Программа элективного курса по алгебре "Решение систем трех линейных уравнений с тремя неизвестными"

Разделы: Математика


Рецепта, как решать любое уравнение или систему уравнений, не существует. Обычно поступают так: с помощью разного рода преобразований и логических рассуждений сводят эту задачу к одной или нескольким попроще. Новые уравнения тоже сводят к еще более простым и так до тех пор, пока не дойдут до таких, способ решения которых уже известен. В школьном курсе алгебры изучается решение линейных, квадратных, биквадратных уравнений. При решении систем уравнений с двумя неизвестными учащиеся применяют различные методы: метод подстановки, метод сложения, функционально-графический метод, метод сравнения.

Математическая подготовка играет большую роль в общем образовании современного человека, особенно у выпускников профильных классов математического направления. У учащихся, серьезно занимающихся математикой, возникает вопрос: существуют ли еще какие-либо методы решения систем уравнений с двумя и более неизвестными. Один из вариантов решения этой проблемы – изучение элективного курса по данной теме. Элективный курс рассчитан на 12 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, причем изучение предлагается в двух вариантах: в форме лекций или занятий-презентаций. [Материал для этих занятий взят из литературы, предлагаемой для учителя] [см. Приложение 2, презентацию PowerPoint]. Для вырабатывания у учащихся навыков по данной теме предусмотрены занятия-практикумы, на которых учащимся предлагается решить тестовые, кодированные задания, тренировочные упражнения, составленные автором [см. Приложение 1].
Данный курс предназначен для учащихся десятых классов. Цель элективного курса – углубление и расширение знаний учащихся по теме «Решение систем линейных уравнений».

Основные задачи курса

  • Расширить, систематизировать, закрепить знания учащихся о решении систем трех линейных уравнений с тремя неизвестными;
  • сформировать представление о матрицах, определителях;
  • выработать навыки в выполнении действий над матрицами, вычислении определителей;
  • развивать учебно-коммуникационные умения;
  • продолжить формирование умений анализировать, решать предложенные задачи.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

  • понятие «матрица», их виды; порядок выполнения действий над ними;
  • понятие «определитель», свойства определителей;
  • формулы Крамера.

уметь:

  • выполнять действия над матрицами, находить обратную матрицу;
  • вычислять определители 2,3 порядка;
  • решать системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными методом Крамера, с помощью обратной матрицы, методом Гаусса.

В течение изучения курса учащимся предлагается подготовить доклады по темам:

  1. Применение формул Крамера, метода Гаусса при решении систем уравнений с четырьмя и более неизвестными.
  2. Исследование: как с помощью изученных методов определить количество корней уравнений.
  3. Решение систем уравнений повышенной сложности.

Литература для самостоятельного изучения учащимися:

  1. Бугров Я.С., Никольский С.М. «Элементы линейной алгебры», М., «Наука», 1988 г.

Литература для учителя:

  1. Щипачев Е.С. «Высшая математика», М., «Высшая математика», 1985 г.
  2. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. «Высшая математика в примерах и задачах», М. «Высшая школа», 1980 г.
  3. В.Т. Воднев, А.Ф. Наумович, Н.Ф. Наумович «Основные математические формулы. Справочник», под редакцией Ю.С. Богдановича, Минск «Вышейшая школа», 19995 г.

Содержание программы

Занятие 1. Матрицы, виды матриц. Действия над ними.

Методы обучения: изучение нового материала в форме лекции или с помощью мультимедиа.

Занятие 2. Практикум по теме: «Матрицы, действия над ними». Материал прилагается.

Методы обучения:

  1. Повторение теоретического материала;
  2. выполнение тренировочных упражнений;
  3. решение кодированных заданий;
  4. самостоятельное составление учащимися кодированного задания.

Занятие 3. Определители. Миноры. Алгебраические дополнения.

Методы обучения: изучение нового материала в форме лекции или с помощью мультимедиа.

Занятие 4. Практикум по теме: «Определители. Миноры. Алгебраические дополнения». Материал прилагается.

Методы обучения:

  • Повторение теоретического материала;
  • выполнение тренировочных упражнений;
  • решение тестовых заданий;
  • самостоятельное составление учащимися тестов по теме.

Занятие 5. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

Методы обучения: изучение нового материала в форме лекции или с помощью мультимедиа.

Занятие 6. Практикум по теме: «Решение систем линейных уравнений методом Гаусса». Материал прилагается.

Методы обучения:

  • Повторение теоретического материала;
  • выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 7. Решение систем линейных уравнений методом Крамера.

Методы обучения: изучение нового материала в форме лекции или с помощью мультимедиа.

Занятие 8. Практикум по теме: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера». Использовать материал занятия 6.

Методы обучения:

  • Повторение теоретического материала.
  • выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 9. Решение систем линейных уравнений с помощью обратной матрицы.

Методы обучения: изучение нового материала в форме лекции или с помощью мультимедиа.

Занятие 10. Практикум по теме: «Решение систем линейных уравнений с помощью обратной матрицы». Использовать материал занятия 6.

Методы обучения:

  • Повторение теоретического материала.
  • выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 11. Повторение материала по всему курсу. Решение систем тремя способами.

Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений, решение кодированных заданий.

Занятие 12. Защита представленных докладов.