Урок русского языка в 8-м классе по теме "Вводные слова и предложения" (повторение)

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать и обобщить знания по теме "Вводные слова и предложения".

Организационный момент: Ребята, мы завершили изучение темы "Вводные слова и предложения". Сегодня мы проводим заключительный урок, на котором будут проверены ваши знания, навыки, полученные в результате изучения темы. Цель нашего урока систематизировать и обобщить знания о вводных словах и предложениях. Работа пойдёт в двух направлениях: теоретическом и практическом. За этот урок каждый получит оценку.

Урок- закрепление.

  • Синтаксический разбор предложения.

Он, видно, не мог простить этого человека.

  • Дайте определение: Какие слова называются вводными?
  • Вводные слова имеют несколько значений. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из древней летописи "Вечное заклятие", а вы по ходу рассказа записывайте вводные слова, которые встречаются в данной летописи.

ВЕЧНОЕ ЗАКЛЯТИЕ.

Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.

Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.

- Кто это?- надменно спросил он.

- Это вводные слова.

- Почему вводные?

- Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.

Пленники разбились на несколько групп и о чём-то перешёптывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.

- Вы знаете план расположения войск моего противника?

Пленники забормотали:

- Э-Э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно:, пожалуй,:нет, не знаем, Главный воитель.

-Прочь! Прочь от меня!- разгневался тот.- Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете кто перед вами?- сердито спросил он.

- О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.

- Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!

- По сообщению разведчиков: по словам воюющих: по мнению сражающихся: мы не знаем.

- Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!

- Во- первых, властитель: а, напротив, ну, например: и, следовательно:

- Порядок мыслей! А мысли - то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придётся плохо!

- Ну, одним словом,: иначе говоря,: а лучше сказать:

- Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но мои угрозы не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.

Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.

Назовите значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.

  •  На доске вы видите кругограммы. Если вы правильно их решите, у вас получатся вводные слова со значением различной степени уверенности. (см. в приложении)
  • Сгруппируйте вводные слова по орфограммам:
    • с удвоенной согласной
    • тся/ться в глаголах
    • употребление дефиса в словах
    • существительное в предлогах.

К счастью, кажется, по-моему, бесспорно, по-видимому, разумеется, естественно, без сомнения, к сожалению, помнится, несомненно, во-вторых, признаться, в- третьих, к несчастью.

Вывод: нужно помнить о правописании вводных слов.

  • Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки препинания используются для выделения на письме вводных слов?
  • Запишем несколько предложений, в которых встречаются вводные слова. Расставьте знаки препинания и определите значение вводных слов.

А) Разумеется, я представила себе её доброй.

В) Я, пожалуй, поеду домой.

В) Во - первых, я проспал, во- вторых, автобусы задержались, в- третьих, звонок прозвенел раньше времени.

Г) Однажды - не помню почему - спектакля не было.

Д) Мелодия белорусской песни (если вы её слышали) несколько однообразна.

Тест.

1. Вводные слова - это:

А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

2.Какое значение имеет вводное слово действительно:

А) порядок мыслей;

Б) различные чувства;

В) большая степень уверенности;

Г) меньшая степень уверенности;

Д) источник сообщения.

3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

А) к удивлению;

Б) возможно;

В) конечно;

Г) по-моему;

Д) итак.

4. Являются ли вводные слова членами предложения:

А) да;

Б) нет.

5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег.

Б) Кажется, скоро пойдёт снег.

В) Он не такой, каким кажется.

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.

Итог урока

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.