Урок по теме "Кристаллические и аморфные тела"

Разделы: Физика


Педагогические цели:

обучения

  • сформировать у обучающихся понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело»;
  • выявить основные свойства монокристаллов, поликристаллов и аморфных тел;
  • продолжить формирование общеучебного умения – работать с текстом;

развития

  • развивать умения выделять главное;
  • развивать визуальное мышление – наблюдательность, умение систематизировать материал;
  • развивать познавательный интерес к предмету путем формирования мотивов деятельности, используя разнообразные формы работы;

воспитания

  • воспитывать научное мировоззрение, уважение к людям науки;

cоциализации

  • роль физических знаний и значения компьютерных технологий в сегодняшнем мире.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: коллекция кристаллов, мультимедийное сопровождение урока: презентация, из Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru «Кристаллические решетки», «Как вырастить кристалл соли», «Монокристаллы и поликристаллы», «Твердое аморфное тело»; обучающий тест «Строение вещества», ноутбуки учащимся, компьютер и проектор для учителя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (повторение пройденного материала).

Учитель: тема урока «Строение твердых тел»; цель «выявить основные свойства кристаллических и аморфных тел».

Давайте повторим изученный на предыдущих уроках материал об агрегатных состояниях тел.

Соревнование между рядами.

На столах учащихся ноутбуки. Надо запустить презентацию с названием «Повторение» и быстро ответить на поставленные вопросы. Побеждает тот ряд, на котором все ученики справятся с заданием раньше. Победители имеют право озвучить ответ.

III. Постановка проблемы.

Сегодня мы будем говорить о твердых телах.

Проблемный вопрос: Почему твердые тела проявляют различные свойства?

Слайд 1 (тема урока )

Запишем тему “Кристаллические и аморфные тела”.

По ходу изучения темы будем заполнять таблицу, приготовленную на отдельных листах для каждого из вас.

Слайд 2 (таблица )

Свойства твердых тел

Кристаллические Аморфные
Монокристалл Поликристалл
     

Учитель: Все твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные. Мы рассмотрим, в чём их сходство и различие.

Слайд 3 (различные фото кристаллов)

На слайде вы видите кристаллические тела или кристаллы. Дайте определение кристалла?

Из всего сказанного вытекает вывод.

Слайд 4 (определение кристалла)

Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве.

Кристаллы одного и того же вещества имеют разнообразную форму. Углы между отдельными гранями кристаллов одинаковы. Некоторые формы кристаллов симметричны.

Для наглядного представления внутренней структуры кристалла используют его изображение с помощью кристаллической решётки. Различают несколько типов решеток. Более подробно типы кристаллических решеток вы будете изучать на химии. А материал нашего урока станет опорой для этих знаний.

  • ЦОР «Кристаллические решетки» school-collection.edu.ru

Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией.

Слайд 5 (снежинка)

Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы.

Вопрос классу: что обозначает слово «моно»?

Давайте найдем в учебнике определение «Монокристалла»

Слайд 6 (монокристаллы)

Монокристаллы – одиночные кристаллы (кварц, слюда…) Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией.

Учитель. Частицы в кристалле образуют правильную пространственную решетку. Пространственные решетки различных кристаллов различны.

Понятие о пространственной решетке позволило объяснить свойства монокристаллов.

  1. Что можно сказать о геометрической форме монокристаллов?
  2. Если кристалл нагревать, какие изменения с ним будут происходить?

Обращаю внимание, что переход в жидкое агрегатное состояние происходить при определенной температуре – температуре плавления. У всех кристаллов она различна – особенности строения.

Записать в таблицу:

  1. Геометрическая форма (правильная)
  2. Постоянная температура плавления (известно из практики)

А вот третье свойство я вам назову сама – это анизотропия.

  1. Анизотропия

Посмотрите в ваших листах есть определение этого понятия из «Большой советской энциклопедии» и пример анизотропии есть на 1 слайде презентации с названием «Новый материал» – запустите ее.

Анизотропия – (от греч. ánisos – неравный и tróроs – направление), зависимость физических свойств вещества от направления. Примеры: пластинка слюды легко расщепляется на тонкие листочки только вдоль определённой плоскости. Анизотропия – наиболее характерная особенность монокристаллов.

Итак, что обозначает термин анизотропия?

Промежуточный вывод: какие основные свойства монокристаллов записаны в таблице?

Слайд 7 (свойства монокристаллов)

Но монокристаллы в природе встречаются редко. Однако такой кристалл можно вырастить в искусственных условиях.

  • ЦОР «Как вырастить кристалл соли» school-collection.edu.ru

Выступление группы экспериментаторов, получивших задание вырастить кристалл поваренной соли – они рассказывают о необходимых условиях этого эксперимента и демонстрируют результат.

