Паспорт проекта
Цель проекта: Совершенствование условий для всестороннего развития и воспитания познавательной активности учащихся по биологии и экологии через работу школьного лесничества.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить в ходе реализации проекта изучение, повторение, закрепление основных понятий биологии и экологии.
- Восполнить пробелы в знаниях учащихся по ботанике, зоологии.
- Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды, убеждения, культуру.
- Содействовать эстетическому и экологическому воспитанию.
- Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать.
- Создавать эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности.
Актуальность, теоретическое обоснование проекта.
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. В то же время по данным Комитета по охране окружающей среды Российской Федерации различными формами экологического образования сегодня охвачено лишь 30% населения, за последние пять лет на 20% сократилось число детских внешкольных учреждений экологической направленности, на 15% – летних оздоровительных лагерей, в два раза уменьшилось число Домов природы и школьных лесничеств. К сожалению, экологии как одному из равноправных, основных предметов не нашлось места в разработках базисных планов для 12-летнего образования. Более того, даже частичная экологизация школьного образования, достигнутая в последние годы, сегодня все более нивелируется, так как наблюдается тенденция к дальнейшей технократизации школьных образовательных программ. Что уж говорить об экологии, если даже биологию сократили в базисном плане школ. Выскажу мнение: в современных условиях необходимо знать, например, информатику или экономику, однако все должно быть разумно сбалансировано. Знать и понимать экологические проблемы, уметь их решать сегодня не менее важно. Как предмет, современная экология, давая учащимся целостное представление об окружающем мире, биосфере, месте в ней человека и его потребностях и возможностях, способствует формированию и гражданской позиции, и любви к природе, родине, и ответственности за принимаемые решения, и правильных представлений об обществе, здоровом образе жизни. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Осуществление работы по реализации проекта помогут некоторым учащимся увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Новизна
Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. У дружбы с природой много разных путей. И один из этих путей – школьные лесничества.
Идея создания школьного лесничества не нова, на основе Постановления Совета Министров Чувашской АССР от 14.03.1968г. №165 «Об организации школьных лесничеств в Чувашской Республике» были созданы школьные лесничества в Чувашской Республике. Однако с началом перестройки многое изменилось в нашей стране. К сожалению, коснулось это и школьной жизни, в частности, школьных лесничеств. Народное хозяйство пришло в упадок. Многие забыли, что такое школьное лесничество. Не до этого было – надо было выжить в новых экономических условиях, удержаться на плаву, найти новые формы и методы работы. Тут еще началась реструктуризация школ, в результате которой Юнгинская средняя школа имени Спиридона Михайловича Михайлова объединилась (слилась) с соседней Кубасинской основной общеобразовательной школой. В этой школе в свое время тоже активно действовало школьное лесничество, и эти добрые традиции сохранились.
Официально школьное лесничество в Юнгинской средней общеобразовательной школе им. С.М. Михайлова зарегистрировали 28 января 2003 года.
Так появилось наше школьное лесничество «Лесовички».
Школьное лесничество – это объединение школьников, увлечённых единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет ребятам выбрать дальнейший жизненный путь?
Создание школьного лесничества позволит комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического, и эстетического характера в ходе обучения биологии, и значительно улучшит отношение к изучаемому предмету. Работа в школьном лесничестве заставит задуматься о выборе будущей профессии.
STEP-анализ Внешней среды
Политико-правовые факторы | |
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
Подкрепленная законодательная база:
|
нет |
Экономические факторы | |
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
|
|
Социальные факторы | |
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
|
|
Технологические факторы | |
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
|
|
Анализ Внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Стабильный педагогический коллектив:
(возможность получения разнообразной информации) |
Недостаточный опыт организации школьного лесничества анализ ситуации показал, что у учащихся разные интересы:
|
Благоприятные возможности | Угрозы, риски, ограничения |
|
|
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный):
условия для создания школьного лесничества на базе МОУ «Юнгинская СОШ имени С.М. Михайлова» (2003-2004гг)
№ | Мероприятия | Сроки |
|
1. |
Изучение нормативно-правовой документации по школьному лесничеству. | сентябрь-декабрь 2003 г. |
Постановления Совета Министров Чувашской АССР от 14.03.1968г. №165 «Об организации школьных лесничеств в Чувашской Республике» Федеральные Законы Российской Федерации "Об общественных объединениях", принятый Государственной Думой 14.04.95 г., "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", принятый Государственной Думой 26.05.95 г., Закон «Об образовании» РФ и ЧР; Республиканская целевая программа развития образования в ЧР на 2006-2010 годы; |
2. | Подготовка документации по школьному лесничеству «МОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова». | Январь- апрель 2004 г. |
протоколы устав школьного лесничества |
3. | Создание актива учащихся школьного лесничества. | Май 2004 г. | Создан актив в количестве 10 человек из учащихся 5-11 классов. |
4. | Составление плана работы школьного лесничества. | Май 2004 г. | План работы школьного лесничества (приложение1) |
II этап (практический) – 2004-2008 гг.
