Цели:
Образовательные:
- сформировать представление о разрушении в природе твердых горных пород под воздействием определенных факторов;
- познакомить со свойствами твердых тел при нагревании и охлаждении посредством проведения опыта;
- закрепить знания о факторах, загрязняющих воду и мерах по ее охране;
Развивающие:
- развивать долговременную память, мышление внимание, наблюдательность;
Воспитательные:
- развивать любознательность, интерес к естествознанию.
Оборудование: иллюстрации с изображением гор, скалы, спиртовка, монета, дощечка по диаметру монеты, пинцет.
Тип урока: комбинированный: урок приобретения новых знаний, умений и закрепления изученного материала
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
«Удивительное вещество» Викторина предполагает ответы “да” или “нет”.
Да – хлопок
Нет – молчок
- Может ли вода двигаться вверх? (да) Круговорот воды в природе.
- Можно ли принести воды в решете? (да) Когда она замёрзнет
- Вода в морях и океанах пресная? (нет) Солёная
- Может ли вода стать товаром?
- Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? (да)
Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались?
- Строить очистные сооружения.
- Не загрязнять открытые водоёмы.
- Беречь воду.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: Бережно относиться к воде.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ На сколько вопросов вы дали правильные ответы.
Проверка домашнего задания | |
Работа во время урока | |
Проверочная работа | |
Итог |
III. Сообщение темы урока, постановка цели урока.
– какую большую тему мы изучаем? (тела, вещества, частицы)
– в каком состоянии вещества в природе мы можем наблюдать? ( жидком, твёрдом, газообразном)
– Например: газообразное тело ….. ВОЗДУХ из каких веществ состоит? (азот, кислород, углекислый газ)
– Что происходит с частицами воздуха при нагревании? (расширяются – удаляются)
– Что происходит с частицами воздуха при охлаждении? (сжимаются – сближаются)
– А что происходит с частицами воды при нагревании и охлаждении? ( расширяются – удаляются)
– А как мы убедились во всех этих свойствах газообразных и жидких веществ? (Проделали опыты)
– Мы с вами изучили свойства газообразных и жидких веществ. Как вы думаете свойство каких веществ мы будем изучать сегодня? (Твёрдых)
– Что для этого нужно знать? (Понятия: тела, вещества, частицы, свойства веществ)
– Что для этого нужно уметь? (Наблюдать, сравнивать, делать выводы.)
СЛАЙД С ТЕМОЙ «Как разрушаются камни?»
Тема сегодняшнего урока: «Как разрушаются камни?»
– На какой вопрос нужно ответить? (Как они разрушаются?)
– Значит есть причины по которым происходит разрушение?
– Какую цель ставим перед собой? узнать как разрушаются камни?
IV. Актуализация опорных знаний.
Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «камень»?
Работа в группах: запишите 5 существительных ассоциируемых со словом «камни».
Проверка задания – фронтально.
Горы, скалы, утёс, вулкан, вершины и т.д.
– какие горы в России вы знаете? (Кавказ, Уральские, Саяны, Алтай, вулканы п-о Камчатка)
- Самые высокие горы в России – Кавказские горы их высота до 5000 м, многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты снегом. Здесь находится самая высокая гора в России Эльбрус. У неё две вершины высота первой – 5642 м, второй – 5621 м.
- На полуострове Камчатка находится вулкан Ключевская Сопка высотой – 4750 м. Всего на полуострове 28 вулканов.
- Горы Алтай и Саяны достигают высоты 4 с половиной метров. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.
- Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской». Потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Они самые древние и самые низкие: менее 2000 м.
Как вы думаете почему эти горы такие низкие и пологие ?
V. Как разрушаются камни.
От чего разрушаются эти горы?
Дети высказывают предположения: осадки, ветер, солнце.
На доске таблички перевёрнутые: температура, вода, ветер, растения.
– Теперь нам нужно уточнить, как же каждая причина разрушения действует.
1. ТЕМПЕРАТУРА
Что это значит? Либо нагревается, либо остывает.
ОПЫТ Проблема: Как ведут себя твёрдые тела при нагревании?
Опыт: Монета проходит между гвоздями, после нагревания нет.
Вывод: твёрдые тела при нагревании расширяются.
А если остудить монету? Попробовать просунуть её между гвоздями?
Вывод: при охлаждении твёрдые тела сжимаются.
VI. Закрепление.
1. Работа в рабочей тетради.
Задание: нарисуй как располагаются частицы твёрдых веществ при нагревании и охлаждении.
Проверка по слайду.
Физминутка.
Раз – подняться потянуться
Два – согнуться разогнуться
Три – руками три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
VII. Закрепление продолжение.
Беседа:
– А как вода разрушительно действует на камни?
Дети высказывают предположения: расширяется при замерзании.
– Как Ветер действует на камни?
Дети высказывают предположения: выветривает мелкие частички.
Вывод:
- Температура: нагреваются – остывают.
- Вода: лед расширяется, давит на стенки щели.
- Ветер – выветривание.
Работа по учебнику с. 63.
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 63.
- Воздействие температуры.
- Воздействие воды.
- Воздействие ветра.
Прочитайте самостоятельно, от какой ещё причины разрушаются камни?
ДЕТИ:
- Растения: корни.
На СЛАЙДЕ схема «Причины разрушения»
Как растолковать пословицу: «Капля камень точит»?
Найдите подтверждение ей в учебнике на с. 63.
Что остаётся после разрушения огромных скал?
Песок, глина, щебень.
Демонстрация образцов.
Где применяются эти вещества? В строительстве.
VIII. Проблемная ситуация.
Рисунки на камнях, оставленные людьми. Что с ними делать?
ОПЫТ: Если небольшого размера камешек сначала нагреть, потом остудить, потом опять нагреть, а потом остудить. Как думаете, что с ним произойдёт?
Появятся микро трещины.
А что нужно, чтобы этот камешек разрушился?
Чтобы прошло много лет.
IX. Рефлексия:
Ответьте на вопросы:
- От чего камни то сжимаются, то расширяются?
- Камни разрушаются в холодное время года?
- Чем шлифуют поверхность, чтобы она была гладкой? С чем сравнивают ветер и песок?
- Камни разрушаются в тёплое время года?
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ На Как вы работали на уроке..
Проверка домашнего задания | |
Работа во время урока | |
Проверочная работа | |
Итог |
X. Анализ степени усвоения.
Задание в тетради с. 27 №3. Проверка. Фронтально. Кто выбрал ответ А, Б, В.
Какой ответ выбрали. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. Кто работал на «5», «4» Молодцы!
XI. Итог урока.
– На экране слайд, вы должны указать причину разрушения камней.
XII. Домашнее задание.
- с. 62-64 пересказ.
- Какие профессии связаны с горами. Приготовить сообщение.