"Человек образованный – тот, кто
знает, где найти то, чего он не знает". |
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
- постановка проблемы (выделение основополагающего вопроса)
- изучение теории, связанной с выбранной темой
- выдвижение гипотезы исследования
- сбор собственного материала и его анализ
- собственные выводы
Сейчас одной из основных задач образования является не наличие суммы знаний, а умение находить необходимые знания самому. Нельзя сказать, что это принципиально новое направление в педагогике. Ещё И.Г. Песталоцци писал: "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности.
Основные этапы организации исследовательской деятельности:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).
- Распределение задач по группам, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в групповой работе в библиотеке, пр.).
- Защита своей работы.
- Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Основные плюсы исследовательской деятельности на уроках:
- формируются умения ориентироваться в информационном пространстве, навыки критического мышления
- формируются умения увидеть, сформулировать и решить проблему
- формируются навыки самостоятельной работы
- формируются навыки работы в команде. А учиться вместе (в команде) не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём формируются не только коммуникативные компетентности, но и нравственные – помочь другу, вместе решить любые проблемы; разделить радость успеха или горечь неудачи
- формируются навыки самоконтроля
Рассмотрим пример использования исследовательской деятельности на уроках физики. Тема работы "Жизнь на дне воздушного океана" была представлена учащимися 7-го класса в рамках школьной темы "Атмосферное давление". Результат работы представлен в виде презентации исследования.(Приложение 1)
Презентация должна включать:
- название исследования
- цель самостоятельной работы
- ход и результат исследования
- список используемых ресурсов
Основные недоработки презентаций учащихся чаще всего состоят в том, что не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы. Вместо этого – просто информация по какой-то теме. Также часто используют много технических (визуальных, звуковых) эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части. Особое внимание ребят надо обратить на то, что в Интернете, как и в обычной библиотеке, практически все ресурсы охраняются Законом об авторском праве. Поэтому при цитировании или использовании фрагментов необходимо указывать имя автора. Учащиеся, которые знакомы с правилами корректного поведения в отношении авторских прав уже не подадут учителю доклад (реферат, сообщение) бездумно скачанный из Интернета. А это ещё один дополнительный плюс с пользу данного вида работы.