+4а-12=0.
Решаем квадратное уравнение, находим его корни
а1=2 ,а2=-6. а=-6 не входит в ОДЗ.
Вернемся к подстановке.
=2
х²+3х-6=4
х²+3х-10=0
х1=-5 , х2=2. С помощью подстановки определяем, что оба корня являются решениями данного уравнения.
Ответ : -5; 2.
Пример 2. -2=1. ОДЗ : (1; +∞ )
Введем переменную а.
=. Пусть = а , тогда
получаем уравнение: а-2-1=0.
Умножим полученное уравнение на а.
а²-а-2=0. Найдем корни квадратного уравнения.
а1= -1, а2=2.
а=-1-посторонний корень, так как а0.
Возвращаемся к подстановке.
=2. = 4. х=2,5.
Ответ: 2,5.
3. Для решения уравнений нечетной степени необходимо повторить формулы сокращенного умножения.
( а+в )3=а3+в3+3ав( а+в )
( а-в )3= а3- в3-3ав( а-в )
Пример 1. В отличии от рассмотренных ранее примеров данное уравнение нужно возвести в куб.
х-1=.
х³-3х²+3х-1=х²-х-1
х³-4х²+4х=0
Вынесем общий множитель за скобку.
х (х²-4х+4)=0
х (х-2)²=0
х1=0 , х2=2.
Ответ. 0; 2.
Пример 2. -=1.
Преобразуем уравнение к виду: =1+
х+34=1+3++х-3
36=3+3. Разделим уравнение на 3.
+-12=0
Введем вспомогательную переменную а.
=а , получим : а²+а-12=0
а1=3 а2=-4
Решаем два уравнения.
1) =3 2) =-4
х -3=27 х-3=-64
х=30 х= -61
Ответ : - 61; 30.
Пример 3. х=
Так как степень корня 3-нечетное число, то х- любое.
Возведем в куб обе части уравнения.
х³=х³+х²-6х+8
х²-6х+8=0
Найдем корни квадратного уравнения.
х1=2 , х2=4.
Ответ: 2; 4.
4. Нестандартные приемы решения уравнений подразумевают моделирование различных ранее известных способов решений, предварительно выполнив необходимые преобразования.
Пример 1. +=2х
Разделим обе части уравнения на х≠0
+=2
Введем вспомогательную переменную а.
Пусть = а, тогда получаем а+=2.
Умножим обе части уравнения на а.
а²-2а+1=0
(а-1)²=0 а=1. Вернемся к подстановке.
=1
х= ; х²-2х-15=0 ; х1=-3; х2=5.
Способом подстановки определяем, что х=-3 не является решением.
Ответ: 5.
Пример № 2. -=
ОДЗ: х≥1 ; х<0.
Приведем левую часть к общему знаменателю.
=
= ; =; =
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим:
=3; х= 4.
Ответ : 4.
Пример № 3. =.
Умножим левую часть уравнения на сопряженное знаменателю. Получим : =.
=,
,
=,
=0 , х²= 441 , х1=21 , х2=-21.
Ответ: 21 ; -21.
После разбора решений иррациональных уравнений учащимся предлагаются разноуровневые задания. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в парах.
Уровень А.
1) =2х-1
2) =10
3) =
4) =27
5) +4-4=0
Уровень В.
1) -2=х
2) =6
3) +=6
4) х-2=
5) +=
Уровень С.
1) -х= 4
2) -=-1
3) х2+5х+4-5=0
4) х-4+4=0
5) +=
Подведение итогов занятия.