Внеклассное мероприятие "Русская береза - символ Родины моей". Для учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ОБОРУДОВАНИЕ

  • Иллюстрация берёзки.
  • Портреты писателей.
  • Карточки со словарными словами.
  • Звукозаписи:
    1. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»
    2. Песня «С чего начинается Родина» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
    3. Песня «Берёзовый сок» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
    4. Песня «Край берёзовый» (слова Резнина, музыка Броневицкого)

ЦЕЛИ:

  1. Формировать у детей правильную читательскую деятельность, (умения и привычки думать над книгой). Учить слушать и анализировать услышанное.
  2. Развивать познавательный интерес, навыки выразительного чтения, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства. Уважение к традициям своего народа.

ХОД УРОКА

Вступительная беседа

Прочитаем тему нашего урока.

– Почему берёзку называют символом нашей Родины?

– На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока?

Символ -

(Объясняю работу по карточкам)

Учитель:

– Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

– Сегодня мы поговорим о берёзе с помощью стихов о ней.

(Звучит музыка «С чего начинается Родина».)

1 чтец:

Русь моя, люблю тебя твои берёзки!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз
(Н. Рубцов)

2 чтец:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы,
Чету белеющих берёз.
(М. Лермонтов)

3 чтец:

Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
(П. Балацкий)

4 чтец:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей.
(М. Ероха)

Учитель:

– Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудовые мозолистые руки наших людей.

Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

(Звучит песня «Во поле берёзка стояла»)

1 чтец:

Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

2 чтец:

И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей
И девичьи мечты, и печали.
Словно старшей подруге моей.

(Танец девочки (3-4 пары) танцуют «Во поле берёзка стояла»)

Обобщение

Ребята мы уже услышали много стихов о берёзе. Выпишите слова, которые описывают образ берёзки. (1, 2, 3)

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – картина незабываемая! Зацветает берёза на исходе апреля и первые дни мая, следом за орешником и ивой.

О первых листочках, которые распускаются, на берёзах интересно, написал русский поэт.

Фёдор Иванович Тютчев «Первый лист»

Словарная работа

Грёзы – мечты, грёзилось.

– Послушайте это стихотворение и скажите:

– С чем сравнивает автор молодую зелень берёзки? (с прозрачным дымом)

– Как ещё называет автор зелень? (воздушной)

– О чём грезилось берёзкам? (о весне, о лете)

– Сбылись ли её мечты? (да, наступила весна)

– Как вы думаете, почему берёзка ждала весну? (весной берёзке тепло и она становится красивой, зелёной, воздушной)

Учитель (Ученица):

Восхищаясь такой красотой, многие поэты в своих стихах признавались ей в любви. Такое признание можно прочитать в стихотворении Прокофьева, которое так и называется «Люблю берёзку русскую…»

– С чем сравнивает поэт берёзку?

– Какая она, как описывает берёзку поэт?

– Как вы думаете, похожа берёзка на девушку?

Автор любит её всякую, грустную, плакучую, ясную, кипучую.

Учитель:

Весь русский народ любит берёзу и в своих мыслях оживляет, и девушки называют её сестрой, подругой. И берёзка как будто тоже общается с нами, делится своими радостями и чувствами, печалями постарался передать её чувства в своём стихотворении

Иван Алексеевич Бунин «Северная берёза»

Словарная работа

Заводь – небольшой залив в реке с замедленным теченьем. Есть такое место в стране север, где холодно и весна короче, чем зима. Слушайте и подумайте.

– От чего имени выступает автор? (берёзки)

– Какое настроение у берёзки? (грустное)

– Почему она грустит? (что весна быстро пройдёт и наступит холод)

– Но о чём она мечтает? (о том, что солнце будет снова)

Учитель:

Можно ли сравнить мечту берёзки с мечтами людей? (люди мечтают, чтобы всегда было солнце, мир)

В разные времена года, в разную пору по своему красива берёза и её красоту замечали люди. Берёзка зимой также очень очаровательна. О такой берёзе нам рассказывает

Сергей Александрович Есенин «Берёза»

Словарная работа

Кайма – полоса обшивка по краю чего-либо.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь рядом свободно свисающих кистей.

1 чтец:

– В какое время года изображена берёзка?

– Какие сравнения использует автор? (снег с серебром, ветки с бахромой, блеск снежный с огнём)

2 чтец:

Закройте глаза и представьте себе берёзку.

– Какое отношение выразил в этом стихотворении автор?

Учитель:

Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она воин.

В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своём стихотворении М. Селезнёв «Берёзки».

(читает учитель)

– Послушайте и скажите: «Что помогло солдату выжить во время войны?»

Самостоятельное чтение детьми

Стихотворение С. Васильева «Белая берёза».

– Где происходили события, о которых рассказывает поэт?

– Какой ты видишь берёзу?

– С чем сравнивает поэт сок берёзы?

Что подразумевает автор под словами «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим».

Обобщение

Сегодня мы прочитали много стихов о русской берёзе, собрали много слов, которые помогут нам представить образ берёзы.

– Назовите эти слова.

– Так почему же берёзку называют символом нашей Родины?

Вывод

Русский народ полюбил её за её красоту, за её нежные веточки, белокурые стволы, за то, что они похожи на девушек в белых сарафанах, за их стройность и прямоту.

Учитель:

Хочется закончить наш урок такими словами:

«И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери – России
Неувядаемой живёт».