Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: схемы, таблицы, доска, иллюстрации ваз и орнаментов.
Понятийный аппарат: вазопись, керамика, меандр, пальметта, геометрический, ковровый, чёрнофигурный, краснофигурный.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, история, география.
Предварительная подготовка:
- Один из учеников готовит рассказ о селении Керамик
- Четверо других учащихся готовят сообщения о стилях вазописи.
Цели урока:
- расширить кругозор учащихся,
- познакомить с искусством вазописи Древней Греции
- развивать творческие способности учащихся
Ход урока
Учитель: такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI – X вв. до н.э.
Эпиграф:
Глядя на иную греческую вазу, мы восхищаемся предельной гармонией формы и росписи, как волнующим утверждением единства красоты…
Лев Любимов
Задание: В ходе урока вы должны заполнить две таблицы, которые в конце урока мы проверим (раздаются таблицы: «Древнегреческие вазы» (приложение 1) и «Стили вазописи» (приложение 2))
Ученик: красоту древние греки создавали не только для богов, но и для себя, используя в повседневной жизни предметы, выполненные искусными мастерами.
Об этом свидетельствуют красивые глиняные вазы, найденные во время археологических раскопок. Гончарное искусство высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почётом. Самые искусные гончары работали в селении Керамик неподалёку от Афин. Поэтому гончарные изделия стали называть «керамикой»
Учитель: запишем определение керамики в тетрадь.
Учитель (после записи определения): Мы называем все древнегреческие сосуды вазами. Однако они имеют разные формы, назначение и название. К началу VI в. до н.э. сложились определённые типы ваз, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности (обращение к эпиграфу)
Задание : приготовьте таблицу «Древнегреческие вазы», которую в ходе моего рассказа вы должны будете заполнить.
Учитель: Вот некоторые из них (использовать изображения ваз – приложение 3):
Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки (две – чтобы поднимать, а третья – чтобы наливать), предназначалась для переноса и розлива воды.
Амфора – самый распространённый сосуд, узкогорлая и вытянутая, с двумя для переноса ручками. Амфору использовали для хранения оливкового масла и вина, реже для зерна, а иногда даже в качестве урны для захоронения праха умершего.
Пелика – ваза с широким горлом напоминала грекам прожорливого пеликана. Также как и амфора служила для хранения масла и вина.
Кратер, широкогорлый, на устойчивой подставке, служил для смешивания воды и вина во время пира.
Иногда смесь вина и воды переливали из кратера в кувшин, который называли ойнохойя. При её помощи можно было разливать жидкость сразу в три чаши, так как она имела сразу три стока.
Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для охвата рукой ножку и две горизонтальные ручки.
Фантазия древнегреческих мастеров проявилась не только в разнообразных формах ваз. Они украшали вазы такими красивыми орнаментами, что их рисунки до сих пор используются в искусстве.
Например меандр (приложение 4) Этот вид орнамента получил своё название от реки Меандр, у которой было очень извилистое русло.
Другой вид орнамента – пальметта.(приложение 4) Этот орнамент как будто состоит из пальмовых листьев, расходящихся как раскрытый веер.
Учащиеся: записывают названия орнаментов в тетрадь.
Учитель: А теперь послушаем рассказы ваших одноклассников о стилях вазописи.
Задание: приготовьте таблицу «Стили вазописи» (приложение 2)
Ученик 1: если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX-VIII вв до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах.
Ученик 2: в конце VII- начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ковровый», когда всё поле сосуда покрывался орнаментом, состоящим из криволинейных сплетённых лент, спиралей, пальметт и розеток. Появляются изображения сюжетно-повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф. Эти небольшие вазы, сделанные из глины жёлто-кремового оттенка, расписывались чёрным лаком, белоё и пурпурной краской в сочетании с жёлтыми и светло-коричневыми тонами.
Ученик 3: во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярностью пользовались сосуды чёрнофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чёрнофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их чёрным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. Чёрный, как бы «негативный» рисунок прекрасно выделялся на глиняном жёлтом, оранжевом и розоватом фоне.
Ученик 4: около 530 г. до н.э. афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который вскоре вытеснил чёрнофигурную технику. На чёрном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой чёрной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных, строить сложные повороты и ракурсы, увеличить количество сюжетов в росписи ваз.
Учитель: конечно, не все вазы были шедеврами, но каждая сохранившаяся ваза и рисунок на ней доносят до нас дыхание времен, когда люди, познавая мир, стремились выразить своё отношение к жизни в маленьком рассказе на боку вазы. При этом они стремились к гармонии между формой вазы и рисунком. (обращение к эпиграфу)
Проверка таблиц.
Проверяем таблицы, выданные учителем в начале урока.
Учитель спрашивает учащихся.
Учащиеся озвучивают табличные записи.
Закрепление пройденного:
- Задание «Поможем юному археологу» (приложение 5)
Учитель: вам выданы изображения. Нужно юному археологу помочь восстановить рисунки на вазах.
Вопросы:
- А кто из вас знает кто такой археолог?
Ответы учащихся (тот, кто производит раскопки древностей)
- как называется профессия человека, который восстанавливает утраченные изображения на наших вазах?
Ответы учащихся (реставратор)
- Стихотворение О.А. Таратутина «Античные вазы»
Учитель: греческая мифология была главным источником сюжетов для всех видов изобразительного искусства Древней Греции, и особенно для вазописи, где каждая ваза – «с рисунком-рассказом». Прочти об этом весёлые стихи Олега Таратутина и вспомни, каким сюжетам из мифов посвящены представленные рисунки с античных ваз (возможно что стихотворение прочтёт один из подготовленных учеников) (приложение 6)
- Лото – соотнести изображения ваз и их названия.
На магнитной доске в столбик вывешены изображения ваз. Учащиеся по желанию выходят и подписывают или приклеивают на магнит названия ваз. Все сидящие на местах вместе с учителем проверяют – правильно ли выполнено задание.
Оценивание и задание над дом.
Выполнить творческую работу:
- Вариант 1 – расписать краснофигурную пелику знаменитого Евфрония «Прилёт ласточки»(приложение 7/1)
- Вариант 2 – расписать чёрнофигурную гидрию (приложение 7/2).
Использованная литература:
- Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. –изд. 5-е., переработанное и дополненное – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Учебное пособие – Обнинск.: Издательство «Титул», 1998.
- Столярова Е.Н. Чудеса древнего искусства. Изд. 3-е., дополненное и исправленное – СПб.: Педагогическое общество России, 2001.
- Хачатурян В. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.