"Орнамент в вязанных изделиях урок"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • расширить понятия учащихся о вязании;
  • дать представление об орнаменте в вязаных изделиях;
  • познакомить учащихся с традиционными видами художественных ремесел народов ханты и манси;
  • научить составлять схемы орнамента и вязать орнамент;
  • развивать умения принимать самостоятельные решения;
  • воспитывать уважение к местным традициям и ремеслам;
  • формирование позитивного отношения к здоровью (профилактика зрения, осанки, утомления).

Методы обучения: Метод регулируемого учения, метод когнитивного инструктирования.

Форма обучения: Групповая.

Оборудование: спицы, пряжа, демонстрационный стенд, миллиметровая бумага.

Наглядные пособия: образцы вязок орнаментов, орнаменты народов ханты и манси, инструкционные карты, схемы орнаментов.

Образовательный продукт: образцы вязаных орнаментов народов Западной Сибири.

Ход урока

Организационный момент.

1.1. Отметить отсутствующих, определить дежурных.

Разбить учащихся на звенья по 2-3 человека, назначить в группах старших из числа наиболее дисциплинированных учащихся и поручить им контроль за правильностью выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности труда.

Вводный инструктаж.

2.1. Целевые установки. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Мотивация. Показ практической значимости вязания на спицах.

2.3. Актуализация опорных знаний.

2.4. Выполнение разноуровневых заданий.

Карточка №1

Что собой представляет чулочная вязка?

На бумаге в клетку составьте схему узора резинки 1 * 1

Свяжите образец "шахматки" 4*4.(Для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).

Карточка № 2

Что собой представляют кромочные петли, для чего они предназначены?

На бумаге в клетку составьте схему узора платочной вязки.

Свяжите образец чулочной вязки. (для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).

Карточка № 3

Что собой представляет платочная вязка?

На бумаге в клетку составьте схему узора чулочной вязки.

Свяжите образец платочной вязки (для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).

Карточка № 4

Что собой представляет узор "шахматка"?

На бумаге в клетку составьте схему узора "шахматки" 4*4.

Свяжите образец резинки 1*1. (Для образца наберите 20 петель + 2 кромочные).

Карточка №4

2.5.Терминологический диктант.

1.Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов это _____________________________________________.

2.Ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент это _________________________________________________.

3.Объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание это ___________________________________________________.

4.Петля, которую снимают в начале ряда, называют _____________________________.

5. Нарисуйте условные обозначения лицевой и изнаночной петель.

2.6.Формирование ориентировочной основы деятельности.

2.6.1. Характерные черты орнаментов народов России.

2.6.2. Символика в орнаменте.

2.6.3. Традиционные виды художественных ремесел народов ханты и манси.

2.6.4. Правила безопасной работы.

2.6.5. Физкультминутка. Профилактика осанки.

2.6.6. Техника выполнения орнамента.

2.6.7. Демонстрация выполнения орнамента.

Слово "орнамент" в переводе с латинского означает "художественное украшение". Самостоятельного значения орнамент не имеет. Им украшают, оформляют изделия прикладного искусства, одежду, предметы быта и т. д.

Орнамент всецело зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется украшаемое им изделие.

Характерная особенность орнамента - ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. С помощью орнамента изделию можно придать определенный смысл, значение.

Для построения орнамента можно использовать геометрические формы: (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности и т. д.); растительные мотивы (листья, цветы и т. д.), изображения животного мира, а также фигуру человека в очень обобщенной форме.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры данного народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

Язык народного орнамента богат и самобытен, каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные форма флоры и фауны.

Если для творчества народов, тесно связанных с земледелием, характерен растительный орнамент, то в прикладном искусстве народов, основным занятием которых били охота и рыболовство преобладают орнаменты с условными изображениями мифологических образов животных и птиц, их следов. Солярные же знаки (солнце, луна. Звезды) встречаются практически у всех народов, независимо от рода их традиционной хозяйственной деятельности.

Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображения птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.

Условные символы и знаки

Люди издавна изображали явления природы, определенные понятия условными знаками символами.

Народы нашего региона на протяжении многих веков создавали богатую и своеобразную культуру.

С большим мастерством и изобретательностью, используя местные природные материалы (мех, кожу животных, бересту, дерево, рог оленя и т. п.), жители Севера делали и делают разнообразную, искусно орнаментированную одежду. Обувь, посуду, предметы, связанные с охотой, рыбной ловлей и другими промыслами. Можно встретить и изделия из рыбьей кожи, циновки из травы и камыша, полотна из крапивного волокна, сосуды, сплетенные из корня кедра.

Существовало традиционное разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты и отливали металлические украшения в формах. Орнамент ханты и манси давно привлекает к себе внимание своей оригинальностью и художественными достоинствами - богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений.

Хорошо известным во многих группах ханты и манси является орнамент под названием "соболь". Если для постороннего человека это просто геометрическая фигура, узор, то для представителя северного народа это лесной зверек - соболь.

 

"Красный соболь" - образ богини. Это один из известных освященных образов.

Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования

Подберите стул по росту и поставьте его на расстоянии 20-30 см от стола.

Садитесь друг от друга на расстоянии 30-40 см.

Сидите во время вязания свободно, не сутулясь, немного наклонив голову вперед.

Спица - острый предмет, ее можно поранить лицо, руки, исколоть пальцы,

Поэтому:

А) очень острые спицы следует притупить на верхних концах;

Б) спицы на нижнем конце должны иметь головку или металлическую петлю;

В) нельзя играть спицами;

Г) спицы в портфеле нужно держать в горизонтальном положении.

Физкультминутка. Проводится упражнение для профилактики осанки.

Техника выполнения орнамента

Орнаменты чаще всего выполняют чулочной вязкой по рисунку, нанесенному на бумагу в клетку. Ряды и столбики клеток на бумаге обозначают ряды и столбики петель на вязанном полотне.

Нить, из которой вывязывается само полотно, называется основной. Все остальные нити другого цвета, участвующие в образовании рисунка, называются узорными.

Чтобы ввести узорную нить, необходимо ее закрепить, то есть кромочную петлю не снимают, а провязывают узорной нитью (лицевой петлей). В плоском вязании, нечетные ряды вяжут лицевыми петлями, а четные - изнаночными.

По изнаночной стороне образуются стежки - протяжки, длина, которых не должна превышать 5-7 петель, в противном случае они будут провисать.

Демонстрацию вязания орнамента выполняю при помощи больших спиц, изготовленных из проволоки большого диаметра и в качестве пряжи использую бельевую веревку двух цветов.

Закрепление изученного материала.

1. Какой вязкой выполняется орнамент?

2. Как называется нить, из которой вывязывают само полотно?

3. Что обозначают символы в орнаментах?

4. Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать?

5. Рассказать о технике выполнения орнамента.

3. Практическая работа.

3.1. Преобразование орнаментов народов ханты и манси для вязания спицами.

3.2. Вязание орнаментов.

4. Текущий инструктаж.

4.1. Целевые обходы: соблюдение правил безопасной работы; правильное выполнение приемов работы.

5. Заключительный инструктаж.

5.1.Самоконтроль и самооценка результатов работы.

5.2. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок, объяснение их причин и способов устранения.

5.3. Выставление оценок.

5.4. Домашнее задание. Закончить образец орнамента.

6. Рефлексия.

7. Уборка рабочих мест.