Цель урока: духовно-нравственное воспитание.
Оформление:
- Рисунки учащихся на темы: “Моя мама”, “Наша семья”, семейные фотографии.
- Сочинения учащихся о маме.
- Стихи Н.Рублева, А.Маркова, С.Острового, М.Пляцковского, Р.Рождественского.
- Репродукция картины С.Рафаэля “Сикстинская мадонна”.
ХОД УРОКА
1 ученик:
Сегодня мы поговорим о самом близком для каждого из нас человеке – о маме.
Праздник День матерей России был установлен в нашей стране в 1998 году. С тех пор он отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей. Многие страны отмечают собственный день матери.
2 ученик:
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все-таки лучше всех на земле –
Мама. Моя мама.
3 ученик:
Первый человек, которого мы любим в жизни, – конечно, мама. Эту любовь люди проносят через всю жизнь.
Мать не заменить никем и ничем на свете. Единственная, неповторимая, роднее всех родных…
(Звучит песня “Поговори со мною, мама…” в исполнении ученицы).
4 ученик:
На свете не существует человека ближе и бескорыстнее матери. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.
5 ученик:
Народная мудрость гласит: “При солнышке тепло, а при матери – добро”, “Мать кормит детей, как земля людей”, “Нет лучше дружка, чем родная матушка”.
А как живем мы? Что нас волнует и радует? Расскажем о своей семье, о своей маме.
(Творческие работы учащихся зачитывают учителя русского языка и литературы).
6 ученик:
Многие отечественные поэты в своем творчестве обращались к теме матери: Сергей Есенин, Николай Некрасов, Сергей Островой, Александр Твардовский, Михаил Пляцковский. Стихи о матери – это святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому сердцу:
7 ученик:
Дождинка упадет на землю, как слеза,
И вдаль поманит утром нас дорога.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Все в жизни может быть – и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами,
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках мечты меняем адреса,
Нам дома письма редкие прощают.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нас в детство по привычке возвращают.
Грубеют на ветру мальчишек голоса,
И девочки становятся взрослее…
А мамины глаза, а мамины глаза
С годами все добрее и светлее…
8 ученик:
Сегодня нельзя не вспомнить еще об одной матери. Той, которая многие века назад с ладони кормила Духа Божия, белого голубя. А потом баюкала лучезарного младенца, а потом шла за Сыном возлюбленным на Голгофу…
9 ученик (читает стихотворение А.Маркова “Сикстинская мадонна):
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл.
Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковала.
Но огонь отвоеванный светит,
Прорезая полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая – бессмертие дарит…
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
10 ученик:
Мы живем в очень сложное время: постоянные перегрузки, нехватка времени, низкая культура человеческого общения, неблагополучные семейные отношения. Но всегда надо помнить о том, что жизнь очень быстротечна. И неизбежно то время, когда от нас будут уходить наши близкие люди и человек останется один на один со своей совестью и памятью.
11 ученик:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко;
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
– Детки,
Вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела…
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
На собранье вместе мы ходили,
В праздник пели гимны до зари,
А потом разъехались, уплыли,
Улетели… Вот и собери!
Заболела мать. И той же ночью
Телеграф не уставал стучать:
“Дети, срочно!
Дети, очень срочно!
Приезжайте!Заболела мать!”
Из Одессы, Киева, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да очень жалко,-
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую, серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Беспокоить любящую мать?
Мать ждала вас в дождь и снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграмма
Привела вас к скорым поездам?
Слушайте!
Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
12 ученик:
Мы в вечном, неоплатном долгу перед нашими мамами. Поэтому нужно уважать, беречь, любить их, не причинять боли необдуманными словами и поступками. Всегда быть благодарными за труды и заботу о нас.
13 ученик:
Есть самое нежное слово на свете:
Его произносят в младенчестве дети,
Его вспоминают в разлуке и муке –
“Мама”!
Пускай наши чувства наружу –
Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,
Все могут твои материнские руки –
Мама!
Прости за обиды невольные наши,
За ночи без сна, что не делают краше.
О, как мы порой бываем упрямы,
Мама!
В долгу пред тобою мы будем извечно,
За все благодарны тебе бесконечно.
Будь самой счастливой, любимою самой,
Мама!
(Звучит песня О.Газманова “Мама” в исполнении учениц класса).
Заключительное слово классного воспитателя:
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы еще раз поздравляем наших дорогих мам с наступающим праздником. Здоровья и счастья, пусть ваши дети всегда радуют вас.
Литература:
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество, 2004.
- Мама. Сборник. (Для детей среднего и старшего школьного возраста). М., “Молодая гвардия”, 2001.
- “Воспитание школьников” – № 2, 2008 год.
- Учительская газета, 2009 год.