Программа нравственно-патриотического воспитания "Истоки"(из опыта работы по интеграции общего и дополнительного образования)

Разделы: Общепедагогические технологии


Целями современного образования является развитие личности каждого ребенка, превращение его в “субъекта собственной жизни в мире” путем приобщения к культуре, накопленной человечеством.

В современных условиях вместе со школами учреждения дополнительного образования создают разноуровневую и целостную образовательную систему. На базе многих учреждений дополнительного образования совместно с лицеями, гимназиями создаются школы раннего развития, педклассы, и т. д.

Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Здесь нет жесткой регламентации, жесткого заказа, программной заданности, обязательности, которая существует в школе, есть определенная активность, простор для инициативы, творчества, поиска новых методов, технологий. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делают учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте.

Учитывая, что период детства в целом характеризуется проявлением талантов, желанием попробовать свои силы в разных видах деятельности, поддержка, развитие мотивации детей к творчеству и познанию являются одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Немаловажное значение в создании эффективной системы дополнительного образования играет социальная среда, а именно: отношения с семьей, детскими организациями, общеобразовательными и дошкольными учреждениями, это помогает и учреждениям и семье лучше распознать ребенка, точнее определиться в его образовательном пути.

За последние годы содержание дополнительного образования претерпело существенное обновление. Становятся приоритетными сферы, связанные с духовным становлением личности, формируются позиции “человека культуры” с тенденциями к преобразовательно– творческой деятельности, с “чувством оседлости”.

Динамика развития общества и государства, новизна протекающих в нем процессов влияют на содержание и приоритетность направлений образования. Социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дополнительного образования задачу поиска эффективных средств воспитания детей в новых условиях.

Гуманитарное краеведение понимается нами как принцип современной образовательной системы, обеспечивающей введение ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.

Краеведческое образование способствует, в соответствии с запросами времени, гуманизации воспитательного процесса, выбору образовательного маршрута для группы детей, отдельных воспитанников не только в информационном, но и в эмоциональном плане.

Учитывая современные психолого-педагогические исследования, запросы родителей и особенности развития детей, педагоги муниципального образовательного учреждения “Дом детского творчества” г. Прокопьевска сделали акцент на непрерывность и приемственность краеведческого образования дошкольников (на ранних этапах развития как гражданина), младших школьников (расширение краеведческого кругозора), а также школьников среднего и старшего звена (творческие объединения “Турист-краевед”, летние профильные смены, экспедиции, походы).

Управление образованием г. Прокопьевска поддерживает те образовательные системы, которые способны индивидуализировать образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства города. Необходимость сотрудничества продиктована общими проблемами, задачами образовательных учреждений по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Сотрудничество с коллективом школы №71 началось с 1994 года. Формы сотрудничества были следующими: организация кружков для детей младшего школьного возраста на базе Дома творчества, уроки краеведения по заявкам учителей начальной школы, экскурсии, познавательные игры в параллелях 1-3 классов, но все это носило эпизодический характер и обе стороны не устраивало.

В 1998 году возникла идея создания системной работы по формированию начальных краеведческих навыков. Через год идея воплотилась в содержание комплексной программы “Истоки”. Это послужило основанием для создания комплексной образовательной программы “Истоки”, а также структурных подразделений в рамках программы: Школа раннего развития “Родничок” (для дошкольников), “Школы эстетических начал” (для учеников 1-3 классов общеобразовательной школы №71) Школы ремесел (творческие объединения по направлениям деятельности).

Многолетний опыт совместной работы Дома творчества со школой №71 убеждает в том, что одним из эффективных средств осуществления непрерывного образования детей является создание благоприятных условий для рационального использования ребенком своего свободного времени, качественного обновления, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитывающего пространства.

Нормативной основой для интеграции общего и дополнительного образования является образовательная программа “Истоки” Дома детского творчества. Основополагающая цель программы “Истоки” — возрождение духовной культуры народа, воспитание детей и подростков на традициях, передающихся из поколения в поколение.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Дом детского творчества” — это многоуровневая социокультурная и психолого-педагогическая система развивающихся сред, формирующих творчески активную, социальную личность.

Целью Дома детского творчества является создание оптимальных условий для удовлетворения каждым ребенком личных образовательных потребностей.

