Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Структура урока: интегрированный урок.
Форма урока: урок-практикум-путешествие.
Технология: на ситуативной основе (игровой).
Целями урока являются:
1. Образовательные:
- формирование навыков правописания и самоконтроля;
- обобщение и повторение темы.
2. Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность учащихся;
- чуткое, бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать активную жизненную позицию.
3. Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций учащихся.
Оборудование: магнитная доска, таблицы, фотографии птиц, пейзажи осеннего леса, диск Чайковского «Времена года».
Методы, которые учитель применял в процессе работы:
- проблемный (на уровне минутки чистописания);
- поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский.
Форма организации: игра-путешествие.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Всем «Доброе утро», хочу я сказать,
Хочу я вам, дети, добра пожелать.
Вот солнышко встало и дарит нам свет!
Дети: Мы «Доброе утро» Вам скажем в ответ!
Учитель: Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Подарите друг другу лучик доброты, пожалуйста, запомните, что «Все самое прекрасное на земле от солнца, а самое доброе от человека». Пусть эти слова М. Пришвина станут девизом нашего урока-путешествия!
Итак в путь! На дворе межсезонье. Осень не сдает своих прав. Я предлагаю все расставить по местам и приглашаю в путешествие. Будем провожать осень.
II. Чистописание. Постановка целей и задач.
Запись на доске:
Пп Тт Бб Ее Пушкин, Тютчев, Баратынский, Есенин
Учитель: Как думаете, с чем связан выбор этих фамилий?
Дети: Эти поэты писали стихи об осени, восхищались, грустили или не любили ее.
Учитель: Почему первый в этом ряду Пушкин?
Дети: Осень – его муза, она его вдохновляла.
твт тввт ет ешь ем ете ут ют
Учитель: Что может скрываться под этими листочками?
Дети: Думаем, что окончания ит, им, ишь, ите.
Учитель: Так может назовете тему урока?
Дети: Правописание личных окончаний глаголов (Учитель открывает тему на доске)
Учитель: Какие задачи поставим и будем решать на уроке?
Дети: Будем учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов и закрепим ранее изученные орфограммы.
Учитель: Верно, сегодня закрепим изученное и испытаем удовольствие от полученных знаний.
Что же повторили, написав 2 строчки чистописания?
Дети: Правописание имен собственных, правописание звонких и глухих парных согласных в конце слов, личные окончания глаголов первого и второго спряжения.
III. Актуализация прежних знаний. Работа над предложением.
Учитель: Начнем экскурсию с прогулки. А чтобы правильно одеться, посмотрим в окно.
В осенн… ненаст…е семь п…год/т(?) на дв…ре: се…т, ве…т, крут…т, мут…т, во…т, сверху полива…т и снизу подм…та…т.
Учитель: Что должны мы знать, чтобы выполнить без ошибок?
Дети: Что глаголы первого спряжения имеют окончания: ет, ешь, ем, ете, ут, ют. А второго спряжения: ит, ишь, им, ите, ат, ят. И еще надо помнить о глаголах-исключениях.
Учитель: На доске, ребята, записана народная примета.
У каждого человека своя осень – и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить картину, музыку, стихи очень близкие вашей личной осени.
Учитель: Давайте зайдем в осенний лес. Он приготовил нам свои задания – поговорки.
Дуб сбрасыва…т л…ству - (к) пох…л…данию.
[Ас'энˉ'ий марос ни выдав'ит сл'ос]
Октябрь землю п…крывает л…стком и сн…ж/ш(?)ком.
Учитель: Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор, последнее предложение разберите по членам и частям речи.
IV. Физкультминутка.
Учитель: В этом году снежок к нам не спешит.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились,
Им холодно, поди!
Учитель: Давайте позовем снежок своими движениями!
Дети выполняют движения в такт стихотворению.
Летите снежинки, спускайтесь с небес! (руки подняты вверх, трясут кистями)
Окутайте снегом и поле, и лес! (медленно приседают и поднимаются)
Метель, помоги нам! Метель, покружи! (кружатся вокруг своей оси)
Снежинок пушистых ты нам покажи! (делают летательные движения)
Учитель:
Ты пляши, пляши ,метелица, пляши!
Урожаи будут летом хороши!
V. Формирование умений и навыков.
Учитель: Первые снежинки принесли вам новое задание. Такой видит осень Ф.И. Тютчев. Скрасьте осеннюю грусть, объясните орфограммы.
Л…динка хрус…н…т звонко,
Крикн…т птица тонко.
