Сценарий урока "Как к людям хлеб пришел?"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнить с тем, как это делалось в старину.
  2. Сформировать представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости включения их в рацион, развивать речь и мышление ребёнка, выражать свои мысли и чувства.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка хлебных изделий, книг, круп; на блюдцах – зёрна ржи, пшеницы, овса.

К уроку есть презентация 20 слайдов (среда Power Point, Word) Приложение

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Повернулись друг к другу,
Улыбнулись друг другу.
У всех хорошее настроение
Всем хочется узнать что-то новое.

2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.

Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)

Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)

(слайд)

Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)

нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд)

Ученица (слайд)  

Каравай земли и неба на твоём столе
Ничего сильнее хлеба нету на земле.       
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок.

3. Актуализация знаний по теме         

Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем хлеб подносим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.

Ученик:                   

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше
Хлеб-кормилец пища наша.

Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд)           (Ответы детей)

«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)

4. Сообщение нового материала

Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).

Я предлагаю вам послушать одну легенду

Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.

А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.

Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)

Игра: «Каравай»

Как на богатый урожай
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины  
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай

Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.

Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)

Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

  • Практическая работа. Игра: «Знатоки»

На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?

Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.

Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?

О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?

  • Работа по теме урока

В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины

Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)

Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.

Как вспахивали землю в старину?

(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)

(слайд)

А сейчас?

Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.

А как сеяли раньше?

К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Покажите (слайд)

А сейчас?

К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)

Что необходимо для жизни и роста растений?

(Солнце, дождь.)

  • Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:      
-пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.

Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)

Пшеница созрела.

А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)

А сейчас?

На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.

Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)

Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)

А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)

Мука готова. Что дальше?

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин

(слайд)

5. Упражнения по закреплению материала

Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)

Ученица                   

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)

-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.

Как нужно относиться к хлебу?

6. Подведение итогов

(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Использованная литература

  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
  2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
  3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
  4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
  5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.