Цель: систематизировать и обобщить знания по теме "Вводные слова и предложения".
Организационный момент: Ребята, мы завершили изучение темы "Вводные слова и предложения". Сегодня мы проводим заключительный урок, на котором будут проверены ваши знания, навыки, полученные в результате изучения темы. Цель нашего урока систематизировать и обобщить знания о вводных словах и предложениях. Работа пойдёт в двух направлениях: теоретическом и практическом. За этот урок каждый получит оценку.
Урок- закрепление.
- Синтаксический разбор предложения.
Он, видно, не мог простить этого человека.
- Дайте определение: Какие слова называются вводными?
- Вводные слова имеют несколько значений. Сейчас мы с вами послушаем отрывок из древней летописи "Вечное заклятие", а вы по ходу рассказа записывайте вводные слова, которые встречаются в данной летописи.
ВЕЧНОЕ ЗАКЛЯТИЕ.
Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.
Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.
- Кто это?- надменно спросил он.
- Это вводные слова.
- Почему вводные?
- Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.
Пленники разбились на несколько групп и о чём-то перешёптывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.
- Вы знаете план расположения войск моего противника?
Пленники забормотали:
- Э-Э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно:, пожалуй,:нет, не знаем, Главный воитель.
-Прочь! Прочь от меня!- разгневался тот.- Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете кто перед вами?- сердито спросил он.
- О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.
- Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!
- По сообщению разведчиков: по словам воюющих: по мнению сражающихся: мы не знаем.
- Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!
- Во- первых, властитель: а, напротив, ну, например: и, следовательно:
- Порядок мыслей! А мысли - то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придётся плохо!
- Ну, одним словом,: иначе говоря,: а лучше сказать:
- Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но мои угрозы не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.
Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.
Назовите значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.
- На доске вы видите кругограммы. Если вы правильно их решите, у вас получатся вводные слова со значением различной степени уверенности. (см. в приложении)
- Сгруппируйте вводные слова по орфограммам:
- с удвоенной согласной
- тся/ться в глаголах
- употребление дефиса в словах
- существительное в предлогах.
К счастью, кажется, по-моему, бесспорно, по-видимому, разумеется, естественно, без сомнения, к сожалению, помнится, несомненно, во-вторых, признаться, в- третьих, к несчастью.
Вывод: нужно помнить о правописании вводных слов.
- Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки препинания используются для выделения на письме вводных слов?
- Запишем несколько предложений, в которых встречаются вводные слова. Расставьте знаки препинания и определите значение вводных слов.
А) Разумеется, я представила себе её доброй.
В) Я, пожалуй, поеду домой.
В) Во - первых, я проспал, во- вторых, автобусы задержались, в- третьих, звонок прозвенел раньше времени.
Г) Однажды - не помню почему - спектакля не было.
Д) Мелодия белорусской песни (если вы её слышали) несколько однообразна.
Тест.
1. Вводные слова - это:
А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.
2.Какое значение имеет вводное слово действительно:
А) порядок мыслей;
Б) различные чувства;
В) большая степень уверенности;
Г) меньшая степень уверенности;
Д) источник сообщения.
3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:
А) к удивлению;
Б) возможно;
В) конечно;
Г) по-моему;
Д) итак.
4. Являются ли вводные слова членами предложения:
А) да;
Б) нет.
5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег.
Б) Кажется, скоро пойдёт снег.
В) Он не такой, каким кажется.
6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:
А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.
Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.
В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.
Итог урока
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.