Метод проектов - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании

Разделы: Администрирование школы


На современном этапе развития общества становится актуальной необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Педагогические здоровьесберегающие технологии направлены на достижение единства здоровья и успешности обучения, обеспечение соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Проектный метод - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для учащихся. Проектный метод позволяет осуществить перенос акцента с "усвоения знаний" на "формирование компетентности". Метод проектов позволяет успешно формировать такие ключевые компетенции личности, необходимые в реальной жизни, как коммуникативные, проблемные (компетенция решения проблем), кооперативные (компетенция работы в сотрудничестве), информационные.

В нашей школе метод проектов является одним из распространенных видов деятельности для учителей и учащихся. Организация проектной деятельности имеет свои особенности в учебно-воспитательном процессе. Планирование работы проектных групп начинается с начала учебного года: выбираются направления проектной деятельности, создаются творческие группы учителей и учащихся, определяется тематика проектов.

Так как наша школа является городской экспериментальной площадкой по теме: "Формирование здоровьеориентированного пространства микрорайона", то учащиеся выполняют, в том числе проекты, непосредственно связанные, с вопросами здоровья человека, проекты экологической направленности, а также в школе ведется практико-ориентированный спортивный проект:"Внутришкольная спортивная олимпиада". "Внутришкольная спортивная олимпиада" проходит в несколько этапов, в течение третьей четверти. Принимают участие учащиеся всех трех ступеней, учителя и родители.

В начальной школе преобладают игровые проекты, такие как: "Книга здорового человека", "Самый спортивный класс", "Спортивная родословная моей семьи", "Почему болеют мои друзья?". Создан совместный проект учащихся и родителей "Книга здорового питания".На занятиях Лего-конструирования выполняются различные проекты, в том числе и проекты экологической направленности "Завод по переработке мусора", "Из отходов - в доходы

Учащиеся средней и старшей школы создают творческие проекты "HAND MADE, художественное декорирование предметов интерьера", "Традиции украшения одежды", включаются в исследовательскую деятельность, которая ведется индивидуально и в группах: "Изучение экологического состояния поймы реки Чермянка", "Наши друзья птицы", "Особенности построения птичьих кормушек", "Красная книга - сигнал тревоги", "Стихийные явления природы. Смерч", "Родная старина", "Симметрия в архитектуре и в жизни", "Ох, уж эти проценты!", "Теорема Пифагора, Что мы не знаем о ней?", "История возникновения письменности", "Создание макета "Битва под Москвой"", "Макет солнечной системы" и т. д.

Представление творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектных работ учащихся средних и старших классов происходит на ежегодной научно-практической конференции.

Цели научно-практической конференции:

  • развитие интеллектуальной творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.

Организация подготовки конференции:

Ответственный за подготовку и проведение конференции совместно с председателями методических объединений и руководителями творческих групп за месяц до проведения конференции:

  • формируют секции по направлениям;
  • назначают руководителя секции,
  • определяют количественный состав выступающих;
  • определяют состав жюри.
  • Руководители секций за неделю до начала работы конференции:
  • уточняют состав выступающих на секции;
  • в соответствии с интересами учащихся формируют предварительный состав слушателей по секциям;
  • организует подготовку информационных материалов о работе секции и оформление аудитории;
  • собирает оформленные проектные работы (бумажный и электронный вариант).

Проведение конференции:

Открытие конференции происходит на пленарном заседании, где собираются все участники конференции. Здесь представляются наиболее интересные для разновозрастной категории слушателей доклады, обязательно сопровождаемые презентациями.

После пленарного заседания начинается работа секций, где происходит представление и обсуждение работ учащихся. Руководитель секции должен следить за ходом обсуждения и направлять его. Жюри подводит итоги работы секции на основе предложенных критериев, вручает сертификаты участников и награждает победителей. Руководитель секции заполняет протокол работы секции.

Подведение итогов конференции:

Подведение итогов работы конференции происходит в день проведения конференции. В работе итогового заседания участвуют руководители секций, члены жюри и руководители проектных работ учащихся. Лучшие проекты рекомендуются к участию в окружных и городских конкурсах.

Школьная научно-практическая конференция как форма представления результатов проектной деятельности дает возможность каждому учащемуся проявить свои сильные качества личности, как способности, склонности, интересы и потребности, играет важную роль в формировании познавательного интереса к изучаемым наукам, расширяет информационное поле, развивают коммуникативные компетенции.