Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями «клиническая смерть» и «реанимация», причинами их возникновения и профилактикой подобных явлений.
- Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при клинической смерти, практически отработать эту ситуацию на муляже.
Оборудование:
- карточки «Оказание реанимационной помощи»,
- муляж в виде куклы для И.В.Л. и массажа сердца;
- видеофильм «Оказание первой медицинской помощи при утоплении»;
- мультимедийное оборудование;
- презентация №1.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Ход урока
I. Организационный этап.
Слайд №1
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями, как: реанимация, биологическая и клиническая смерть, причины прекращения сердечной деятельности. Научимся с помощью манекена оказывать первую медицинскую помощь при клинической смерти.
II. Изучение новой темы.
Учитель. Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением дыхания и кровообращения.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока, новые термины и правила оказания первой медицинской помощи при прекращении сердечной деятельности.
Слайд №2
Различают 2 основных этапа смерти:
- клиническая;
- биологическая.
Клиническая смерть - состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Продолжительность состояния клинической смерти - 4-6, в среднем 5 мин. У детей - 3-4 мин. В течение этого времени человек еще ЖИВ, и может быть возвращен к полноценной жизни. Клиническая смерть сменяется биологической смертью.
Биологическая смерть или истинная - необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях, при которой восстановление жизненных функций невозможно.
Слайд №3
Причинами внезапного прекращения сердечной деятельности и дыхания могут стать:
- поражение электротоком;
- утопление;
- сдавливание (закупорка) дыхательных путей;
- инфаркт миокарда;
- тяжелая травма жизненно важных органов;
- острое отравление;
- удушье;
- общее замерзание;
- различные виды шока.
3 коротких периода клинической смерти:
- начальный - 10-15 с после прекращения кровообращения (симптомы: потеря сознания после остановки кровообращения, судороги, отсутствие пульса на сонных артериях);
- период прогрессирования (16-60 с) (симптомы: зрачки расширены, реакция на свет отсутствует, дыхание отсутствует (часто));
- период угасания (2-5 минуты) (воскоподобный цвет кожи заострившегося носа, мертвенно бледный или землисто-серый цвет кожи лица, заостренные черты лица, расслабление произвольной мускулатуры).
Слайд №4
5 основных признаков диагностики клинической смерти:
- отсутствие сознания;
- отсутствие дыхания (проверить с помощью зеркала, которое запотеет, если его поднести ко рту или носу);
- отсутствие сердечной деятельности (прощупывание пульса на сонных артериях (расположены по обеим сторонам шеи вдоль горла и пищевода) или бедренных;
- расширение зрачков;
- отсутствие реакции зрачков на свет.
При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-лёгочной реанимации.
Слайд №5,6
Реанимация (от лат. aпimatio - оживление), восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Проводится при клинической смерти (в первые 4-6 мин с момента прекращения дыхания и кровообращения; позже появляются необратимые изменения в центральной нервной системе, и наступает биологическая смерть).
Реанимация - это предупреждение биологической смерти.
Основные задачи 1 реанимационной помощи:
- Поддержка и восстановление функций мозга.
- Выведение организма из клинической смерти (путем восстановления деятельности сердца, возобновления кровообращения, восстановления дыхания).
Главные направления реанимации:
- насыщение крови умирающего кислородом;
- восстановление циркуляции крови, насыщенной кислородом.
Основные приемы оживления при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания:
- восстановить проходимость дыхательных путей;
- начать искусственную вентиляцию легких;
- приступить к массажу сердца.
III. Просмотр видеофильма (Оказание первой медицинской помощи при утоплении).
А перед тем, как мы с вами на практике отработаем приемы оживления, давайте посмотрим видеофильм о том, как правильно, поэтапно оказать первую медицинскую помощь при утоплении.
IV. Закрепление нового материала.
Слайд №7,8
- Что такое пульс? (периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца).
- В каких местах лучше всего прощупывается пульс? ( на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка).
- У здоровых людей максимальное кровяное давление – около 120 мм рт. ст., минимальное – 70-80 мм рт.ст.
- Повышение кровяного давления – гипертония, понижение – гипотония. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
Слайд №9
- Практикум «Как проверить пульс».
Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:
- Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
- Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
- Пульс на шее (горле) находится в ложбинке пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.
Слайд №10-12
- Практикум «Непрямой массаж сердца».
- Положить ладонь на грудину на 2-3 см. выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
- Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 2-3 см.
- Выполнить 10-15 надавливаний на грудину с частотой 40-80 раз в минуту.
- Начинать следующее надавливание можно только после того, как грудина полностью вернется в исходное положение.
Учащиеся выполняют практическое задание под руководством учителя на манекене, определяя с помощью сигнальной лампочки правильность его выполнения.
Слайд № 13
- Практикум «Искусственная вентиляция легких».
Наиболее эффективно использование для искусственной вентиляции легких специальных аппаратов, с помощью которых в легкие вдувается воздух. При отсутствии таких аппаратов искусственную вентиляцию легких проводят различными способами, из которых наиболее распространен способ: «изо рта в рот».
Слайд № 14-15
- Уложить пострадавшего на спину, чтобы его воздухоносные пути были свободными для прохождения воздуха. Для этого его голову максимально запрокинуть назад.
- Раскрыть рот, затем очистить салфеткой ротовую полость от слюны или рвотных масс и приступить к искусственной вентиляции.
- На открытый рот положить в один слой салфетку (носовой платок).
- Зажать пострадавшему нос, сделать глубокий вдох, плотно прижать свои губы к губам пораженного, создав герметичность, с силой вдуть воздух ему в рот (как можно больше, до полного расправления легких).
Учащиеся выполняют практическое задание под руководством учителя на манекене, определяя с помощью сигнальной лампочки правильность его выполнения.
- Практическая отработка реанимационных действий.
Учащиеся должны попробовать самостоятельно провести реанимационные действия в группе из 2-3 человек, меняясь. Один проводит непрямой массаж сердца, второй - искусственное дыхание, третий - поддерживает голову пострадавшего, находясь справа от него, будучи в постоянной готовности сменить одного из реаниматоров.
Слайд № 16
Правила выполнения:
- На 10-15 надавливаний на грудину необходимо сделать 2-3 вдоха И.В.Л.
- Для быстрого возврата крови в сердце - приподнять ноги пострадавшего.
- Для сохранения коры головного мозга - приложить холод к голове.
- Для удаления воздуха из желудка - надавить кулаками на область пупка.
V. Итог урока.
Сделать основные выводы по теме.
Мы на сегодняшнем уроке показали свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к практической отработке реанимационных действий. Благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться.
Слайд № 17
Давайте вспомним «азбуку» элементарной реанимации:
- Проверить у пострадавшего наличие пульса на сонной артерии.
- Проверить наличие дыхания.
- Уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность, расстегнуть одежду, стесняющую грудь, обеспечить свободную проходимость дыхательных путей.
- Встать рядом с пострадавшим слева от него на колени.
- Если нет пульса на сонной артерии и дыхания, срочно приступить к реанимации, начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- Проводить реанимацию до прибытия врачебной помощи.
VI. Домашнее задание.
Провести обучение членов своей семьи правилам реанимации в случае клинической смерти.