ОБОРУДОВАНИЕ
- Иллюстрация берёзки.
- Портреты писателей.
- Карточки со словарными словами.
- Звукозаписи:
- Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»
- Песня «С чего начинается Родина» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
- Песня «Берёзовый сок» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
- Песня «Край берёзовый» (слова Резнина, музыка Броневицкого)
ЦЕЛИ:
- Формировать у детей правильную читательскую деятельность, (умения и привычки думать над книгой). Учить слушать и анализировать услышанное.
- Развивать познавательный интерес, навыки выразительного чтения, устную речь.
- Воспитывать патриотические чувства. Уважение к традициям своего народа.
ХОД УРОКА
Вступительная беседа
Прочитаем тему нашего урока.
– Почему берёзку называют символом нашей Родины?
– На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока?
Символ -
(Объясняю работу по карточкам)
Учитель:
– Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
– Сегодня мы поговорим о берёзе с помощью стихов о ней.
(Звучит музыка «С чего начинается Родина».)
1 чтец:
Русь моя, люблю тебя твои берёзки!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз
(Н. Рубцов)
2 чтец:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы,
Чету белеющих берёз.
(М. Лермонтов)
3 чтец:
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
(П. Балацкий)
4 чтец:
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.
(М. Ероха)
Учитель:
– Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудовые мозолистые руки наших людей.
Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.
(Звучит песня «Во поле берёзка стояла»)
1 чтец:
Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
2 чтец:
И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей
И девичьи мечты, и печали.
Словно старшей подруге моей.
(Танец девочки (3-4 пары) танцуют «Во поле берёзка стояла»)
Обобщение
Ребята мы уже услышали много стихов о берёзе. Выпишите слова, которые описывают образ берёзки. (1, 2, 3)
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – картина незабываемая! Зацветает берёза на исходе апреля и первые дни мая, следом за орешником и ивой.
О первых листочках, которые распускаются, на берёзах интересно, написал русский поэт.
Фёдор Иванович Тютчев «Первый лист»
Словарная работа
Грёзы – мечты, грёзилось.
– Послушайте это стихотворение и скажите:
– С чем сравнивает автор молодую зелень берёзки? (с прозрачным дымом)
– Как ещё называет автор зелень? (воздушной)
– О чём грезилось берёзкам? (о весне, о лете)
– Сбылись ли её мечты? (да, наступила весна)
– Как вы думаете, почему берёзка ждала весну? (весной берёзке тепло и она становится красивой, зелёной, воздушной)
Учитель (Ученица):
Восхищаясь такой красотой, многие поэты в своих стихах признавались ей в любви. Такое признание можно прочитать в стихотворении Прокофьева, которое так и называется «Люблю берёзку русскую…»
– С чем сравнивает поэт берёзку?
– Какая она, как описывает берёзку поэт?
– Как вы думаете, похожа берёзка на девушку?
Автор любит её всякую, грустную, плакучую, ясную, кипучую.
Учитель:
Весь русский народ любит берёзу и в своих мыслях оживляет, и девушки называют её сестрой, подругой. И берёзка как будто тоже общается с нами, делится своими радостями и чувствами, печалями постарался передать её чувства в своём стихотворении
Иван Алексеевич Бунин «Северная берёза»
Словарная работа
Заводь – небольшой залив в реке с замедленным теченьем. Есть такое место в стране север, где холодно и весна короче, чем зима. Слушайте и подумайте.
– От чего имени выступает автор? (берёзки)
– Какое настроение у берёзки? (грустное)
– Почему она грустит? (что весна быстро пройдёт и наступит холод)
– Но о чём она мечтает? (о том, что солнце будет снова)
Учитель:
Можно ли сравнить мечту берёзки с мечтами людей? (люди мечтают, чтобы всегда было солнце, мир)
В разные времена года, в разную пору по своему красива берёза и её красоту замечали люди. Берёзка зимой также очень очаровательна. О такой берёзе нам рассказывает
Сергей Александрович Есенин «Берёза»
Словарная работа
Кайма – полоса обшивка по краю чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь рядом свободно свисающих кистей.
1 чтец:
– В какое время года изображена берёзка?
– Какие сравнения использует автор? (снег с серебром, ветки с бахромой, блеск снежный с огнём)
2 чтец:
Закройте глаза и представьте себе берёзку.
– Какое отношение выразил в этом стихотворении автор?
Учитель:
Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она воин.
В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины.
Очень хорошо об этом рассказал в своём стихотворении М. Селезнёв «Берёзки».
(читает учитель)
– Послушайте и скажите: «Что помогло солдату выжить во время войны?»
Самостоятельное чтение детьми
Стихотворение С. Васильева «Белая берёза».
– Где происходили события, о которых рассказывает поэт?
– Какой ты видишь берёзу?
– С чем сравнивает поэт сок берёзы?
Что подразумевает автор под словами «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим».
Обобщение
Сегодня мы прочитали много стихов о русской берёзе, собрали много слов, которые помогут нам представить образ берёзы.
– Назовите эти слова.
– Так почему же берёзку называют символом нашей Родины?
Вывод
Русский народ полюбил её за её красоту, за её нежные веточки, белокурые стволы, за то, что они похожи на девушек в белых сарафанах, за их стройность и прямоту.
Учитель:
Хочется закончить наш урок такими словами:
«И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери – России
Неувядаемой живёт».