Статистические данные свидетельствуют о том, что за последний период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны.
Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических проблем и обрели социальное значение. Для их решения в нашей школе была разработана и реализуется программа Физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Главным в рамках этой программы стало создание организационно-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- Введён третий час физической культуры
- Создан оборонно-спортивный профиль в рамках профильного обучения
- Действуют спортивные секции, хореографическое объединение
- Создаются условия для участия в районной программе физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Введение третьего урока физической культуры оздоровительной направленности, не нарушая отработанной и оправдавшей себя программы физического воспитания, берет на себя значительную долю функций вариативной части программы, ориентированной преимущественно на оздоровительный компонент физического воспитания, тем самым позволяя в рамках двух уроков более эффективно реализовать задачи, предусмотренные базовой частью программы. Это не в коей мере не предполагает второстепенной роли третьего урока, т.к. адекватные возрастным возможностям физические упражнения являются наиболее мощным средством укрепления здоровья путем повышения физических нагрузок организма. Основные принципы построения третьего оздоровительного часа физической культуры включают: принцип деятельного подхода, принцип многообразия, принцип оптимизации
Принцип деятельного подхода к освоением физкультурно-оздоровительной практики (включение учащихся в процесс физического самообразования и самосовершенствования). В основу данного принципа положена идея непрерывного физкультурного оздоровления ребенка, задача которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования (комплекс самостоятельных домашних заданий).
Принцип многообразия направлен на индивидуализацию и дифференциацию, т.е. создание условий для использования альтернативного содержания, учитывая местные и региональные условия, возрастно-половые особенности приоритетные интересы обучающихся школы.
Принцип оптимизации определяет разумную достаточность физических нагрузок при организации педагогических воздействий, учитывая индивидуальные способности, мотивацию и состояние здоровья обучающихся.
При формировании содержания третьего урока физкультуры оздоровительной направленности необходимо выделить число принципиальных требований:
- целенаправленное совершенствование своих физических способностей;
- соответствие учебного материала физически-психологическим возможностям учащихся их состоянию здоровья возрастным особенностям;
- творческий подход учителя к выбору содержания для разных форм самостоятельных занятий оздоровительной физкультуры;
- культуросообразность, т.е. освоение физкультуры, как социального выявления в его связи с другими видами и формами культуры, как условие и результат развития личности школьника.
Эти требования позволяют конкретизировать важнейшую цель:
Формирование и закрепление навыков использования оздоровительной физкультуры и специальных физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, стабилизацию и повышение показателя здоровья учащихся.
Задачи:
- Формирование у учащихся представления о ценности здоровья и ЗОЖ, потребности в укреплении своего здоровья, понимая его как единство физического, технического и нравственного здоровья;
- Формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями в различных формах физкультурной деятельности, отражающей личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры движений, физических возможностей и физической подготовленности;
- Формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями.
- Обучение школьников навыкам рационально-двигательной деятельности;
- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- Повышение общей физической подготовленности.
