Мастер-класс на тему "Формирование целостной картины мира на уроках окружающего мира у младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


1.Лекционная часть

(Презентация. Слайд 1)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги.

Хочу начать со слов Р. Декарта: “Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”.

(Презентация. Слайд 2)

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные дети любознательны и хорошо информированы. Но их знания часто, как правило, не систематизированы и раздроблены. Ребенок порой знает о явлениях и событиях, происходящих вдали от его дома, больше, чем об окружающих предметах. Поэтому цель курса – систематизация опыта, полученного детьми. Стараюсь сделать так, чтобы мои ученики ощущали себя участниками жизни, чтобы у них сформировалась привычка объяснять и осмысливать свой опыт.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?

Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть, даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом (знания останутся “островками без мостиков”). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. У них при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые “островками незнания”), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. Рассмотрим урок “открытия” новых знаний. Пройдемся по этапам, а чуть позже рассмотрим на практическом примере, как уже в первом классе помогаю ребятам осмысливать свой опыт, устанавливая мостики между “островками незнания”.

(Презентация. Слайд 3)

Первый этап – актуализация знаний

В отличие от традиционного урока я на этом этапе не только и не столько проверяю полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагаю ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. Важно обратить внимание на форму задавания вопросов на актуализацию знаний. Наиболее интересен вариант, когда вопрос задается в виде конкретной ситуации (задачи), а не просто требуется назвать, то или иное понятие или определение. Например, вместо просьбы к ученикам вспомнить различие рек и озер можно попросить их объяснить, как плывущему в лодке Мише узнать, выплыл ли он из реки в озеро.

Или это можно сделать следующим образом:

  • попросив учащихся вспомнить, что им может пригодиться по данной теме;
  • попросив учащихся узнать понятие или закон по определению или формулировке;
  • попросив учащихся дать определение или формулировку тому или иному понятию или закону;
  • используя творческие задания (задачи) для проверки степени усвоения важнейших понятий, законов, правил;
  • загадав любое понятие в виде загадки (следует помнить, что загадка – это чаще всего кратко завуалированное афористическое определение предмета или явления природы).

Второй этап – постановка проблемы

Главное требование к поставленной проблеме – ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего выбрать проблемную ситуацию, которая понятна и доступна школьникам, она должна обычно возникать в классе при попытке объяснить увиденный опыт, применить известные знания в новой ситуации.

Существует три способа формулировки проблем: через проблемную ситуацию, подводящий диалог или сообщение с мотивирующим приемом.

Третий этап урока посвящен совместному “открытию” знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Существует 3 способа поиска решения:

– побуждающий диалог (выдвижение школьниками гипотез и их проверка), подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог.

После совместного открытия важнейших знаний на этом этапе важную роль во 2-4 классах играет работа с учебниками-тетрадями. После обсуждения побуждающих версий (гипотез) детей, учитель просит проверить их правильность с помощью книги, в этом случае появляется мотивация к чтению. Ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Четвертый наиболее продолжительный этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего, разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

И последний этап рефлексия.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. Ведь каждый из школьников выполнял свое задание и им при обсуждении результатов работы, надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

Подвести предварительный итог работе по данной теме можно не
сколькими способами:

  • вспомнить важнейшие понятия в данной теме, связь их друг с другом и с другими темами;
  • поделиться опытом решения задач из учебника-тетради.

Окончательный итог подводится после выполнения каждым учащимся необходимого объема заданий. Наличие форм фиксами выполнения заданий в учебнике-тетради позволяет каждому ученику заниматься в своем индивидуальном темпе.

2. Практическая часть

– Для “мастер-класса” предлагаю тему 1 класса, приглашаю желающих побыть в роли учеников на сцену. (Коллеги выходят на сцену и рассаживаются за парты).

(Презентация. Слайд 4)

Фрагмент урока

Первый этап – актуализация знаний и мотивация

– Представьте, что сейчас декабрь. (Обращаюсь к коллегам – “ученикам”) Так как этот урок и должен проходить в это время.
– Впереди замечательный праздник. Какой? (Новый год)
– Предлагаю украсить окна снежинками, которые не тают.
– Приглашаю желающих вырезать снежинки. (Раздаю ножницы, бумагу).

(В то время, пока “ребята” вырезают снежинки, учитель декламирует стихотворение на фоне слайд- шоу).

(Презентация. Слайд 5)

В час предрассветный добрый волшебник
Тихо по городу шел …
В инее стали ветви березок,
А на земле белоснежный ковер.
Белый ковер укрывает дорожки,
В инее чудном деревья стоят.
Добрый волшебник, незримый художник
Город одел в белоснежный наряд.

– Какие красивые и разные получились у вас снежинки. Какие разные вы, так и в природе вы никогда не найдете двух одинаковых снежинок. Можете пройти к окну и приклеить свои снежинки. (Пока “ученики” приклеивают снежинки, комментирую для слушателей).

В школе детям часто отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им не интересно или не понятно, так зачем им это надо знать. Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать. Поэтому моя задача – спровоцировать учащихся на задавание вопроса “Почему?”, а потом уже помочь найти на него ответ. Но ведь вопрос вопросу рознь. Хочется привести притчу об умении задавать вопросы:

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
– Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.

Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
– Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: “Могут”.

Так, и я учу детей задавать вопросы, чтобы они не боялись их задавать, я убеждаю их в том, что задавать вопросы – это полезно, больше узнаешь по ответам.

Поощряю детей, задающих вопросы: “Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь”. Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы.

– Вернемся к уроку.

Второй этап – постановка проблемы

Ребята, когда вы смотрите на снежинки, какие вопросы у вас возникают? (Почему они такие разные? Откуда берутся снежинки? Кто их делает?.....

