Цели:
- продолжить изучение темы “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”;
- через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное;
- через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- репродуктивный;
по источнику информации и характеру деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
по назначению и дидактическим задачам
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- повторение.
Структура урока:
- организационный момент;
- подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
- сообщение темы и цели урока;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
- Белорусская народная сказка “Музыкант-чародей” – слушание;
- Г. Гладков “Песенка бременских музыкантов” – исполнение;
- Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» – слушание;
- А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из сказки) – просмотр.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.
Ход урока
I. Оргмомент.
(Со звонком дети входят в класс.)
Учитель:
Как щедро льются эти звуки
Из-под небесной высоты,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.
(На экране компьютера приветствие (слайд 1) “Здравствуйте, юные любители музыки!”)
На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, что стало бы с литературой, если бы не было музыки. (слайд 2)
Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?
Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.
Учитель: (слайд 3) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
Учитель: У кого из русских поэтов много сказок?
Дети: У Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Давайте вспомним, как начинается одна из сказок.
(Отрывок из сказки «Руслан и Людмила»)
Учитель: Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
(Появляется (слайд 4 ), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки?
Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайды 5-6). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок
Назовите, из каких они сказок, и какую роль в них играет музыка?
Учитель: К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане”. (слайд 7) и сейчас вам предлагается послушать маленький отрывок из этой оперы и ответить на вопрос: кто изображен в этом фрагменте? (Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»)
Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? (слайд 8)
("Бременские музыканты" Братья Гримм)
– Какое место в ней занимает музыка и почему?
– Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)
– Какие песни звучат в мультфильме (исполнение «Песни друзей» с инсценировкой)
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его выводит … (СКРИПКА)
Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа – "Музыкант-чародей".(слайд 9)
(во время слушания сказки, на рабочем слайде , появляется название сказки. В определённом месте в сказке включается музыка (Н. Паганини «Каприччио»)
Сказка «Музыкант-чародей».
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.
(Сразу начинает звучать музыка в исполнении скрипки)
Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!
Учитель: Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?
– Какое место занимает музыка в сказке, и какую роль играет?
– Почему музыка в сказке сделала чудо?
– Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?
– Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?
Учитель: Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?
III. Итог урока.
Вывод: Сказка, и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
IV. Домашнее задание.
сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.
Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.
(читают стихотворение на фоне музыки А. Вивальди «Времена года. Зима»)
1 ученик:
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал –
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать.
2 ученик:
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
3 ученик:
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословенью
Я по небу лечу.
4 ученик:
Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
Учитель: (рефлексия) Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает?
Дети: цепи.
Учитель: на столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь.
Слайд 10 – “Спасибо за урок и до новых встреч, юные любители музыки!”
(Учащиеся выходят из класса под музыку.)