Ниже приведены данные анкетирования по теме "Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой"
Анализ оценки мотивации учащихся к занятиям физической культурой
(анкетирование проведено в 11 классе, опрошено 12 обучающихся, полученные данные отражены в таблице 1)
№ | Мотивация | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Самосохранение здоровья | 10 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 5 | 10 |
2 | Самосовершенствование | 7 | 8 | 8 | 10 | 3 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 9 |
3 | Двигательная активность | 6 | 10 | 10 | 9 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 | 8 | 7 | 10 |
4 | Долженствование (внутренний аспект) | 5 | 8 | 9 | 7 | 6 | 8 | 9 | 7 | 4 | 6 | 8 | 8 |
5 | Оценка окружающих (внешняя стимуляция) | 3 | 6 | 6 | 4 | 5 | 6 | 7 | 3 | 4 | 5 | 7 | 7 |
6 | Приобретение практических навыков | 7 | 7 | 6 | 2 | 6 | 7 | 8 | 5 | 9 | 6 | 8 | 9 |
7 | Общение | 5 | 7 | 9 | 10 | 7 | 6 | 8 | 10 | 8 | 7 | 10 | 10 |
8 | Доминирование | 10 | 8 | 10 | 6 | 4 | 4 | 9 | 8 | 4 | 7 | 6 | 8 |
9 | Физкультурно-спортивные интересы | 7 | 6 | 8 | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 | 7 | 6 | 4 | 9 |
10 | Соперничество | 5 | 6 | 8 | 9 | 3 | 9 | 8 | 8 | 6 | 7 | 9 | 9 |
11 | Удовольствие от движений | 8 | 8 | 10 | 10 | 4 | 10 | 8 | 8 | 10 | 6 | 9 | 10 |
12 | Игра и развлечения | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 7 | 10 |
13 | Подражание | 3 | 5 | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 | 3 | 5 | 8 | 5 | 8 |
14 | Привычка | 6 | 8 | 8 | 8 | 6 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 8 |
15 | Положительные эмоции | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | 9 | 6 | 8 | 10 |
Определен средний балл (5,2 до 9,2)
- "ведущий" мотив, если сумма баллов для него составляет 8 и более
- "средне выраженный" мотив, если сумма балов составляет от 5 до 7;
- "малозначимый" мотив, если сумма баллов составляет меньше 5.
Диаграмма показывает, что "ведущими мотивами" являются: игра и развлечения, удовольствие от движений, двигательная активность, общение, самосохранение здоровья, соперничество, положительные эмоции, самосовершенствование. К "средне выраженным" мотивам можно отнести следующие: долженствование, оценка окружающих, приобретение практических навыков, доминирование, физкультурно-спортивные интересы, подражание, привычка. Хотя если посмотреть отдельно на каждого тестируемого, то картина складывается несколько иная (таблица 2)
Мотив | Само- сохранение здоровья |
Само- совершенст- вование |
Двигательная активность | Долженст- вование (внутренний аспект) |
Оценка окружающих (внешняя стимуляция) | Приобретение практических навыков | Общение | Домини- рование |
Физкультурно- спортивные интересы |
Соперни- чество |
Удовольствие от движений | Игра и развлечения | Подражание | Привычка | Поло- жительные эмоции |
Ведущий | 9 | 7 | 6 | 4 | 7 | 6 | 3 | 7 | 10 | 8 | 3 | 5 | 9 | ||
Средне выраженный | 3 | 5 | 5 | 8 | 7 | 5 | 3 | 8 | 4 | 1 | 4 | 6 | 7 | 3 | |
малозначимый | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 |
(таблица 2)
Для некоторых юношей и девушек малозначимыми являются мотивы: самосовершенствование, долженствование, приобретение практических навыков, доминирование, удовольствие от движения, соперничество, подражание. А вот для десяти человек "удовольствие от движений" - ведущий мотив.
Попробуем сравнить выбор двух участников мониторинга. (диаграмма 2)
Диаграмма 2
Диаграмма дает возможность увидеть отношение к предмету. Более того позволяет предположить способность будущих выпускников к социализации. "Объект № 12" окончил школу с медалью, поступил в ВУЗ (необходимо заметить: не в своем регионе), успешно учится. "Объект № 5" поступил в техникум на заочное отделение, работает в частном предприятии, которое принадлежит их семье: ему не надо ничего добиваться, все уже сделано до него.
Реализация представленных задач третьего оздоровительного часа физкультуры позволит поднять процесс физического воспитания на более высокий качественный уровень и говорить уже не о физическом воспитании но, о более широком понятии - о "Физкультурном образовании школьников". Думается что внедрение в учебный процесс третьего урока физкультуры оздоровительной направленности нуждается в специальной разработке его научно-методическом обеспечении, структуры и содержания методики обучения учащихся оздоровительными упражнениями, регламентацией нагрузок, системой контроля за успешностью учебного процесса, что в конечном итоге сыграет немало важную роль в социализации выпускников школы