Интегрированный урок по теме "Деление суммы на число"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  1. учить решать выражения, содержащие деление суммы на число;
  2. решать задачи на движение разными способами, задачи, требующие выполнения деления суммы на число;
  3. продолжить работу над темой «Логические высказывания»;
  4. повторить устные приемы вычислений с многозначными числами, названия компонентов действий, разрядный состав числа;
  5. продолжить работу по нахождению заданных точек на координатном углу;
  6. повторить сравнение выражений путём вычислений или логических рассуждений;
  7. учить решать сложные уравнения;
  8. познакомить с некоторыми моментами из жизни Д.С.Лихачёва.

Развивающие:

  1. развивать логику, наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
  2. развивать любознательность;

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство гордости за историческое наследие нашего города и его жителей;
  2. воспитывать доброжелательное отношение к своим товарищам, самостоятельность, чувства справедливости, сострадания, красоты;
  3. учить делать выбор, не бояться трудностей, критически относится к себе.

Ход урока 

Организационный момент.

Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня у нас необычный урок.

Устный счёт с повторением нумерации.

Сегодня мы продолжаем работать по теме нашего предыдущего урока «Деление суммы на число». И этот урок мы с вами посвятим, а вот кому…? Надеюсь, это будет вашим первым открытием.

Поможет вам догадаться логический материал. У вас на партах лежат листочки с разными предложениями. Найдите среди них высказывания и в левом столбике отметьте «истина» или «ложь». (Дети читают предложения и объясняют свой выбор.)

          Для чего нужны новгородские летописи?          
  Время, проведённое в тюрьме, делает человека мягче и мудрее.  
  Человеческий мозг умирает последним.  
  Вопросы о прошлом задавать нельзя.  
  Слушать его – наслаждение.  

О чём урок? Тогда вот ещё одна подсказка. Работаем в тетрадях. Запишите число, «Классная работа». Начинаем.

Запишите число – 2009. Что вы можете сказать об этом числе? (четырёхзначное; состоит из цифр: 2, 0 и 9; разрядный состав; обозначает уходящий год)

Что вы знаете про этот год? Указом президента РФ В.В. Путиным этот год объявлен годом молодёжи. По итогам проекта «Имя России» этот год назван годом Александра Невского. Вспомните, почему – «Невский»? (одержал победу на берегах Невы)

Мы живём в великой стране и в замечательном городе, и мы можем гордиться очень многими нашими соотечественниками. Один из них – Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его имя носил 2006 год. Сегодняшний урок мы посвящаем Д.С. Лихачёву. (Приложение. Слайд 1)

28 ноября исполнилось 103 года со дня его рождения. В каком году родился Лихачёв? Составьте выражение, чтобы ответить на этот вопрос, и узнайте его значение.

Каждому числу будет присвоена буква. Итак, первый пример:

2009 – 103 = 1906 А (Слайд 2) 

Пример Запись
Запишите предыдущее число 2000. 2000 – 1 = 1999 К
44 умножьте на 11 и к полученному результату прибавьте 1500. 44 * 11 + 1500 = 1984 М
Найдите сумму 1100 и 814. 1100 + 814 = 1914 К
Делимое 19230, делитель 10, найдите частное. 19230 : 10 = 1923 А
Найдите сумму числа 1100 и произведения чисел 99 и 9. 1100 + 99 * 9 = 1991 И
Уменьшаемое 2000, вычитаемое 62, найдите разность. 2000 – 62 = 1938 Е
Запишите число, состоящее из 1 ед.т., 9 сот., 2 дес., 8 ед. 1928 Д

Вы узнаете, кем был Д.С. Лихачёв, если расположите числа в возрастающем порядке. (Дети читают: академик.)

Кто такой академик?

Попросим нам уточнить значение этого слова нашего друга – Толковый словарь.

Академик – это действительный член академии наук, имеющий учёную степень, много знающий. 

Работа по теме урока. 

Числа эти не случайны. Они являются датами из жизни Д.С. Лихачёва. Итак, начнём по порядку. Биография каждого человека начинается с детства. (Слайд 3)

Родился Д.С. Лихачёв в семье потомственных почётных граждан Санкт-Петербурга. Вечерами семья играла в лото, шашки, обсуждала прочитанные накануне произведения. Больше всего в семье любили другое. Что именно, вы узнаете, поработав с координатным углом. (Работа на листочках с координатным углом.)

Найдите точки с заданными координатами, которые я вам продиктую, соедините их и прочитайте слово. (Слайд 4)

Координаты: (5;7) – Б; (2;7) – А; (2;4) – Л; (5;4) – Е; (2;0) – Т.

Как называется геометрическая фигура, которую вы получили? На что похожа эта ломаная? Пятёрка ставится, когда работа выполнена на «отлично». Такие отличные воспоминания остались у Д.С. Лихачёва о балете. Послушайте.

Из воспоминаний Д.С. Лихачёва.

Первое представление, на котором я был, – «Щелкунчик», и больше всего меня поразил снег, падающий на сцене. Какое это великолепное зрелище! Потом я уже бывал вечерами и на взрослых спектаклях… С тех пор балетная музыка неизменно поднимает моё настроение. 

(Слайд 5) Каждую же весну семья Лихачёвых снимала дачу, увозя детей на свежий воздух. Любимым местом прогулок маленького Димы было местечко в Белых Стругах. Добираться туда нужно было несколько часов.

Мы сейчас решим из учебника задачу № 321 об одном рейсовом автобусе, который тоже отправляется на природу. (Дети читают про себя задачу из учебника на стр. 87.)

Какова скорость автобуса? Какой путь он проделал до остановки? Сколько километров он проехал после остановки? Что ещё известно в задаче? Нужное ли это данное? Как узнать время? Как узнать время до остановки? Как узнать время после остановки?