Если учитывать эволюцию личностного сознания ребенка и развития многообразия форм его жизнедеятельности, то обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его со сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения логично и эффективно начинать в раннем возрасте, в школе раннего развития “Родничок”, в “Школе эстетических начал” (ШЭН). Дети младшего школьного возраста отличаются особенной эмоциональной восприимчивостью, это учитывается при разработке занятий.

Программа “Истоки” соответствует Закону РФ “Об образовании”, “Типовому положению об учреждениях дополнительного образования детей”, целями и задачами “Программы стратегии развития системы образования Кемеровской области”.

Программа ориентирована на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствует не только российским культурным традициям, но и народной культуре Кемеровской области.

Отличительной особенностью программы “Истоки” является интеграция географических, исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родного края, его самобытной природе. Основной источник впечатлений дошкольников и младших школьников — их ближайшее окружение (природное, социальное), та общественная жизнь, в которой они живут. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия, как своего родного края, так и других регионов страны.

В качестве отправной точки зрения на развитие человека взято классическое представление о стадиях развития личности как совокупности ее умственных, физических, духовных способностей. Программа уделяет большое внимание психомоторной, познавательной, областям интересов и соотносит их с определенными стадиями развития ребенка. Матрица основных компонентов программы “Истоки” представлена следующим образом

Таблица 1

Матрица основных компонентов программы “Истоки”

Виды социального опыта

Метод освоения

Результат освоения

Исполнительская деятельность

Решение ситуативных задач

Знание

Творческая деятельность

Упражнение, игра, праздник, миниатюры, воспроизводство по образу, подражание и т.д.

Мастерство, навык, умение.

Познавательная деятельность

Моделирование, реализация проектов, исследование

Способности

Эмоционально-ценностные отношения

Общение в системах “ученик-ученик”, “ученик-учитель”

Морально-нравственные ценности

 Программа строится на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, дает общие рамки организации образовательного процесса (по возрастным группам), структурирована по направлениям и видам деятельности.

Таблица 2

Структура и направления деятельности программы

 

 

Школа ремесел

Работа с семьёй

Образовательные области:

Обществознание

 

Школа эстетических начал

Естествознание

Искусство

Школа раннего развития “Родничок”

Технология

Физическая культура

дошкольники

1-2-3 кл,

школа № 71

Творческие объединения 4-11 кл

И С Т О К И

воспитание на социокультурном опыте

Прошлое

Настоящее

Будущее

Расшифровка: ИСТОКИ — аббревиатура

И — изучаем, ищем
С — сотрудничаем с семьей, с сверстниками
Т — творим каждое дело творчески, а иначе зачем?
О — организуем и проводим дела по духовной
К — культуре
И — искусству

Основная комплексная программа Дома творчества “Истоки” включает себя 3 ступени, обеспечивающие непрерывность и преемственность обучения между структурными подразделениями ( далее ступенями).

Первая ступень: Школа раннего развития “Родничок” (дети от 4 до 7 лет). Наряду с основным учебным материалом, подготавливающим ребенка дошкольного возраста к школе педагоги реализуют программу краеведческого образования “Прокопчанин”. Благодаря этому материалу у ребенка формируется представление о Родине, как о месте, где он родился, и стране, в которой он живет. Основным методом обучения на этом этапе является игра. Она помогает развитию таких качеств, как внимание, смекалка, подвижность, ловкость, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе. Большое значение игра имеет на занятиях прикладным народным искусством, предоставляя ребенку возможность использовать созданные его руками работы в последующих играх.

Вторая ступень “Школа эстетических начал” (дети от 7 до 10 лет). Программа этого уровня ориентирована на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствует не только российским культурным традициям, но культуре Кемеровской области (учебный курс “Краеведение”). Этот этап “вхождения” в народное искусство, традиции, первого практического знакомства с ним. На этом этапе удовлетворяется естественный интерес детей младшего школьного возраста к самым различным видам художественной деятельности.

Третья ступень — “Школа ремесел” (от 10 до 13 лет). На этом этапе у подростков появляется потребность более точного определения и стабилизации или “узкой специализации” интересов, в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям. При выборе вида деятельности подросток руководствуется трехлетним опытом работы на занятиях и поэтому осмысленно выбирает “ремесло” себе по душе из существующих направлений деятельности.

