Этот урок является обобщающим по теме "Компьютерные сети" и предназначен для систематизации знаний учащихся 9 класса. С целью повышения интереса к предмету на уроке используются различные приемы (рисование ребусов, нахождение соответствия между словом и его толкованием, отгадывание слова с использованием поисковых систем). Ребята уже знакомы с основными понятиями, имеют опыт работы в Интернете и с электронной почтой, у каждого уже есть свой зарегистрированный почтовый ящик. К этому уроку ученики-эксперты с помощью преподавателя готовят краткие сообщения по темам "Топология локальной сети. Локальная сеть в нашем лицее", "Почтальон Печкин - безработный?..", "WWW - добро или зло?", в которых содержится дополнительный материал по выбранным темам, и помогают учителю в проведении урока.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Самостоятельная творческая работа учащихся. Сообщение экспертов "Топология локальной сети. Локальная сеть в нашем лицее". Работа в локальной сети компьютерного класса.
- Сообщение экспертов "Почтальон Печкин - безработный?..". Выполнение лабораторной работы с использованием электронной почты.
- Сообщение экспертов "WWW - добро или зло?". Поиск информации с использованием поисковых систем.
- Выводы. Итог урока.
Цели урока:
- систематизирование знаний учащихся об основных возможностях компьютерных сетей;
- получение дополнительных знаний по пройденной теме;
- отработка умений и навыков по основным приемам работы на компьютере;
- развитие мышления учащихся при отработке умения находить информацию, необходимую для решения проблемы, определять достаточность информации, анализировать ее;
- воспитание чувства взаимовыручки, желания прийти на помощь в сложившейся ситуации;
отработка практических навыков работы в локальной и глобальной сети.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Для формирования положительной мотивации учащихся урок начинается с игрового момента. Учитель предлагает ребятам разгадать ребус:
- Какое слово зашифровано в ребусе? (Интернет). Учащиеся легко справляются с заданием. Учитель предлагает ребятам назвать возможную тему урока. Как правило, звучат различные версии, в том числе и "Компьютерные сети". Учитель представляет экспертов, которые будут ему помогать в проведении урока. Он также спрашивает учащихся, каким они видят этот урок, что дополнительно хотят узнать по этой теме. В конце урока ребята говорят учителю о том, что удалось, а что хотелось бы изменить в проведении заключительного урок.
Учитель предлагает перечислить понятия, относящиеся к изученной теме (сеть, локальная сеть, региональная сеть, глобальная сеть, топология, Интернет, браузер, брандмаузер, мост, шлюз, почта, письмо, протокол, модем и т.д.). Далее учащиеся работают в группах, им предлагается составить ребус (ребусы) на основе перечисленных понятий. Ребята выполняют работу в удобном для себя редакторе и сохраняют в указанной учителем папке на своем компьютере.
После того, как ребусы будут готовы, учитель задает вопрос:
- Каким образом, используя возможности нашего компьютерного класса, вы можете увидеть ребусы, созданные вашими одноклассниками?
Самый очевидный вариант ответа - с помощью локальной сети, ученики могут предложить и другие варианты. К проведению урока подключаются эксперты, которые работали над темой "Топология локальной сети. Локальная сеть в нашем лицее". Они задают классу различные вопросы:
- Что представляет собой локальная сеть?
- Что необходимо для прокладки локальной сети?
- Что такое топология локальной сети?
- Как вы думаете, какой тип топологии используется в нашем классе?
Далее эксперты выступают со своим докладом (это может быть презентация, демонстрация видеозаписи интервью с системным администратором и т.д. на усмотрение учащихся). В ней должны быть представлены различные способы объединения компьютеров в локальную сеть. Учащиеся в ходе просмотра презентации определяют тип топологии и с помощью экспертов обсуждают достоинства и недостатки каждого способа соединения компьютеров в сеть. После этого эксперты рассказывают о локальной сети компьютерного класса.
По окончании обсуждения они предлагают ребятам воспользоваться локальной сетью для просмотра и отгадывания ребусов одноклассников. Учащиеся выбирают общим голосованием лучший ребус, и победителям вручаются шуточные дипломы "Загадка 9 "_" класса".
3. К проведению урока подключаются эксперты, которые готовили доклад "Почтальон Печкин - безработный?..", они предлагают ребятам придумать самые разные способы передачи ребусов учителю, например, для того, чтобы использовать их на других уроках. Если необходимо, то подводят одноклассников к варианту - выслать рисунки на электронный адрес учителя по почте (в ходе изучения темы таким способом они сдавали на проверку задания). Разговор переходит на тему выступления экспертов.
Далее эксперты демонстрируют презентацию, в которой от лица почтальона Печкина освещены основные принципы работы электронной почты, правила переписки, преимущества и недостатки по сравнению с обычной почтой. После просмотра презентации эксперты ведут дискуссию на тему "Останется ли почтальон Печкин без работы?".
Для закрепления навыков работы с электронной почтой учитель предлагает задание: установить соответствие между столбцами таблицы и выслать файл с ответами (только цифры) по электронной почте на адрес учителя:
|
|
Учитель вместе с экспертами проверяет полученные ответы, и нескольким ученикам, которые первыми справятся с заданием правильно, вручаются дипломы 1, 2 и 3-ей степени "Спринтер 9 "_" класса".
4. Эксперты, которые готовили доклад на тему "WWW - добро или зло?", предлагают одноклассникам зайти на сайт лицея и в разделе "Файловый архив" найти подготовленную ими презентацию, которая размещается там заранее с помощью учителя. В ходе совместного просмотра этой презентации (ученики - на своих компьютерах, а эксперты демонстрируют ее на мультимедийном экране) обсуждаются вопросы: после создания "Всемирной паутины" в 1992 году жизнь людей изменилась в лучшую сторону или нет, что появилось хорошего (быстрый поиск нужной информации и т.д.), а что плохого (интернет-зависимость и др.), для чего используются поисковые системы, какими поисковыми системами пользуются ребята, выясняется самая популярная система среди учеников класса.
Если осталось время, то после доклада ребята выполняют практическую работу по поиску информации в Интернете с использование поисковых серверов (эксперты следят за процессом поиска и при необходимости оказывают помощь).
Задание:
ответить на вопросы, используя любые поисковые системы. Составить слово из первых букв найденных слов (паутинКа).Задание развивает внимательность, так как многие ребята по первым буквам называют слово "Паутина", не обращая внимание на предпоследнюю букву К.
Вопросы:
- Название государства, столицей которого является Лиссабон (Португалия)
- Месяц, в котором отмечает день рождения Алла Пугачева (апрель)
- В России этот знак @ называют "собакой", в Корее - :? (улитка)
- Имя святой покровительницы студентов (Татьяна)
- Лошадь, которая передвигается вперед, поднимая сразу две ноги какой-либо стороны (иноходец)
- Название цветка и человека, влюбленного в себя (нарцисс)
- Нажатие клавиши компьютерной мыши (клик)
- Имя первого программиста (дочь поэта Байрона) (Ада Лавлейс)
Победителю вручается удостоверение "Лучшего сыщика 9 "_" класса.
5. В конце урока учитель благодарит экспертов и остальных учащихся за активную работу и обсуждает с ребятами вопросы:
- Можно ли в наше время обойтись без компьютерных сетей?
- Каковы перспективы развития компьютерных сетей?
- Узнали ли что-то новое на уроке?
- Что понравилось, а что хотелось бы изменить в проведении урока?