Слайд (фото монокристаллов и поликристаллов, выращенных детьми) – на ноутбуках детей в презентации «Новый материал»

Слайд 8 (халькантит синтетический)

Вопрос классу:

  • Выращенный учащимся кристалл – монокристалл?
  • Что обозначает слово «поли»?

В учебнике найдите определение «Поликристалла»

Слайд 9 (поликристаллы)

Поликристаллы – это твёрдые тела, состоящие из большого числа кристаллов, беспорядочно ориентированных друг относительно друга (сталь, чугун, графит …)

Выделите свойства поликристаллов аналогично монокристаллам. Свойства поликристалов:

  1. Геометрическая форма (неправильная)
  2. Температура плавления постоянная
  3. Изотропия

Посмотрите в ваших листах есть определение этого понятия из «Большой советской энциклопедии» 

Изотропия – независимость физических свойств тела от выбранного в нем направления.

Изотропия: связана с отсутствием упорядоченного внутреннего строения; присуща газам, жидкостям (кроме жидких кристаллов) поликристаллам и аморфным телам.

Это объясняется тем, что кристаллы внутри располагаются беспорядочно, и каждый в отдельности обладает анизотропией, а в целом кристалл изотропен.

Итак, что обозначает термин изотропия?

Промежуточный вывод: какие основные свойства поликристаллов можно записать в таблицу?

Слайд 10 (свойства поликристаллов)

  • ЦОР «Монокристаллы и поликристаллы» school-collection.edu.ru

Слайд 11 (Нобелевские лауреаты)

Все большее применение в технике находят кристаллы.

В 1964 г. советскими академиками А.М. Прохоровым и Н.Г. Басовым, было предложено использовать кристалл рубина в лазерах. За это открытие они были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.

Слайд 12 (установки для выращивания кристаллов)

Вопрос: в каких областях науки и техники применяются кристаллы?

Кроме кристаллических тел существуют – аморфные тела.

Группа девочек провела исследование по изучению особенностей строения и свойств аморфных тел. Сообщение учащихся (сильная группа), получивших опережающее задание.

Слайд 13 (слайд с янтарем и леденцами)

После выступления теоретика обратить внимание на значение термина «аморфное тело»

Аморфное тело – (от греч. Amorphos – бесформенный).

Аморфное тело – твердое тело, у которого нет строгого порядка в расположении атомов и молекул (форма переменчива). Для аморфных тел характерна изотропия свойств и отсутствие точки плавления. При повышении температуры аморфные тела размягчаются и постепенно переходят в жидкое состояние.

Выступление экспериментатора (свеча в воронке через неделю приняла форму воронки и продолжает течь)

Промежуточный вывод: какие основные свойства аморфных тел можно записать в таблицу?

Слайд 14 (свойства аморфных тел) 

  • ЦОР «Твердое аморфное тело» school-collection.edu.ru

Возвращаемся к нашей проблеме. Так почему же твердые тела обладают различными свойствами? 

IV. Закрепление.

Теперь я предлагаю выполнить тест.

На ноутбуках короткий обучающий тест по теме урока. Последнюю страницу не закрывать.

Тест составлен в формате Excel 

Вопрос: какие задания вызвали затруднения. Кто правильно ответил на вопрос объясняют свой выбор (если таких ребят нет, то в тесте есть кнопка подсказка)

Поднимите руки у кого общий результат более 90%? Поставьте себе «5», от 80 до 90% – «4». Остальные ребята сегодня пока без оценок. Тема новая. Выполняя домашнее задание, вы устраните свои пробелы и получите отметку на следующий урок.

V. Всем выступающим за урок оценка 5.

Другие оценки …

Слайд 15 (дифференцированное домашнее задание)

VI. Домашнее задание:

§ 17.

Задание для желающих: вырастить кристаллы из раствора медного купороса или других солей. Более подробные указания вы найдете в учебнике стр. 60 Лабораторная работа № 3. или на сайте class-fizika.narod.ru

I группа. «Жидкие кристаллы» (изучить различные источники информации и приготовить краткий рассказ о жидких кристаллах).
II группа. «Кристаллы в ПК» (вспомнить устройство системного блока компьютера и ответить на вопрос «Нет ли в нем устройств, имеющих в своей основе кристалл», если есть, то какие кристаллы применены и в каких устройствах).
III группа. «Знаменитые» алмазы» (приготовить обзор о самых знаменитых алмазах).

Кого заинтересовал материал, можете прочитать книги, которые читали ваши одноклассники и более подробно ознакомиться с материалом.

Литература:

  1. Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Школьникам о современной физике: физика сложных систем. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Энциклопедический словарь юного физика.

Предлагаю обратиться в Internet

  • school-collection.edu.ru
  • class-fizika.narod.ru
  • www.fizika.ru

Презентации к уроку: "Кристаллические и аморфные тела" – Приложение 1, "Опишите рисунок с помощью физических терминов и явлений?" – Приложение 2, "Кристаллы слюды и пр." – Приложение 3.