Ш этап (аналитический) – 2008-2009 гг.
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
1. | Проведение итогового мониторинга (оформление документов) | Сентябрь-декабрь 2008 г. | |
2. | Разработка рекомендаций для учителей по организации и работе школьных лесничеств в Чувашской Республике. | Январь-май 2009 г. |
Финансирование проекта.
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Наименование расходов | сумма |
Выезд в питомник Ильинского лесничества Выезд на экскурсии в Музей леса Выезд на слеты, конкурсы в г.Чебоксары |
220 рублей 750 рублей В зависимости от количества выездов 800 рублей |
доходы | сумма |
Доходы от посадки саженцев по договору Спонсорская помощь родителей. |
5200 рублей По решению Попечительского Совета школы. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Этапы | Показатели эффективности внедрения проекта | ||
учащиеся | родители | педагоги | |
I этап | Повышение уровня культуры общения учащихся. |
Удовлетворенность родителей обучением собственных детей и условиями их пребывания в школе. | Наличие оптимальных условий для качественногопроведения уроков. |
II этап | Повышение положительной динамики познавательной активности. | Повышение заинтересованности родителей в жизни школы. | Позитивный опыт использования современных технологий. |
Ш этап | Формирование практических навыков по лесоведению, лесоразведению. | Удовлетворенность родителей участием собственных детей в школьном лесничестве. | Повышение творческой активности педагогов и удовлетворенности совместным трудом с учащимися в школьном лесничестве. |
Выводы:
- Повышение интереса к изучению школьных предметов биологии и экологии.
- Повышение мотивации учащихся к выбору специальностей биологического профиля, сельскохозяйственного и лесотехнического направления.
- Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях.
Результаты:
Участие в республиканских и районных конкурсах, слетах:
- Районный конкурс по проведению противоэрозийных работ, I место, 2004 г.
- XIX Республиканский слет школьных лесничеств 2005 г.: 1 место в конкурсе экологических агитбригад; 2 место в конкурсе экологических стенгазет.
- Республиканская лесная олимпиада, 3 место, 2006 г.
- XX Республиканский слет школьных лесничеств 2006 г.: 1 место в конкурсе экологических агитбригад; 2 место в конкурсе экологических стенгазет.
- Республиканская акция «Посади дерево и сохрани его», 2006 г.
- II Республиканская лесная олимпиада, 2007 г.
- XXI Республиканский слет школьных лесничеств 2007 г.: 3 место в конкурсе зоологов.
- 1 место по итогам организации и работы школьного лесничества в летний период среди общеобразовательных школ Моргаушского района.
- Республиканский конкурс «Берегите землю», 1 место Сытина Мария, 2 место Шандимирова Ирина.
- Республиканский конкурс «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!», приуроченный к природоохранной акции «Сохраним земную красоту», 2007 г.
- Республиканская акция «День дерева», 2 место в номинации «Весенняя посадка», 2007 г.
- III районная спартакиада подростковых трудовых бригад и летних лагерей труда и отдыха, 1 место в конкурсе стенгазет, 2007 г.
- III Республиканская лесная олимпиада, 2007 г.
- Республиканский этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета - 2008» в номинации «Новые технологии», создали свой сайт – адрес в сети Internet: les.21411s14.edusite.ru
- XXII Республиканский слет школьных лесничеств 2008 г.: I общекомандное место; 1 место в конкурсе зоологов, 1место – конкурс гидробиологов, 3 – конкурс ботаников, 3 – конкурс агитбригад.
Участие в конференциях:
- Проект «Будь другом лесу», республиканский этап Всероссийской акции «Я – гражданин России», 3 место, 2005г.
- Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2006», секция экология растений, Ермакова М., 2 место.
- Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2006», секция экология растений, Ермакова М.
- ХШ Республиканская научно-практическая конференция обучающихся по экологии, секция экология птиц, Ермакова Е., 2006г.
- Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2007», секция экология и медицина, Ванюшкина С., Трифонова А., 3 место.
- Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2007», секция экология и медицина, Ванюшкина С., Трифонова А.
- Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2007», секция экология и медицина, Чернов Е., Ястребова И.
- XIV Республиканская научно-практическая конференция обучающихся по экологии, секция экология и медицина, Самушкова Д., Столярова Н., 1 место.,2007г.
- XIV Республиканская научно-практическая конференция обучающихся по экологии, секция лесоведение и лесоводство, Тепеева И., 2 место, 2007г.
- Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2008», секция экология и медицина, Самушкова Д., Столярова Н., 2 место, 2008г.
- Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXSELSIOR-2008», секция экология и валеология, Ермакова Е., Макарова С., 2008г.
Литература:
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.
- Репина Р.К. Изучение экологии в школе. Чебоксары, 1997.
- Родионова А.В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе, - 2007. - №2. – С.48-50.
- Экологический вестник Чувашской Республики. Воспоминания о школьном лесничестве. Чебоксары, 2004.