Методическая разработка занятия по предмету "Обучение грамоте" на тему "Кот Леопольд и щенок Дружок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепление звука и буквы Д

Задачи:

  • продолжать учить детей слышать звук Д в словах, осмысленно подбирать слова с этим звуком, определять место звука в словах, твёрдость и мягкость звука, угадывать слово по первым буквам названия картинок;
  • закреплять чтение слов в цепочке, предложений, небольших загадок, решать грамматические задачки.
  • воспитывать умение работать вместе.

Пособия:

  • Игрушки – Кот Леопольд, собачка.
  • Слоги – косточки, буквы – клубочки,
  • Слоговая таблица.
  • Картинки: дом одноэтажный и многоэтажный, дятел, рак, утка, жук, очки, кот.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Добрый вечер, ребята! Добрый вечер, наши родители!
Мы очень рады видеть Вас на нашем занятии.
Давайте ребята покажем нашим гостям, как мы рады их видеть.
Покажем им свои улыбки.

2. Сегодня у нас ещё есть гости

– Кто же это? (Показ игрушек кота Леопольда и щенка)
– Хотите узнать, как зовут щенка?

3. Дидактическая игра «Угадай по первым буквам названия картинок»

(Картинки: дятел, рак, утка, жук, очки, кот)
Дети угадывают первую букву, ставят на панно буквы, читают слово.
– Как же зовут щенка? (Дружок)

4. Характеристика звука Д

– Скажите, какой одинаковый звук вы слышали в именах Леопольд и Дружок?
– Произнесите звук. Какой он? (Согласный, звонкий)
– Каким он ещё может быть? (Твёрдым и мягким)

5. Проводится игра «Друзья Тома и Тима»

– Произнесите имена кота и щенка так, чтобы был хорошо слышен звук Д.
– Где находится звук Д в словах? (Ответы детей).

6. Рассматривание домов

– Кот Леопольд и щенок Дружок принесли вам картинки.
– Что это? (Дома)
– Какой это дом? (Маленький)
– Назовите ласково. (Домик, домишко)
– А этот дом какой? (Огромный, большой, многоэтажный)
– Как его назовёте по другому? (Домище)
– Кто есть у вас дома? (Родители, родные, родственники)
– Кто для вас самый родной человек?
– Какие слова скажете о своей маме? (Добрая, родная, дорогая)
– Что пожелаете своим родным? (Радости, добра, здоровья, удачи)
– Кот Леопольд и щенок Дружок хотят с вами подружиться. Значит, они нам будут кем? (Друзьями)
– А кем будет Оля? (Подругой)
– А Артём? (Другом)
– Значит, все мы будем … (дружить)

7. «Загадки Леопольда и Дружка»

– Наши друзья принесли нам загадки, отгадки которых будут начинаться со звука Д. (Загадки читают дети)

У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
Я приветливая… (дверь)

Ёжик вырос в десять раз
Получился… (дикобраз)

Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч и облаков,
Целый день идти готов. (Душ)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

– Молодцы, правильно читали и угадали все загадки. Кот Леопольд просит вас научить его находить слова – наоборот. Возьмите карточки под номером 1, прочитайте слово и угадайте слово – наоборот.

8. Игра «Наоборот»

Злой – … Короткий – … городской –…
Дикий – … город –… враг – …
Мальчик – … бабушка – … беспорядок – … (дисциплина)

С этим заданием вы справились. Следующее задание:

9. Дидактическая игра «Помоги коту подобрать слово»

В лесу рос могучий … Папа лежит на ….
Даша открыла тяжёлую … Мы идём в ….
Дорога ведёт к нашему … Едем в ….
Дятел живёт в …Жёлуди растут на …
Листья растут на …Мы едем на …
Дорога была очень …Мы живём в …
Мою подругу зовут … Мы пришли к ...
Моего друга зовут …

С заданиями кота Леопольда справились, пора нам сделать зарядку.

10. Физминутка «Две подружки …»

Кот Леопольд и щенок Дружок принесли нам свою любимую букву. Как вы думаете, какая это буква? ( Д)

11. Знакомство с буквой Дд

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Открывайте тетради, будем писать букву Д. (показ на доске)

12. Печатание буквы в тетради

Рядом с картинкой дома выставляется изображение мальчика.
Сейчас напишем слово ДОМ, определим, из каких звуков оно состоит. (Педагог вызывает по одному ребёнку. Дети ставят на панно букву, объясняют, какой он обозначает звук, под букву ставят звуковой сигнал, твёрдые согласные – синего цвета, мягкие – зелёного, гласные – красного. Слово ДИМА – выполняется аналогично, определяется количество слогов и ставится ударение.)

Звуковой анализ слов ДОМ, ДИМА.

11. Дидактическая игра «Собери косточки в слова»

Щенок Дружок раскидал свои косточки, давайте наведем у него порядок. Чтобы убрать косточки нужно подобрать парную косточку, чтобы получилось слово. Выставляются слоги-косточки ДА, ША, ДЫ, НЯ, РА, МА, ДУ, ДО , ДИ, ДЕ, ТИ, ЛИ, ЛО, ША, РО, ГА.
Дети по одному выходят показывают слово указкой, педагог предлагает детям прочитать слово хором, после этого косточки убираются, количество слов должно соответствовать числу детей в группе.
А вот это задание новое для нас и для наших гостей. Мы решим грамматическую задачу.

12. Решение грамматических задач

Выставляются на доску картинки:

ДО + рожки =
ДО + фруктовый …+ А =

Дети читают слово.

13. Дидактическая игра «Собери клубочки»

Кот Леопольд любит играть с цветными клубочками, он предлагает собрать клубочки по цветам по шифру (детей разделить на две команды, дать шифр каждой команде, когда клубочки будут собраны, предложить прочитать слова).

Слова: ДИКТОР, ДОКТОР. Сравнить чем отличаются эти слова.

14. Подведение итогов

– Что понравилось больше всего?