Задачи урока:
- Ознакомление учащихся с новым понятием «план местности».
- Познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, города Казани, Дрожжановского района.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края, привычку соблюдать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» часть 1-я.; Хрестоматия; ТСР №1; цветные карандаши, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Минутка гармонии.
Я желаю вам всем добра.
Вы желаете мне добра.
Если вам будет трудно,
Я вам помогу.
2. Актуализация знаний учащихся.
По дороге в школу я случайно услышала такой разговор трех мальчиков.
Первый мальчик: Я не боюсь отправить в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.
Второй мальчик: А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю еще иностранный язык.
Третий мальчик: А я знаю еще третий язык – географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.
- Как вы думаете, с кем из ребят можно смело путешествовать? Почему ? (Ответы учащихся).
- Что такое карта?...
- Как вы понимаете язык карты?..
- Что обозначают на карте различные цвета?..
- Что обозначают другие условные знаки?
Учитель показывает рисунки с изображением различных географических объектов (река, равнина, море, озеро, гора, остров) и их условные изображения на карте. Выбирают из списка слов на доске: река, равнина, озеро, гора, остров – нужное слово, записывают его в тетрадь. Когда задание выполнено, осуществляется взаимопроверка в парах.
3. Изучение нового материала.
Беседа. Совершая полет на вертолете, вид который видят сверху, можно изобразить на листе бумаги. Это изображение называется планом местности. С помощью такого плана можно легко добраться до нужного места.
Работа со словарем.
-Посмотрите в словариках, что такое план местности. (ст. 126)
На плане , как правило, изображается очень небольшая часть поверхности земли с помощью определенных условных обозначений.
(Дальнейший разбор нового материала является не столько применением знаний в новой учебной ситуации, сколько игрой.)
Ориентируясь по плану, можно совершить экскурсии в любые города.
И первая наша заочная экскурсия по городу Москве.
- Чтобы совершить путешествие по городу и легко ориентироваться, что нам необходимо? (план города)
<1 – слайд>
Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда нам хочется.
- Что вы знаете о городе Москве?...
Город Москва – столица нашей Родины. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы – реки. Основал город Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости.
Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой – рекой. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.
Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения.
Нельзя не любоваться и башнями Кремля.
<2-4- слады> (Башни Кремля)
Всего двадцать башен. Хоть и есть между ними сходства, но у каждой свое лицо и своя история.
Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский.
Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.
<5 – слайд> ( Успенский собор)
<6 – слайд> (Архангельский собор)
< 7 – слайд> (Благовещенский собор)
< 8- слайд> (Колокольня Ивана Великого)
Площадь трех соборов – в ее современном виде – возникла в конце 15 века при великом московском князе Иване 3. О смелом, волевом и решительном человеке. У каждого собора - свой облик и назначение.
<9 - 10- слайды> (Достопримечательности города Москвы)
Много прекрасного в Кремле, обо всем сразу не узнаешь. Мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностями Кремля и города Москвы.
Физминутка.
А сейчас, мы отправляемся на заочную экскурсию в столицу Татарстана, город Казань.
-Покажите на карте город Казань.
- Ребята, а вы знаете, как произошло название этого города?(ответы учащихся).
Сейчас, нам об этом расскажет Миннебаева Энже. Она заранее получила задание, ходила в библиотеку и приготовила сообщение о том, как произошло название города Казани.
Казань – столица Республики Татарстан.
О времени освоения существуют различные мнения, наиболее реальной является следующая версия: Казань заложена булгарским царем Ибрахимом в 1177году, как военная крепость Булгарии.
Нет единого мнения и о происхождении названия Казани.
Первая версия. Одни связывают ее с современным значением котел – место расположения города напоминает котловину, котел.
Вторая версия. Другие выводят ее из углубившийся в землю реки Каз – ган (Казанки)
Год освоения – 1920г., природные богатства – нефть, газ, каменный уголь, торф, леса, протекают большие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.
В Казани очень много учебных заведений, памятников.
<11 – слайд> (Карта города Казани)
<12-14– слайды> (Достопримечательности г. Казани)
Вот и завершилось маленькое путешествие по городу Казани.
Продолжаем наше путешествие по местам, где мы живем.
- Как называется село, где мы живем? (ответы учащихся)
О том, как произошло название нашего села, расскажет нам Хусаинова Алина.
Село Дрожжаное расположено на левом берегу реки Цильна. Наш район находится на расстоянии 212 км от города Казани.
О возникновении названия нашего села существует несколько версий.
Первая версия. Несколько веков назад около реки Цильна остановились три брата, они выбрали для жилья место, где недавно проводились праздники «Сабан – туй», по правую сторону реки было болото, и они назвали Дрожжаное (Чупрэле).
Вторая версия. Существует другая версия. 400, 450 лет назад Алпай, Алмакай и Салмакай пришли на это место и остановились около одного ручейка отдохнуть и напиться воды, один из них попробовал воду и сказал как дрожжи кислая вода, после этого эту местность стали называть Дрожжаное (Чупрэле).
- Ребята, какие достопримечательности имеются в нашем районе? (Ответы учащихся).
<15 – слайд> (Карта Дрожжановского района)
<16 - 20 – слайды> (Достопримечательности села Старое Дрожжаное)
В нашем селе имеются: две школы, большая больница, дом культуры, две библиотеки , почта, музей, а в центре села находится вечный огонь где каждый год 9 мая мы празднуем День Победы. А в 2010 году исполнится 65 лет, как наши советские солдаты одержали победу над фашистами.
В годы Великой Отечественной войны из нашего района ушли на фронт свыше12 тысяч человек, из которых погибло или пропало без вести более 7 тысяч человек. Наш район гордится своими Героями Советского Союза: Зарифом Алимовым, Семеном Уганиным, Нуруллой Фазлеевым, Исмагилом Хакимовым, Петром Юхвитовым .
<21 - 26 – слайды>
(Герои Великой Отечественной Войны Дрожжановского района: Алимов Зариф Закирович, Хакимов Михаил (Исмагил) Кобирович, Уганин Семен Артемьевич, Фазлаев Нурулла Гарифуллович, Юхвитов Петр Сергеевич)
4. Закрепление пройденного материала.
Работа в тетради для самостоятельной работы (ТСР).
Задание №15 (учащиеся должны начертить план села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа) Сравнить свой маршрут с соседом по парте.
5. Рефлексия.
Я очень довольна вашей работой, и работой выступивших учащихся.
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое у вас настроение?
6. Домашнее задание.
Составить свой план маршрута от дома до школы.
Благодарю за сотрудничество.