Цель урока: сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития особи, возникшего в результате эволюции животного мира.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с онтогенезом, периодами индивидуального развития, типами развития животных; сформировать понятие о метаморфозе, показать его приспособительную роль в жизни животного;
- развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поисково-репродуктивного, сравнительно-аналитического и творческогохарактера;
- воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Личностная значимость изучаемого материала для учащихся заключается в следующем:
- учащиеся, выясняя влияние внешней среды на развитие зародыша, могут применить эти знания в отношении развития зародыша человека;
- знания циклов развития насекомых можно использовать в практической деятельности, например, при организации борьбы с насекомыми–вредителями;
- знания о периодизации и продолжительности жизни животных, о влиянии внешней среды на развитие организма можно использовать при организации ухода за домашними животными.
Оборудование: УМК для 7 класса по программе В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, листы контроля, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме, готовые компьютерные программы:
- 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. /ЗАО «1С» 2007, ООО «1С – Паблишинг, 2007», Издательский центр «Вентана-граф», текст учебника с иллюстрациями, 2007 (к учебнику Пономаревой);
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс./ ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2006.
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная.
Проведение урока
УМК по программе В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой раздел «Животные»
I. Организационный этап.
Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. (Цель урока: изучить индивидуальное развитие у животных, выяснить, какие есть периоды индивидуального развития, познакомиться с продолжительностью жизни животных).
Учитель. – Все записи сегодня мы делаем в листе контроля. Запишите число, фамилию, имя, класс.
II. Актуализация знаний.
– Что мы знаем по теме «Размножение животных»? (предполагаемые ответы учащихся: определение, значение, понятия «яйцеклетка», «сперматозоид», «оплодотворение», способы оплодотворения, примеры)
– Что вы хотели бы узнать по теме урока? (предполагаемые ответы учащихся: как происходит индивидуальное развитие организма животного, для чего изучаем этот вопрос, где знания об индивидуальном развитии можно использовать в жизни?)
– Сравните понятия «размножение» и «развитие». (предполагаемые ответы учащихся: размножение – это увеличение числа особей, а развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни).
III. Изучение нового материала.
– С чего начинается индивидуальное развитие организма? (с оплодотворения, с зиготы)
– Что называется оплодотворением? (процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида)
– Какие клетки участвуют в процессе оплодотворения? (яйцеклетка, сперматозоид)
– Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения? (зигота)
А. Онтогенез. Периоды онтогенеза.
- Процесс индивидуального развития особи (от зарождения до смерти) получил название ОНТОГЕНЕЗ. (слайд презентации 1 Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи (от зарождения до смерти), запись понятия в лист контроля).
- Онтогенез можно разделить на периоды (просмотр анимационной схемы с диска 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс)
Работа в группах (задание на слайде презентации и в листах контроля).
Задание учащимся. Прочитать в § 48 (стр. 247-248) соответствующий раздел и подготовить рассказ по плану:
- название периода,
- продолжительность периода,
- особенности периода.
Обсуждение в группах.
(предполагаемые ответы учащихся:
- эмбриональный период – от момента слияния гамет до рождения, продолжительность периода различна, идет развитие зародыша;
- формирование и рост организма – от рождения до взрослого состояния, продолжительность периода различна, происходит рост и половое созревание;
- половая зрелость – период активного размножения, продолжительность периода различна от нескольких часов до нескольких лет, характеризуется активным размножением;
- старость – с окончания периода размножения до естественной смерти, продолжительность периода различна, угасают все функции организма, проявляются болезни, ослабевают органы чувств, животные становятся легкой добычей для хищников и паразитов.)
Задание учащимся. Составить и заполнить аналитическую схему в листе контроля. (задание на слайде презентации и в листах контроля)
(Слайд с анимацией – вариант заполненной схемы):
Б. Характеристика эмбрионального периода.
В период эмбрионального развития происходит множество превращений: зигота многократно делится, формируются органы и системы органов, образуется зародыш.
Проблемные вопросы:
– Какое влияние на зародыш оказывает внешняя среда? (Зародышу нужны кислород, вода, органические и неорганические вещества, значит, при изменении условий среды может произойти нарушение развития зародыша).
– Где эти знания может использовать человек? (При искусственном оплодотворении, при искусственном получении потомства, при уходе за домашними животными).
Физкультминутка.
В. Характеристика постэмбрионального периода. (презентация 2)
Существует 2 типа постэмбрионального развития (анимационная схема на слайде презентации, заполнить в листе контроля).
Характеристика типов развития.
Работа с анимационными схемами (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс).
- Задание для самостоятельной работы.
Просмотреть анимационную схему «Развитие насекомых с неполным превращением» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и составить аналитическую схему «Этапы прямого развития» (схема на слайде презентации).
- Задание для самостоятельной работы.
