Цели урока:
- расширить понятия учащихся о вязании;
- дать представление об орнаменте в вязаных изделиях;
- познакомить учащихся с традиционными видами художественных ремесел народов ханты и манси;
- научить составлять схемы орнамента и вязать орнамент;
- развивать умения принимать самостоятельные решения;
- воспитывать уважение к местным традициям и ремеслам;
- формирование позитивного отношения к здоровью (профилактика зрения, осанки, утомления).
Методы обучения: Метод регулируемого учения, метод когнитивного инструктирования.
Форма обучения: Групповая.
Оборудование: спицы, пряжа, демонстрационный стенд, миллиметровая бумага.
Наглядные пособия: образцы вязок орнаментов, орнаменты народов ханты и манси, инструкционные карты, схемы орнаментов.
Образовательный продукт: образцы вязаных орнаментов народов Западной Сибири.
Ход урока
Организационный момент.
1.1. Отметить отсутствующих, определить дежурных.
Разбить учащихся на звенья по 2-3 человека, назначить в группах старших из числа наиболее дисциплинированных учащихся и поручить им контроль за правильностью выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности труда.
Вводный инструктаж.
2.1. Целевые установки. Сообщение темы и цели урока.
2.2. Мотивация. Показ практической значимости вязания на спицах.
2.3. Актуализация опорных знаний.
2.4. Выполнение разноуровневых заданий.
Карточка №1
Что собой представляет чулочная вязка?
На бумаге в клетку составьте схему узора резинки 1 * 1
Свяжите образец "шахматки" 4*4.(Для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).
Карточка № 2
Что собой представляют кромочные петли, для чего они предназначены?
На бумаге в клетку составьте схему узора платочной вязки.
Свяжите образец чулочной вязки. (для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).
Карточка № 3
Что собой представляет платочная вязка?
На бумаге в клетку составьте схему узора чулочной вязки.
Свяжите образец платочной вязки (для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).
Карточка № 4
Что собой представляет узор "шахматка"?
На бумаге в клетку составьте схему узора "шахматки" 4*4.
Свяжите образец резинки 1*1. (Для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).
Карточка №4
2.5.Терминологический диктант.
1.Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов это _____________________________________________.
2.Ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент это _________________________________________________.
3.Объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание это ___________________________________________________.
4.Петля, которую снимают в начале ряда, называют _____________________________.
5. Нарисуйте условные обозначения лицевой и изнаночной петель.
2.6.Формирование ориентировочной основы деятельности.
2.6.1. Характерные черты орнаментов народов России.
2.6.2. Символика в орнаменте.
2.6.3. Традиционные виды художественных ремесел народов ханты и манси.
2.6.4. Правила безопасной работы.
2.6.5. Физкультминутка. Профилактика осанки.
2.6.6. Техника выполнения орнамента.
2.6.7. Демонстрация выполнения орнамента.
Слово "орнамент" в переводе с латинского означает "художественное украшение". Самостоятельного значения орнамент не имеет. Им украшают, оформляют изделия прикладного искусства, одежду, предметы быта и т. д.
Орнамент всецело зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется украшаемое им изделие.
Характерная особенность орнамента - ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. С помощью орнамента изделию можно придать определенный смысл, значение.
Для построения орнамента можно использовать геометрические формы: (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности и т. д.); растительные мотивы (листья, цветы и т. д.), изображения животного мира, а также фигуру человека в очень обобщенной форме.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры данного народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.
Язык народного орнамента богат и самобытен, каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные форма флоры и фауны.
Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых били охота и рыболовство преобладают орнаменты с условными изображениями мифологических образов животных и птиц, их следов. Солярные же знаки (солнце, луна. Звезды) встречаются практически у всех народов, независимо от рода их традиционной хозяйственной деятельности.
Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображения птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.
Условные символы и знаки
Люди издавна изображали явления природы, определенные понятия условными знаками символами.
Народы нашего региона на протяжении многих веков создавали богатую и своеобразную культуру.
С большим мастерством и изобретательностью, используя местные природные материалы (мех, кожу животных, бересту, дерево, рог оленя и т. п.), жители Севера делали и делают разнообразную, искусно орнаментированную одежду. Обувь, посуду, предметы, связанные с охотой, рыбной ловлей и другими промыслами. Можно встретить и изделия из рыбьей кожи, циновки из травы и камыша, полотна из крапивного волокна, сосуды, сплетенные из корня кедра.
Существовало традиционное разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты и отливали металлические украшения в формах. Орнамент ханты и манси давно привлекает к себе внимание своей оригинальностью и художественными достоинствами - богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений.
Хорошо известным во многих группах ханты и манси является орнамент под названием "соболь". Если для постороннего человека это просто геометрическая фигура, узор, то для представителя северного народа это лесной зверек - соболь.
"Красный соболь" - образ богини. Это один из известных освященных образов.
Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования
Подберите стул по росту и поставьте его на расстоянии 20-30 см от стола.
Садитесь друг от друга на расстоянии 30-40 см.
Сидите во время вязания свободно, не сутулясь, немного наклонив голову вперед.
Спица - острый предмет, ее можно поранить лицо, руки, исколоть пальцы,
Поэтому:
А) очень острые спицы следует притупить на верхних концах;
Б) спицы на нижнем конце должны иметь головку или металлическую петлю;
В) нельзя играть спицами;
Г) спицы в портфеле нужно держать в горизонтальном положении.
Физкультминутка. Проводится упражнение для профилактики осанки.
Техника выполнения орнамента
Орнаменты чаще всего выполняют чулочной вязкой по рисунку, нанесенному на бумагу в клетку. Ряды и столбики клеток на бумаге обозначают ряды и столбики петель на вязанном полотне.
Нить, из которой вывязывается само полотно, называется основной. Все остальные нити другого цвета, участвующие в образовании рисунка, называются узорными.
Чтобы ввести узорную нить, необходимо ее закрепить, то есть кромочную петлю не снимают, а провязывают узорной нитью (лицевой петлей). В плоском вязании, нечетные ряды вяжут лицевыми петлями, а четные - изнаночными.
По изнаночной стороне образуются стежки - протяжки, длина, которых не должна превышать 5-7 петель, в противном случае они будут провисать.
Демонстрацию вязания орнамента выполняю при помощи больших спиц, изготовленных из проволоки большого диаметра и в качестве пряжи использую бельевую веревку двух цветов.
Закрепление изученного материала.
1. Какой вязкой выполняется орнамент?
2. Как называется нить, из которой вывязывают само полотно?
3. Что обозначают символы в орнаментах?
4. Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать?
5. Рассказать о технике выполнения орнамента.
3. Практическая работа.
3.1. Преобразование орнаментов народов ханты и манси для вязания спицами.
3.2. Вязание орнаментов.
4. Текущий инструктаж.
4.1. Целевые обходы: соблюдение правил безопасной работы; правильное выполнение приемов работы.
5. Заключительный инструктаж.
5.1.Самоконтроль и самооценка результатов работы.
5.2. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок, объяснение их причин и способов устранения.
5.3. Выставление оценок.
5.4. Домашнее задание. Закончить образец орнамента.
6. Рефлексия.
7. Уборка рабочих мест.