Правописание приставок и предлогов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать у детей чёткое представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека.
  2. Формировать умение отличать предлог от приставки.
  3. Способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости.

Ход урока

I. Повторение изученного.

На доске записаны слова:

ворс, в…сна, видный, взм…рье, в…дич...ка, (В,в)ася

У. Прочитайте написанные на доске слова. Определите, какое из них может быть лишним?

Д. Лишнее слово видный, так как оно прилагательное, а остальные слова существительные.

Д. Лишнее слово ворс, так как в нём все согласные твёрдые, а в остальных словах есть мягкие и твёрдые согласные.

Д. Лишнее слово Вася, так как оно пишется с заглавной буквы, а остальные – со строчных.

Д. Лишнее слово водичка, так как в нём есть сочетание чк, а в других словах его нет.

У. Молодцы, ребята! Все варианты ваших ответов верны!

II. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается в каждом из этих слов. Назовите эти буквы.

Д. Сегодня мы будем писать букву е. Она является безударной гласной в слове весна.

Д. Сегодня мы будем писать букву о. В слове водичка она является безударной гласной.

Д. Так же мы будем писать букву в. Она есть во всех написанных на доске словах.

У. Определите порядок следования букв в этой цепочке:

ево ове ево…

Д. В этой цепочке поочерёдно пишутся три буквы: строчная е, строчная в, строчная о. В каждой ячейке строчная е и строчная о меняются местами.

( Ученики выполняют данное задание в тетрадях.)

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске следующая запись:

(до)ехал (до) б…рёзы
(по)бежал (по) д…ревне
(про)читал (про) гор…д
(от)мёл (от) комн…ты
(под)полз (под) ябл…ню
(на)кричал (на) с…баку
(пере)бежал (перед) м…ашиной

У. Внимательно прочитайте написанные словосочетания. Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

Д. Слова в словосочетаниях можно разделить на слова из словарика и не из него.

У. Напишите слова из словаря, группируя их по любому признаку.

Д. Слова с непроверяемой безударной гласной е: берёза, деревня.

Д. Слова с непроверяемой безударной гласной а: комната, машина.

Д. Слова с непроверяемой безударной гласной о: город, яблоня, собака.

У. На какие ещё две группы можно разделить слова в словосочетаниях?

Д. Данные слова можно разделить на слова с приставками и предлогами.

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

IV. Изучение нового материала.

У. Ещё раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками.

Д. Доехал, побежал, прочитал, отмёл, подполз, накричал, перебежал.

У. Что такое приставка, для чего она служит?

Д. Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У. Как пишется приставка с корнем?

Д. Приставка с корнем пишется слитно.

У. Как найти приставку в слове?

Д. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с с другой приставкой.

У. Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки.

Д. Доехал – ехал, проехал; побежал – бежал, убежал; прочитал – читал, зачитал. И т.д.

У. Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

Д. До берёзы, по деревне, про город, от комнаты, под яблоню, на собаку, перед машиной.

У. Что такое предлог? Для чего он служит?

Д. Предлог – это слово. Он служит для связи слов в предложении.

У. Как пишется предлог с другими словами?

Д. Предлог с другими словами пишется раздельно.

У.Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Д. До (чего?) берёзы, до маленькой берёзы.

Д. По (чему?) деревне, по большой деревне.

Д. Про (что?) город, про старинный город и т.д.

У. Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?

Д. Чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, надо между ними вставить вопрос или другое слово.

У. Объединитесь в малые группы (четверки) и обобщите то, о чём мы рассуждали, используя данную таблицу.

(Выслушиваются выступления групп)

V. Физминутка.

На доске записаны слова:

Для сестры, переплыл, в столе, закричал, в углу, по ковру, заплясал, почернел, до опушки, заплела, от берега, с горы, покатил.

У. Если я назову слово с предлогом, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки – на поясе.

VI. Закрепление.

У. Откройте учебник на странице 6, № 10. Внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

Д. Нужно прочитать и объяснить, что стоит в скобках: приставка, предлог или часть корня. Списать, раскрывая скобки.

У. Работать будем в парах сменного состава. Желательно сменить двух напарников.

(Ребята работают в парах сменного состава. Алгоритм работы не проговаривается, так как данная форма работы им знакома. Но на каждом столе лежит памятка с алгоритмом работы в паре сменного состава.)

У. Сейчас мы проверим как вы выполнили это задание. ( Текст записан на доске, дети раскрывают скобки, доказывая свой выбор. Каждый проверяет свою работу, а затем оценивает её в соответствии с критериями ( критерии оценок учитель фиксирует на доске).

VII. Итог урока.

Рефлексия.