Урок математики в 6-м классе по теме "Тормозной и остановочный путь"

Разделы: Математика


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: интегрированный (математика + ОБЖ)

Цели урока:

  • формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
  • систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
  • формирование познавательного интереса к предмету математика и ОБЖ;
  • развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

Оснащение, оборудование урока:

Время занятия: 45 минут

Структура урока:

  1. Орг. момент. Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности (2 мин)
  2. Актуализация знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах (5 мин).
  3. Закрепление и обобщение знаний учащихся. Систематизация правил безопасного поведения учащихся на проезжей части (3 мин)
  4. Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)
  5. Творческая работа учащихся (работа в группах) (8 мин)
  6. Подведение итогов (5 мин)
  7. Задание на дом. (2 мин)
  8. Рефлексия. (2 мин)

Ход урока

  1. Орг. момент (2 мин)

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.

<Слайд 1>.

Мы должны ответить на вопрос «Нужны ли знания по математике на дорогах?» Как вы думаете? (Ученики предлагают свои варианты).

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель математики: Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете правила

безопасного поведения на улице.

Посмотрите на экран. <Слайд 2>

(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания и делают вывод)

Вывод выводится на экран <Слайд 3>

- На нашей картинке солнечный летний денек. Но не всегда на улице бывает хорошая погода.

Посмотрите на экран. <Слайд 4>

(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания).

- Молодцы!

  1. Закрепление и обобщение знаний учащихся.

Учитель математики: К сожалению, иногда ученики нашей школы попадают в дорожно-транспортные происшествия. Как вы думаете, каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?

(Ученики предлагают свои варианты).

Делаем вывод <Слайд 5>

- Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять следующие правила.

Запомни и всегда строго выполняй их. <Слайды 6-8>

(Ученикам выдаются памятки с правилами) (Приложение 2)

  1. Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)

Учитель математики: Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля.

Посмотрите на экран. <Слайд 9>

Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации. <Слайды 10-12>

- Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?

(Ученики предлагают свои варианты).

- Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.

Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?

Итак, решим задачу.

(Ученикам выдаются карточки-задания и карточки-алгоритмы). (Приложения 3, 4)

(Ученики вместе с учителем решают задачу, используя слайды презентации) <Слайды 13-15>

- А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию. <Слайд 16>.

(Один учащийся решает задачу на доске. Проверка решения проходит с помощью слайда)

<Слайд 17>.

Делается вывод. <Слайд 18>

-Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?

(Ученики предлагают свои варианты). Подводится итог. <Слайды 19,20>.

- А сейчас попробуйте самостоятельно решить еще одну задачу, используя алгоритм нахождения остановочного пути. <Слайд 21>

- Теперь поменяйтесь тетрадками с соседом. Каждый из вас должен проверить решение задачи с помощью слайда и исправить ошибки. <Слайд 22>

- Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.

Итак, вывод: <Слайд 23>

- При расследовании ДТП сотрудники ГИБДД для вычисления тормозного пути пользуются специальной программой. <Слайд 24>

  1. Творческая работа учащихся (работа в группах) (10 мин)

Учитель математики: Сейчас вам предстоит работа в группах. (Обычно ученики разбиваются на четверки: две соседние парты). Ребята, у вас на столах лежат карточки-таблицы значений длины тормозного пути в зависимости от состояния дороги. (Приложение 5) <Слайд 25>

Я предлагаю каждой группе, с помощью этих данных придумать интересную реалистичную задачу и решить ее. В конце урока мы проведем конкурс ваших задач и определим победителей. На данную работу вам дается 6 минут.

  1. Подведение итогов (5 мин)

Учитель математики: Каждая группа представляет свою задачу и решение на доске. Голосованием ученики выбирают наиболее интересные задачи (2-3). Определяется победитель.

  1. Задание на дом. (2 мин).

Учитель математики: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание. <Слайд 26>

  1. Рефлексия. (2 мин).

Учитель математики: Подведем итоги урока. <Слайд 27>

 <Слайд 28>