Цели:
- Формировать умение целостно воспринимать образ-персонаж в рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи;
- Развивать умение видеть авторскую позицию, отношение, оценку;
- Вызвать интерес к чтению через мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие детей.
Учитель незаметно для детей достаёт коробку с
надписью “Подарки”.
Учитель. Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать что там?
Д. Да, конечно.
2. Работа с текстом до чтения
1. Актуализация знаний, появление темы урока.
Появляется портрет писателя Ю.Коринца. (Слайд 1, см. Приложение 1)
У. Узнаёте ли вы этого писателя?
Д. Да, это Ю. Коринец. Мы читали его произведения.
У. С какими произведениями этого писателя вы знакомы?
Дети называют знакомые произведения писателя (“Ханг и Чанг” и другие), действительно дети уже знакомились с главами из повести (Слайд 2)
У. Как вы думаете, почему портрет писателя оказался на слайде?
Дети высказывают предположения.
Учитель подтверждает основную версию детей о
том, что скорее всего в одном из произведений
писателя говорится о подарках.
У. Давайте проверим это предположение. А как не перелистывая страницы учебника найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение?
Д. Нужно обратиться к содержанию учебника.
Дети находят в содержании учебника название произведения “Подарки под подушкой” Ю.Коринец.
2. Антиципация чтения
У. Прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3)
Какие появляются предположения о содержании произведения?
Дети высказывают свои предположения.
3. Появление проблемы, целей урока
У. Любите ли вы получать подарки? Кто их вам дарит?
Ответы детей.
У. Любите ли вы дарить подарки?
Мнения детей расходятся.
У. Какой спор у нас возник? Как сформулируем проблемный вопрос?
Дети высказывают свои предположения. Один из вопросов записывается учителем (Слайд 4)
Что приятнее получать или дарить подарки?
Получать | Дарить |
Учитель предлагает детям сделать выбор и
встать у доски к одной из надписей “получать”
или “дарить”
Дети выходят, предварительно шепнув на ушко своё
мнение соседу.
У. Мнения разошлись. Эту проблему поможет нам обсудить произведение Ю.Коринца “Подарки под подушкой”.
3. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение первой части.
Чтение комбинированное (учитель и учащиеся).
Результаты первичного чтения.
2. Перечитывание текста.
У. Кто выступает в роли рассказчика?
Дети высказывают свои предположения, подтверждая словами текста, о том, что рассказчиком выступает взрослый мужчина, который вспоминает о своём детстве.
У. По каким праздникам герой-рассказчик получал подарки? За что?
Дети находят в тексте, названия праздников, по которым он получал подарки.
Что приятнее получать или дарить
подарки?
(Слайд 5)
Получать | Дарить |
День рождения По большим праздникам 1 Мая 7 Ноября 1 Сентября Новый год По маленьким праздникам По бабушкиным праздникам За хорошее поведение За хорошие отметки За выздоровление после болезни Когда приходили гости От дяди В разные даты |
У. Названия, каких праздников вам не совсем понятны? Какие это бабушкины праздники?
Дети аргументируют свои ответы строчками из текста.
У. А сам герой, когда дарил подарки?
Что приятнее получать или дарить
подарки?
(Слайд 6)
Получать | Дарить |
День рождения По большим праздникам 1 Мая 7 Ноября 1 Сентября Новый год По маленьким праздникам По бабушкиным праздникам За хорошее поведение За хорошие отметки За выздоровление после болезни Когда приходили гости От дяди В разные даты |
День рождения папы День рождения мамы День рождения бабушки День рождения дяди Дни рождения моих друзей |
Создание проблемной ситуации.
Учитель раздаёт листочки, на которых
предлагает детям записать названия подарков,
которые дарили герою.
Дети пытаются выполнить задание.
У. Перечислите названия подарков, которые вы записали?
Дети не смогли справиться с заданием, так как в тексте не указано ни одного упоминания о конкретном подарке.
У. Какими словами автор сообщает, сколько получал подарков герой? (Слайд 7)
много
очень много
страшно много
купался в подарках
Учитель может предложить детям расположить выражения в порядке возрастания.
У. Как видим, наш герой получал очень много подарков. Ценит ли он эти подарки?
Ответы детей.
У. Когда много и часто – это приятно?
Ответы детей сходятся к тому, что герой не высказывает своего отношения, а только перечисляет события.
У. Посчитайте, сколько раз автор употребляет слово “подарок” в тексте I части.
Дети убеждаются, что много раз.
У. Почему автор так часто употребляет слово “ подарок”?
Учитель просит детей произнести слово “подарок” с разной эмоциональной окрашенностью.
У. Герой получал удовольствие от получения подарков?
Д. Скорее всего, нет.
У. Что говорит нам герой о том, как он дарил подарки?
Дети находят из текста слова, подтверждающие ответ (Слайд 8)
приходилось
делать самому
чепуха
3. Беседа по содержанию первой части в целом
У. Как вы думаете, что для него было приятнее: дарить или получать? Мы смогли ответить на проблемный вопрос?
У. Давайте прочитаем II часть, может она нам что-то прояснит.
4. Первичное чтение второй части.
Чтение комбинированное (учитель и учащиеся).
5. Перечитывание и беседа по содержанию.
У. О чём размышляет автор? Есть ли в тексте вопросы, которые волнуют автора?
Ответы детей учитель фиксирует (Слайд 9)
Подарки – это детское дело?
Учитель дополняет список своим вопросом: Что предлагает рассказчик делать, чтобы все люди получали подарки? К чему призывает автор?
4. Работа с текстом после чтения
У. Сформулируйте ответы на вопрос: “К чему призывает автор?” в форме лозунга – призыва, выражающего позицию автора рассказа.
Работа в группах.
Каждая группа хором декламирует свой лозунг. (При необходимости предложить детям сократить текст призыва, перефразировать так, чтобы легко было декламировать. Например, лозунг “Чтобы никто не остался без подарка” в ходе обсуждений был изменен) (Слайд 10 )
“Подарки украшают жизнь”
“Подарки – не пустяки”
“Не забывайте о подарках”
“Ходите друг к другу с подарками”
“Не оставляйте никого без подарка”
5. Подведение итогов
У. Изменилось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений?
Учитель предлагает детям сделать повторный выбор и выйти к табличкам “получать” или “дарить” (Слайд 11)
У. Вы действительно правы. Подарки получать приятно, но и дарить тоже не менее приятно. Мне хотелось бы вам сделать приятный сюрприз. Поднимите руку те, кто сегодня был активным читателем: читал текст, отвечал на вопросы, рассуждал, аргументировал своё мнение.
Учитель достаёт коробку с надписью
“Подарки”, в которой находятся разноцветные
пятерки.
Дети выбирают понравившуюся по цвету пятёрку.
6. Домашнее задание
С учётом деятельности учащихся на уроке предложить нарисовать то, что они хотели бы найти под подушкой или написать кому они хотели бы сделать “тайный” подарок и почему ( см. Приложение)