– Столько интересных вопросов вы задали. В течение урока мы постараемся дать ответ на все интересующие вас вопросы.

(Презентация. Слайд 6)

– Вспомните сказку “Морозко”, откуда брался снег? (Из перины Деда Мороза).
– Какая перина была у Деда Мороза?
– Кто из вас ловил снежинки на ладонь?
– Какой вопрос у вас возникал?
– А откуда они там берутся? (Выслушиваем все гипотезы детей).
– Можем ли точно ответить на этот вопрос? (На доске появляется знак?)
– Постараемся к концу урока найти точный, ОТКУДА БЕРЕТСЯ СНЕГ? (Вопрос вывешиваем как тему урока)
– Снежинки, это что? (Если не ответили, задать вопрос: “Что произойдет со снежинкой на ладони?”)

Третий этап – “открытие” новых знаний

Проделаем опыт. У меня в чайнике горячая вода. Наливаем ее в пустую вазу. (Вазу берем большую и прозрачную, или используем аквариум).

– Что вы видите? (Пар поднимается вверх).

– А если воду долго кипятить, что с ней произойдет? То есть вода превращается в пар, если ее нагревать.

– Накроем вазу сухой крышкой, а сверху положим лед. Давайте внимательно будем смотреть, что происходит. (Желательно крышку взять стеклянную и плоскую)

– На что в природе это похоже? Верно на облака. Поднимем крышку.

– Что вы увидели?

– Какой у вас возник вопрос? (Откуда взялись капельки?)

– Что лежит на крышке? (Лед). Что произошло с паром? Отчего?

– На какое явление в природе это похоже?

– Верно, так получается дождь?

(На доске появляется опорная схема. Приложение 1.)

– Что выступает в роли чайника в природе?

– Кто готов выйти к доске и попробовать рассказать, что на схеме изображено. (Круговорот воды в природе. Табличка с записью вывешивается на доске).

А зимой идет испарение?

– Как вы думаете, что произойдет с мокрым бельем, если его вывесить на улицу?

– Помните два дня назад, я вам предложила вывесить на улицу полотенце, сейчас оно нам пригодится.

– Хорошо, зимой воду на земле никто не нагревает, и она не испаряется? (Достаем полотенце из-за окна).

– Какой у вас возникает вопрос?

– Молодцы, вы следите за ходом мыслей.

– “Куда же девалась вода?”

– Зимой тоже идет испарение, только гораздо дольше.

– А везде сейчас зима?

– А из Африки могут к нам приплыть облака?

– Каким образом?

– Пар в виде облаков может ветер принести. Вот облака набрали много капелек воды, превратились в тучи. Тучи дождевые. Им тяжело, и капли начинают падать на землю. А у нас снег.

– Какой вопрос возник? (Почему идет снег, а не дождь?...)

– А что будет, если мы эти капельки сейчас вынесем на улицу? (Выставляем за окно крышечку, снятую с демонстрационной вазы).

– Молодцы, они превратятся в лед.

– А что зимой с неба падает лед?

– Нет.

(Снежинки – это замерзший пар, который так и не успел превратиться в воду. А если пар превращается в воду и от холода замерзает, то с неба падают градинки. Такое происходит летом. А форма снежинок зависит от температуры воздуха. Приложение 2) – ЭТО сообщение может прочитать заранее подготовленный ребенок.

(Презентация. Слайд 7 и 8)

(Обращаюсь с вопросом к слушателям.)

– ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С КИПЯЩЕЙ ВОДОЙ, если в 20 градусный мороз выплеснуть ее из ковшика на улицу резким движением вверх?

Видеоролик опыта. (Приложение 6).

(Сделайте опыт с ребятами в мороз от -20 и ниже. Вскипятите воду и резким движением вверх, выплесните кипяток вверх, стойте на ступеньках, крыльце, будьте внимательны не обожгитесь сами, не обожгите детей, пусть они стоят в стороне, или наблюдают из окон. Вы получите искусственный снег.)

Физкультминутка

Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше-выше.
Воздух тучи охлаждает.
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.
Покружились звездочки в воздухе немножко.
Сели и растаяли на моей ладошке.
                                                    (Анкушина Л.Ф.)

(Презентация. Слайд 9)

Четвертый этап – практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

(Обучающиеся заранее или в данный момент делятся на 3 группы и начинают работу по маршрутным листам, паре детей даем отдельное задание ).

(Приложение 3)

(Приложение 4)

(Приложение 5)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПАРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(Пара работает самостоятельно, с проверкой по “эталону”.)

Детям выдаются разрезанные на части картинки (круговорот воды в природе), им необходимо их правильно наклеить, чтобы ответить на вопрос урока (Откуда снег?). Затем они выходят к доске и показывают, что у них получилось. А эталон висит на доске. (Приложение 1).

А объяснение всему зачитывают ребята из 1 группы.

(Презентация. Слайд 10)

Во время работы “детей”, поясняю слушателям, чем они занимаются.

– Подведем итог. (Группы докладывают о проделанной работе).

(Презентация. Слайд 11)

Вы просмотрели фрагмент урока, первый класс, а мы затронули такие серьезные темы, как 3 состояния вещества (2 класс), Круговорот воды в природе (3 класс), между этими понятиями ребенок выстраивает мостики.

(Презентация. Слайд 12)

А когда мы соединяем с фундаментальными основами – живой природой, неживой природой, рукотворной природой, ЗАКОНАМИ ФИЗИКИ, не называя их, а показывая на опытах, мы создаем паутину связей. А это и есть не что иное, как ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА, таким образом, уже в первом классе мы навели мосты между островками знаний. А все это в совокупности и есть формирование целостной картины мира

(Презентация. Слайд 13)