Просмотреть анимационную схему «Развитие насекомых с полным превращением» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и составить аналитическую схему «Этапы непрямого развития» (схема на слайде презентации).
Г. Значение постэмбрионального развития в жизни животных. (презентация 2)
- Задание для самостоятельной работы.
Просмотреть анимацию «Постэмбриональное развитее животных на примере лягушки» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и заполнить сравнительно-аналитическую таблицу:
Сравнительная характеристика головастика и лягушки
Признаки | Головастик | Лягушка |
1. Среда обитания | водная | наземная |
2. Способ питания(чем питается?) | растительной пищей | животной пищей |
3. Особенности строения | Похож на рыбу: двухкамерное сердце, один круг кровообращения, наружные жабры | трехкамерное сердце, два круга кровообращения, орган дыхания – легкие |
Проблемные вопросы:
– Какое значение имеет метаморфоз в жизни животных?
– Почему в ходе эволюции появился тип развития животных с метаморфозом?
Чтобы на них ответить выполните задание в парах.
- Задание для работы в парах.
- Прочитать в учебнике
1-й вариант: в § 47 (стр. 244) 1 – 3 абзацы.
2-й вариант: в § 47 (стр. 244) с 4-го абзаца до конца страницы. - Обсудить в парах вопросы:
– Какое значение имеет метаморфоз в жизни животных? (Вариант ответа: разная среда обитания, разный способ питания и все приспособления к той среде, в которой обитает)
– Почему в ходе эволюции появился тип развития животных с метаморфозом? (Вариант ответа: для того, чтобы уменьшить конкуренцию внутри вида).
– Как может использовать человек знания циклов развития насекомых в своей практической деятельности? (Вариант ответа: при организации борьбы с насекомыми-вредителями, например, с капустной белянкой – следует уничтожать куколок, гусениц, кладки яиц; знания о периодах онтогенеза, о влиянии внешней среды на развитие организма можно использовать при организации ухода за домашними животными.)
Продолжительность жизни животных.
Учитель. Верно ли утверждение, что у высокоорганизованных животных продолжительность жизни дольше?
Сообщение учащегося по данной теме с использованием презентации.
Продолжительность жизни животных, относящихся к различным систематическим группам, неодинакова.
Очень короткая жизнь у одноклеточных животных (амёбы, инфузории) в периоде между двумя делениями и измеряющаяся одними сутками.
Недолго живут и подёнки – 2-3 дня, а вот их личинки, обитающие в воде, могут прожить до 2-3 лет. Непродолжительна жизнь у пчёл и майского жука.
Обитатели почвы – кроты живут до 4 лет, а дождевые черви до 10 лет.
Лягушки могут прожить до 16 лет, речные раки и собаки до 20 лет, а плоские черви – сосальщики в организме хозяина до 28 лет. Кошачьи живут до 30 лет.
Продолжительность жизни голубей, гусей и лошадей – 40 лет.
Беспозвоночные актинии, так же как и крокодилы доживают до 60 лет.
100 лет живут киты, слоны, орлы, а рыбы доживают до 150 лет.
Учитель. Итак, мы убедились, что продолжительность жизни у животных неодинакова и ограничена.
IV. Закрепление изученного материала.
(с использованием презентации или индивидуальных карточек, ответы записать в листе контроля).
Задание 1. На рисунке представлена одна из стадий развития:
- Вариант 1 – мотылька лугового,
- Вариант 2 – майского жука.
Определите стадию развития.
Задание 2. На рисунке представлены различные стадии развития:
- Вариант 1 – майского жука,
- Вариант 2 – мотылька лугового.
Составьте последовательную цепочку развития животного.
Задание 3. На рисунке под цифрами изображены животные:
1 – бабочка, 2 – гуси, 3- пчела, 4- голубь, 5 – жук-олень, 6 – тигр, 7 – лягушка, 8 – ящерица.
Распределите животных по типам развития.
- Вариант 1 – с прямым развитием, (2, 4, 6, 8)
- Вариант 2 – с непрямым развитием. (1, 3, 5, 7)
Задание 4. Из предложенного списка утверждений, выберите номера:
- Вариант 1 – правильных утверждений, (1, 2, 3, 7)
- Вариант 2 – неправильных утверждений. (4, 5, 6 ,8)
- Одной из стадий развития жука является куколка.
- Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
- Превращение личинки в куколку, а затем во взрослое насекомое происходит с метаморфозом.
- Личинки НЕ линяют.
- Яйцо – личинка – куколка. Это стадии с прямым развитием, или без превращения.
- Куколка – это стадия активного роста и питания.
- У бабочек и пчел непрямое развитие.
- У кузнечиков и жуков прямое развитие.
V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Домашнее задание.
- Прочитать § 47, § 48, выполнить номера в печатной тетради.
- Определите период онтогенеза и тип развития у ваших домашних животных.