В течение первых трех лет ребенок пробует себя в керамике и живописи, в работе с природным материалом и театральной деятельности, в пении, танце. На этой ступени каждая группа школьников определяет свое направление в прикладном искусстве (народная глиняная игрушка, роспись по дереву, работа по бересте и др.) или определенную песенно-хореографическую традицию (фольклорная студия “Соловушка”, “Калинушка”, “Выкрутасы”).

В ходе реализации программы используются следующие формы работы: беседы, практические, тематические занятия, мастер-класс народных исполнителей и умельцев, отчетная и тематическая выставки, фольклорный праздник, отчетный концерт, экскурсии, посещение музея, выставок, фольклорно-этнографических экспедиций, клубный день “Воскресный клуб” для детей и родителей, профильные смены “Турист-краевед”, “Школа безопасности”.

Эффективной формой работы третьей ступени программы “Школы ремесел” являются фольклорно-этнографические экспедиции, в которых ребята записывают (на магнитофон) песни и наигрыши от народных исполнителей, изучают народные обряды и традиционную одежду сел города, предметы быта.

Участниками творческих объединений проводится работа по изучению истории и традиций района. Ребята разыскивают старожилов, в беседах с ними выявляют особенности быта, традиции этих сел. Собранный материал оформляется в альбомах “История школы”, “История поселка Ясная поляна”, “Зеньково”, “История Дома творчества”. Написанные стихи о родном городе оформляются в городской поэтический сборник. Таким образом, понятие история родного края не является для детей абстрактным, а имеет конкретную основу.

На выездной профильной смене, которая проводится в летние и зимние каникулы (10-15 дней на базе оздоровительного лагеря “Олимпиец”) ребята на практике осваивают специфику туристско-краеведческой деятельности с опытными тренерами-методистами при полной экипировке маршрутов.

Еще одной эффективной формой работы является “Воскресный клуб” для детей и родителей. Эта форма работы предполагает совместный отдых детей и родителей, походы воскресного дня, творческие мастерские. Встречи — общения детей и родителей способствуют формированию их общих культурных интересов. В “Воскресном клубе” проводятся циклы лекций по следующим направлениям “Здоровьесберегающие технологии”, “Подготовка к школе”, “Возрастные психологические особенности детей”. Психолог ведет групповую и индивидуальную работу с детьми, родителями, с классными руководителями по преодолению возникающих трудностей.

Данная комплексная программа “Истоки”, реализуемая совместно со школой № 71, в течение трех лет являлась экспериментальной. В ходе диагностики воспитательного и образовательного процесса, успешных и практических выходов воспитанников на районные, городские конкурсы доказала свою эффективность и право на существование. В данное время программа является стационарной. Программа первой ступени обучения Школы раннего развития “Родничок” является призёром областного конкурса программ дополнительного образования. В ходе областного практикума, организованного на базе Дома детского творчества, на заседании круглого стола при участии методистов Управления образования, руководителей учреждений дополнительного образования Кемеровской области, педагогов Дома творчества, представителей родителей всех трех структурных подразделений программы “Истоки” получила высокую оценку.

Для возвращения национальной памяти в содержании программы заложены принципы иного, нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных через “сито” веков.

Организация фольклорных праздников, календарно-обрядовых игр с употреблением старославянских слов, потешек, закличек, поговорок, народных песен, реализуют понимание детьми – горожанами быта, обычаев, древности и величия русской народной культуры.

Программой подчеркнуто значение взаимоотношения устного и декоративного народного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности костюмов и народных промыслов, связи народного творчества с бытом, традициями, окружающей природой.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в деятельности детей. Это станет предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Организация занятий на основе матрицы основных компонентов программы предполагают активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм предполагает участие и обычно застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей. Использование программы “Истоки” позволяет выстроить принципиально новую педагогическую среду. Твёрдую нравственную основу получает вся воспитательная работа. Укрепляются связи семьи, школы и Дома детского творчества. В глазах детей и подростков восстанавливается престиж и жизненная притягательность национальных идеалов. Создаются предпосылки для устойчивой и идеальной преемственности поколений. Духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надёжный и вечный ориентир в быстроменяющемся мире, в котором нарастает вал малозначимой и бездуховной массовой культуры. Возникает осознание, что без этих идеалов Россия не может уверенно жить в XXI веке, в новом тысячелетии.