Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: интегрированный (математика + ОБЖ)
Цели урока:
- формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
- формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
- систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
- формирование познавательного интереса к предмету математика и ОБЖ;
- развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.
Оснащение, оборудование урока:
- ноутбук; экран; проектор;
- презентация Microsoft PowerPoint; (приложение 1);
- карточки- памятки с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 2);
- карточки-алгоритмы (приложение 3);
- карточки с заданиями (приложение 4);
- таблица длины тормозного пути (приложение 5).
Время занятия: 45 минут
Структура урока:
- Орг. момент. Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности (2 мин)
- Актуализация знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах (5 мин).
- Закрепление и обобщение знаний учащихся. Систематизация правил безопасного поведения учащихся на проезжей части (3 мин)
- Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)
- Творческая работа учащихся (работа в группах) (8 мин)
- Подведение итогов (5 мин)
- Задание на дом. (2 мин)
- Рефлексия. (2 мин)
Ход урока
-
Орг. момент (2 мин)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.
<Слайд 1>.
Мы должны ответить на вопрос «Нужны ли знания по математике на дорогах?» Как вы думаете? (Ученики предлагают свои варианты).
-
Актуализация знаний учащихся.
Учитель математики: Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете правила
безопасного поведения на улице.
Посмотрите на экран. <Слайд 2>
(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания и делают вывод)
Вывод выводится на экран <Слайд 3>
- На нашей картинке солнечный летний денек. Но не всегда на улице бывает хорошая погода.
Посмотрите на экран. <Слайд 4>
(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания).
- Молодцы!
-
Закрепление и обобщение знаний учащихся.
Учитель математики: К сожалению, иногда ученики нашей школы попадают в дорожно-транспортные происшествия. Как вы думаете, каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?
(Ученики предлагают свои варианты).
Делаем вывод <Слайд 5>
- Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять следующие правила.
Запомни и всегда строго выполняй их. <Слайды 6-8>
(Ученикам выдаются памятки с правилами) (Приложение 2)
-
Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)
Учитель математики: Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля.
Посмотрите на экран. <Слайд 9>
Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации. <Слайды 10-12>
- Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?
(Ученики предлагают свои варианты).
- Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.
Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?
Итак, решим задачу.
(Ученикам выдаются карточки-задания и карточки-алгоритмы). (Приложения 3, 4)
(Ученики вместе с учителем решают задачу, используя слайды презентации) <Слайды 13-15>
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию. <Слайд 16>.
(Один учащийся решает задачу на доске. Проверка решения проходит с помощью слайда)
<Слайд 17>.
Делается вывод. <Слайд 18>
-Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?
(Ученики предлагают свои варианты). Подводится итог. <Слайды 19,20>.
- А сейчас попробуйте самостоятельно решить еще одну задачу, используя алгоритм нахождения остановочного пути. <Слайд 21>
- Теперь поменяйтесь тетрадками с соседом. Каждый из вас должен проверить решение задачи с помощью слайда и исправить ошибки. <Слайд 22>
- Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.
Итак, вывод: <Слайд 23>
- При расследовании ДТП сотрудники ГИБДД для вычисления тормозного пути пользуются специальной программой. <Слайд 24>
-
Творческая работа учащихся (работа в группах) (10 мин)
Учитель математики: Сейчас вам предстоит работа в группах. (Обычно ученики разбиваются на четверки: две соседние парты). Ребята, у вас на столах лежат карточки-таблицы значений длины тормозного пути в зависимости от состояния дороги. (Приложение 5) <Слайд 25>
Я предлагаю каждой группе, с помощью этих данных придумать интересную реалистичную задачу и решить ее. В конце урока мы проведем конкурс ваших задач и определим победителей. На данную работу вам дается 6 минут.
-
Подведение итогов (5 мин)
Учитель математики: Каждая группа представляет свою задачу и решение на доске. Голосованием ученики выбирают наиболее интересные задачи (2-3). Определяется победитель.
-
Задание на дом. (2 мин).
Учитель математики: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание. <Слайд 26>
-
Рефлексия. (2 мин).
Учитель математики: Подведем итоги урока. <Слайд 27>
<Слайд 28>