Решите задачу. Проверим. (Слайд 6) Внимательно посмотрите на запись. Как можно решить эту задачу по-другому? Какой способ рациональнее? (В тетрадях запись двух способов решения задачи.)

I способ            II способ
108:54 +162:54 = 5 (ч)
5ч + 20 мин = 5ч 20 мин
  (108 + 162) : 54 = 5(ч)
5ч + 20 мин = 5ч 20 мин

Осенью 1914 года Дима Лихачёв поступает в гимназию Человеколюбивого общества. По разным причинам ему пришлось поменять не одну школу.

Но каждый раз родители выбирали для сына не школу, а классного наставника. Мы сейчас говорим «классного руководителя». Поэтому Дима общается с замечательными учителями.

Из воспоминаний Д.С. Лихачёва.

Между учениками и преподавателями образовалась тесная связь, дружба, «общее дело». Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы озорство не повторялось.
Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером – как много все это значило для нас, мальчиков!

Физкультминутка.

Пожалуйста, встаньте.
Наклонитесь.
Пожалуйста, присядьте.
Встаньте.
Пожалуйста, встаньте.
Пожалуйста, улыбнитесь.
Садитесь, пожалуйста.

(Слайд 7) В 1923 году Дмитрий Лихачёв поступает в Ленинградский университет, начинает изучать историю литературы. В университете был один преподаватель, который говорил: «Вопросы о прошлом задавать нельзя. Существует только советская история».

И неизвестно, как бы сложилась в дальнейшем судьба Дмитрия Лихачёва, если бы он не стал посещать кружки по английской и славяно-русской литературе. Ведь

именно в них он научился «не бояться прошлого – рукописей», т.е. работать с подлинниками, и впоследствии, благодаря этому, написал много интересных работ.

Не будем забывать и мы о науке. Какая тема нашего урока? Сейчас вам предстоит не только вычислить, но и сделать правильный выбор способа действия и выбора знака: «больше», «меньше» или «равно». (Слайд 8)

(Дети записывают примеры в тетрадь, решают и объясняют способ решения.)

Вы сделали правильный выбор. Но, к сожалению, не всегда так бывает. Людям свойственно ошибаться. Страшно бывает, когда ошибки допускают судебные следователи.

В 1928 году, сразу после окончания университета и защиты двух дипломных работ, Дмитрий Лихачёв попадает в тюрьму. (Слайд 9)

Даниил Гранин так пишет об этом периоде жизни Д.С. Лихачева.

В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? – Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточали его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее.

После освобождения с Д.С. Лихачёва были сняты все обвинения.

(Слайд 10) А в 1938 году Д.С. Лихачёв начинает работать научным сотрудником в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, в котором проработал всю оставшуюся жизнь.

Но совсем скоро после поступления в Пушкинский дом начинается Великая Отечественная война. Семья Дмитрия Сергеевича остаётся в блокадном Ленинграде.

(Слайд 11) В семье 6 человек: его отец и мать, жена и двое его дочерей. В ноябре 1941 года стали выдавать 250 граммов хлеба – на взрослого и 125 грамм – на ребёнка. В семье хлеб делили поровну. Сколько приходилось граммов на каждого члена семьи? (Дети составляют числовое выражение, вычисляют. Счёт последнего действия записывается в столбик.)

(250 * 4 + 125 * 2) : 6 = (1000 + 250) : 6 = 208 (ост. 2 грамма)

Что получилось в остатке? 2 грамма хлеба! Это так мало, чтобы утолить постоянно мучивший людей голод. Той зимой в городе от голода умирали тысячи людей. Но Д.С. Лихачёв был верен себе. И в блокаду он работал.

Д.С. Лихачёв так пишет о блокаде:

«Человеческий мозг умирал последним. Когда переставали действовать руки и ноги, пальцы не застегивали пуговицы, мозг продолжал работать. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренне, от души мыслили, проявляли необыкновенную твердость».

(Слайд 12) Работал Д.С. Лихачёв много всегда. И всю жизнь учился. Шло время, и к нему пришла международная известность. Его голос приобретает авторитетное звучание.

Но он остаётся таким же человечным и открытым для людей. Его называют народным защитником. Ведь он старается помочь каждому, кто к нему обратиться с просьбой.

(Слайд 13) А в 1984 году его имя получила одна малая планета, открытая советскими астрономами – Lihachev 1969 TR-2.

Номер этой планеты мы узнаем, решив уравнение.

(Х + 123) : 3 = 1000
(Дети решают уравнение.)
Х = 2877

(Слайд 14) Народная любовь выражалась в присвоении Лихачёву самых престижных званий, в наградах и премиях, которые он заслужил каждым днём своей жизни.

Вся жизнь Дмитрия Сергеевича была тесно связана с родным городом. Поэтому в 1991 году решением СПб совета народных депутатов Д.С.Лихачёв получил звание первого почётного гражданина нашего города, вернув звание которое носили его родители.

Уйдя из жизни 30 сентября 1999 года, Д.С. Лихачев остался и в памяти тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей «великим островом русской культуры». Он похоронен на кладбище в Комарово под Петербургом.

Закрепление изученного. Рефлексия.

Ребята, что вы можете о Д.С. Лихачёве, как о человеке? (Слайд 15)

Проверим высказывания, с которыми вы работали в начале урока. Почему изменилось ваше мнение?

Последнее предложение – это тоже высказывание Даниила Гранина о своём лучшем друге – Д.С. Лихачёве. Сказать «истинно» оно или «ложно» вы сможете после того, как услышите голос этого великого человека.

(Звучит запись высказывания Д.С. Лихачёва о порядочности.)