Будто есть (по)прос…т –
Всюду брод…т осень.
Гнезда черные пусты.
Пор…дели все кусты
Ветер лист…я нос..т.
Стон…т, плач…т ос…нь!
Учитель: Первые снежинки позвали с собой друзей.
Отгадайте загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Учитель: Эта яркая птичка приготовила вам задание «Зоркий глаз».
см…рка…тся комоч..к на опушк… (не)гре…т снежоч…к с ветк… стел…тся воробыш…к в сугроб… (по)дыш…м пенеч…к в созвезд… (за)м…та..т костероч…к о сн…жинк…
У доски работают три человека.
Учитель: Ребята, предлагаю эту работу выполнить в 2 зонах: достижений и сомнений. В зоне достижений вы имеете возможность продемонстрировать свои знания самостоятельно. Работающему в зоне сомнений я помогу, т.к. материал совсем новый.
Давайте спрогнозируем как мы справимся. (дети дают свои прогнозы)
Учитель: У всех разные самооценки, но я в вас очень верю!
VI. Физкультминутка.
На доске большая снежинка. На парте у каждого ученика – маленькая.
Учитель: Посмотрите какие чудесные снежинки опустились к вам на парту. Они предлагают вам зарядку для глаз. (Звучит медленная мелодия)
- Посмотрите на большую снежинку на доске. Следите за моей указкой.
- Положите маленькую снежинку на левую ладонь, смотрите на нее только глазами, не поворачивая головы.
Теперь поменяйте руки. - Закройте глаза, представьте ее.
Вот она только что покинула облако. Такая маленькая, хрупкая, беззащитная, совсем как вы. Расправила ручки-звездочки, легко парит и любуется землей. Коснется твоей щечки. Передаст привет из Космоса, освежит и растает. - Откройте глазки.
VII. Закрепление знаний.
Учитель: Тишину нарушает птичий голос. Попробуем отгадать хозяйку голоса?
Вертит…ся, стрекоч…т,
Весь день хл…поч…т. (сорока)
Учитель: Сорока закодировала маршрут своих полетов за день. Подберите ключик и выполните задание.
от м…кушк… ёлк…
на дуб… , топол… и сирен…
у проруб… на речк…
на изгород… у калитк…
Учитель: Везде нужно успеть, чтобы не остаться голодным. Ведь поздняя осень такое тяжелое время для пернатых друзей. Как труден путь перелетных птиц! А все ли хорошо складывается зимой на родине?
Учитель:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
VIII. Творческое задание.
Учитель: От каких глаголов откажемся, ребята, заходя в лес, на луг?
Дети: Разорять, убивать, мешать и т.д.
1) Задание: замени глаголы антонимами
Невол…м – … (освобождаем)
Разруша…м – … (строим)
Срыва…м – … (сажаем)
Вредим – … (помогаем)
2) Учитель: Пройдем по лесу не хозяином, а другом, исправим чьи-то ошибки, оставим добрый след!
Задание: Запиши под диктовку.
Пр…шли в лес, пр…вязали сучок, пр…градили путь огню, пр…крыли чье – то гнездо, пр…сели на пенек. Пр…добрые дела, пр…красные поступки расскажут людям о том, что к природе лучше всего прикасаться сердцем!
Учитель: Правописание какой орфограммы повторили? Аргументируйте.
Дети: Правописание приставок пре- и при-.
IX. Итог урока.
Учитель:За вашей работой весь урок наблюдал Вопросик. Он дождался своей очереди. Посекретничаем с ним?
Дети разгадывают кроссворд с ключевым словом Доброта.
- Птица – санитар леса (Дятел)
- Водяной воробей (оляпка)
- Белоствольное дерево (береза)
- Дерево с яркими ягодами (рябина)
- Птица, парящая выше всех (орел)
- Птица, спящая в снегу (тетерев)
- Птица – символ счастья (аист)
Учитель: Доброта – единственное оружие против зла. Ей спасать наш хрупкий мир. Это очень трудно, но ведь мы ей поможем! И пусть тысячи птиц расправляют крылья и взмывают в воздух. От их звонкоголосых стай мир станет добрее и чище.
Ребята, спасибо вам за урок! Кто услышал очень близкие вашей душе слова, тех я поздравляю со счастливой встречей. А кому удалось для себя найти новые осенние приметы, это тоже замечательно. Мы говорим осени «До свидания». У каждого в жизни свое место. А вам всем спасибо за урок!
О чем расскажете отсутствующим? Как думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?