Открытый урок. Тема: "План местности"

Разделы: Начальная школа, Экология


Задачи урока:

  • Ознакомление учащихся с новым понятием «план местности».
  • Познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, города Казани, Дрожжановского района.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края, привычку соблюдать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» часть 1-я.; Хрестоматия; ТСР №1; цветные карандаши, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Минутка гармонии.
Я желаю вам всем добра.
Вы желаете мне добра.
Если вам будет трудно,
Я вам помогу.

2. Актуализация знаний учащихся.

По дороге в школу я случайно услышала такой разговор трех мальчиков.

Первый мальчик: Я не боюсь отправить в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

Второй мальчик: А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю еще иностранный язык.

Третий мальчик: А я знаю еще третий язык – географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.

- Как вы думаете, с кем из ребят можно смело путешествовать? Почему ? (Ответы учащихся).

- Что такое карта?...

- Как вы понимаете язык карты?..

- Что обозначают на карте различные цвета?..

- Что обозначают другие условные знаки?

Учитель показывает рисунки с изображением различных географических объектов (река, равнина, море, озеро, гора, остров) и их условные изображения на карте. Выбирают из списка слов на доске: река, равнина, озеро, гора, остров – нужное слово, записывают его в тетрадь. Когда задание выполнено, осуществляется взаимопроверка в парах.

3. Изучение нового материала.

Беседа. Совершая полет на вертолете, вид который видят сверху, можно изобразить на листе бумаги. Это изображение называется планом местности. С помощью такого плана можно легко добраться до нужного места.

Работа со словарем.

-Посмотрите в словариках, что такое план местности. (ст. 126)

На плане , как правило, изображается очень небольшая часть поверхности земли с помощью определенных условных обозначений.

(Дальнейший разбор нового материала является не столько применением знаний в новой учебной ситуации, сколько игрой.)

Ориентируясь по плану, можно совершить экскурсии в любые города.

И первая наша заочная экскурсия по городу Москве.

- Чтобы совершить путешествие по городу и легко ориентироваться, что нам необходимо? (план города)

<1 – слайд>

Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда нам хочется.

- Что вы знаете о городе Москве?...

Город Москва – столица нашей Родины. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы – реки. Основал город Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой – рекой. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором – тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Шли годы. Все чаще стали появляться в Кремле каменные строения.

Нельзя не любоваться и башнями Кремля.

<2-4- слады> (Башни Кремля)

Всего двадцать башен. Хоть и есть между ними сходства, но у каждой свое лицо и своя история.

Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский.

Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

<5 – слайд> ( Успенский собор)

<6 – слайд> (Архангельский собор)

< 7 – слайд> (Благовещенский собор)

< 8- слайд> (Колокольня Ивана Великого)

Площадь трех соборов – в ее современном виде – возникла в конце 15 века при великом московском князе Иване 3. О смелом, волевом и решительном человеке. У каждого собора - свой облик и назначение.

<9 - 10- слайды> (Достопримечательности города Москвы)

Много прекрасного в Кремле, обо всем сразу не узнаешь. Мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностями Кремля и города Москвы.

Физминутка.

А сейчас, мы отправляемся на заочную экскурсию в столицу Татарстана, город Казань.

-Покажите на карте город Казань.

- Ребята, а вы знаете, как произошло название этого города?(ответы учащихся).

Сейчас, нам об этом расскажет Миннебаева Энже. Она заранее получила задание, ходила в библиотеку и приготовила сообщение о том, как произошло название города Казани.

Казань – столица Республики Татарстан.

О времени освоения существуют различные мнения, наиболее реальной является следующая версия: Казань заложена булгарским царем Ибрахимом в 1177году, как военная крепость Булгарии.

Нет единого мнения и о происхождении названия Казани.

Первая версия. Одни связывают ее с современным значением котел – место расположения города напоминает котловину, котел.

Вторая версия. Другие выводят ее из углубившийся в землю реки Каз – ган (Казанки)

Год освоения – 1920г., природные богатства – нефть, газ, каменный уголь, торф, леса, протекают большие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.

В Казани очень много учебных заведений, памятников.

<11 – слайд> (Карта города Казани)

<12-14– слайды> (Достопримечательности г. Казани)

Вот и завершилось маленькое путешествие по городу Казани.

Продолжаем наше путешествие по местам, где мы живем.

- Как называется село, где мы живем? (ответы учащихся)

О том, как произошло название нашего села, расскажет нам Хусаинова Алина.

Село Дрожжаное расположено на левом берегу реки Цильна. Наш район находится на расстоянии 212 км от города Казани.

О возникновении названия нашего села существует несколько версий.

Первая версия. Несколько веков назад около реки Цильна остановились три брата, они выбрали для жилья место, где недавно проводились праздники «Сабан – туй», по правую сторону реки было болото, и они назвали Дрожжаное (Чупрэле).

Вторая версия. Существует другая версия. 400, 450 лет назад Алпай, Алмакай и Салмакай пришли на это место и остановились около одного ручейка отдохнуть и напиться воды, один из них попробовал воду и сказал как дрожжи кислая вода, после этого эту местность стали называть Дрожжаное (Чупрэле).

- Ребята, какие достопримечательности имеются в нашем районе? (Ответы учащихся).

<15 – слайд> (Карта Дрожжановского района)

<16 - 20 – слайды> (Достопримечательности села Старое Дрожжаное)

В нашем селе имеются: две школы, большая больница, дом культуры, две библиотеки , почта, музей, а в центре села находится вечный огонь где каждый год 9 мая мы празднуем День Победы. А в 2010 году исполнится 65 лет, как наши советские солдаты одержали победу над фашистами.

В годы Великой Отечественной войны из нашего района ушли на фронт свыше12 тысяч человек, из которых погибло или пропало без вести более 7 тысяч человек. Наш район гордится своими Героями Советского Союза: Зарифом Алимовым, Семеном Уганиным, Нуруллой Фазлеевым, Исмагилом Хакимовым, Петром Юхвитовым .

<21 - 26 – слайды>

(Герои Великой Отечественной Войны Дрожжановского района: Алимов Зариф Закирович, Хакимов Михаил (Исмагил) Кобирович, Уганин Семен Артемьевич, Фазлаев Нурулла Гарифуллович, Юхвитов Петр Сергеевич)

4. Закрепление пройденного материала.

Работа в тетради для самостоятельной работы (ТСР).

Задание №15 (учащиеся должны начертить план села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа) Сравнить свой маршрут с соседом по парте.

5. Рефлексия.

Я очень довольна вашей работой, и работой выступивших учащихся.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какое у вас настроение?

6. Домашнее задание.

Составить свой план маршрута от дома до школы.

Благодарю за сотрудничество.