Цели:
- учить ребёнка рассматривать не изолированные факты и явления, происходящие в природе и в жизни общества, а любую проблему решать, учитывая все возможные связи;
- формировать экологически грамотное осознание окружающего мира;
- воспитывать в детях экологическую культуру.
Оборудование: карточки с рисунками пейзажей, разных явлений природы. (Для разведения понятий: что хорошо, а что плохо).
Ход урока
1. Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
(Цель: определить тему урока.)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Ученик: О том, что хорошо, что плохо.
-О хороших поступках и плохих.
-О хороших людях и плохих.
-О воспитании.
Учитель: Да, мы будем говорить именно об этом.
2. Работа с карточками, подготовленными учителем в группах по 5 человек.
Учитель: Возьмите карточки и распределите в группы, что по-вашему хорошо, а что плохо. Докажите, почему.
(Разграничить: а) явления природы, б) деятельность человека).
Ученик: Землетрясения и извержения вулканов - это явления природы, здесь ничего не сделаешь, хотя учёные об этом могут предупредить заранее людей.
- А всё остальное зависит от человека. От его воспитания. От его отношения к природе.
Учитель: Вот мы и подошли к теме урока. Мы с вами будем говорить об экологическом воспитании.
На доске запись: Экологическое воспитание.
-Экология. Вы слышали такое слово? Где?
Ученик: По радио, в телепередачах, в разговорах, в газетах, журналах.
Учитель: Экология- наука о взаимосвязях природы и человека.
А как вы думаете, это молодая наука?
Ученик: Она появилась недавно. Чем человек больше берёт из природы, тем ей становится хуже. Природа сама уже не может залечивать свои раны.
Учитель: Сначала тревогу забили учёные, теперь врачи, журналисты и политики. Посмотрите и прочитайте на доске:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
ЭКОЛОГ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Учитель: Что можете сказать об этом?
Ученик: Я слышал о чернобыльской катастрофе, когда произошёл взрыв на атомной станции. Многие люди пострадали. Земля стала радиоактивной, вода и воздух заражены. Людям пришлось бросить свои дома и переселиться в другое место. А ветер разнёс заражённый воздух. Теперь многие из тех, кто находился на небольшом расстоянии от станции во время взрыва, болеют и умирают.
-А я слышала, как разлилась нефть в море и погибли морские животные и птицы.
-А вот в Сибири разлилась река и затопила дома.
-Нет это не экологическая катастрофа , а природное явление. Здесь люди не виноваты.
Учитель: А кто такой эколог?
Ученик: Эколог- это профессия. Это человек, который следит за порядком в природе, заботится о ней.
-А я слышал о таком движении, как «Гринпис». Люди защищают природу, спасают животных.
Учитель: А есть ещё другое движение «Гринтим»- зелёная команда- детское движение. Вы тоже многое можете сделать. Нельзя только на взрослых надеяться.
А что такое экологически чистые продукты?
Ученик: Экологически чистые продукты выращиваются без применения разных удобрений.
Учитель: В мире существуют такие фермы, где в землю не добавляют удобрения, продукция таких ферм имеет маркировку, гарантирует покупателю, что продукт выращен и переработан с использованием новых технологий. В России такие продукты продаются под торговой маркой «Светлодар»
К сожалению мы пока имеем только растительное масло, гречку и индийский чай.
Ученик: Ещё мебель. Одну можно покупать, а другая выделяет вредные для здоровья пары. И человек может заболеть.
-И одежда. В одной чувствуешь себя хорошо, а другая вредная, человек в ней чешется. Чувствует себя в ней плохо.
Учитель: Какой вывод предлагаете?
Дети предлагают, учитель записывает на доске.
Ученик: Меньше сыпать удобрений- погибают птицы, мелкие животные, вода загрязняется, овощи невкусные и человек может ими даже отравиться.
-Охранять всех животных и птиц. Многие уже занесены в Красную книгу, потому что их мало осталось или уже совсем нет.
-Закрыть многие заводы. Воду загрязняют, воду портят.
-Запретить выпуск удобрений. Здоровье у людей от них ухудшается.
Учитель: Охранять нужно всё живое, но нельзя же всю Землю объявить заповедником. Можно закрыть заводы. Если поля не обрабатывать, вредители съедят весь урожай, наступит голод. Где же выход? (Проблема, коллизия)
Ученик: Человек должен измениться.
Учитель: Человечество должно стать экологически грамотным.
В 1992 году в городе Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция по окружающей среде, которая приняла программу работ на 21 век. У этой программы две цели:
- высокое качество окружающей среды;
- здоровая экономика для всех народов мира.
Вывод: каждому человеку необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний, чтобы его деятельность и поведение было экологически осмысленным.
3. Физкультминутка.
4. Сообщение о работе предприятия ГУП МОС НПО «Радон» учеником.
5. Работа с дополнительным материалом «Секреты и диковинки окружающего мира».
Учитель: Прочитайте рассказ «Войди в природу другом» Коллективное обсуждение.
Что ещё скажете об экологическом воспитании?
Ученик: Нужно и самому беречь природу, и других останавливать и воспитывать.
6. Самостоятельная творческая работа в группах.
Учитель: Представьте, что вы экологи. Вам предстоит благоустроить наш посёлок. С чего вы начнёте? Что вы предложите сделать, чтобы наш посёлок стал ещё лучше? Не забудьте о прудах.
7. Защита проектов и обобщённый вывод.
8. Домашнее задание.
С.126-127, прочитать.
Подумать, как устроить свалку, если известно, что за год около тонны (1000 килограммов) отходов приходится на одного человека?
А бумага разлагается два года, фольга, металлическая банка - 200 лет. Пластиковая бутылка – никогда.